В действиях толкания перед собой подвижных тележек на колесиках и подтягивания к себе предметов за веревочку ребенок учится координировать свои движения и движение предмета, которое он синхронизирует по скорости и направлению со своими действиями. Кроме того, ребенок учится различать предметы, которые катятся и не катятся (их приходится волочить за собой), катятся быстро или медленно, издают звуки при движении сами, или эти звуки можно изображать самому. В начале раннего возраста особую задачу для ребенка представляет захват ручки движущейся тележки и умение управлять движением предмета с ее помощью, а также и захват веревочки, за которую можно возить предмет, пальцами или всей рукой.
В играх данной группы ребенку предлагается набор достаточно крупных по размеру и снабженных подвижной длинной ручкой игрушек на колесиках, тележек, которые можно везти за собой или скатывать с наклонной плоскости. Для действий подтягивания можно использовать самые разнообразные предметы. Поместите в уголке для занятий все предметы, которые Вы можете нанизать на веревочку и предложить ребенку повозить их по столу или по полу. Это могут быть игрушечные автомобильчики и легкие грузовички, гирлянды из пластмассовых игрушек или емкости, заполненные мелкими предметами и издающие разные звуки при движении. Обязательно позаботьтесь, чтобы мелкие предметы, которыми вы заполняете емкости были надежно спрятаны внутри, чтобы ребенок не открыл крышку емкости и не засунул мелкие предметы в рот, ухо или нос.
«КАТАЛКИ»
Взрослый показывает детям, как катают тележку и предлагает поиграть с ней. Например, можно использовать изображение того животного, в виде которого она сделана, и попросить ребенка отвезти ее в «свой» домик. Этот «домик» воспитатель изготавливает заранее из подручных средств. Например, кладет на один из стульчиков морковку для «зайчика», на другой — баночку меда для «мишки», цветок — для бабочки и т. д. Если тележка не персонифицирована, то есть, представляет собой простую платформу или грузовичок, их также можно использовать для данной игры, предварительно посадив на них каких-то животных — плюшевых собачку, лису, мишку. В этом случае задание будет естественным образом усложнено, так как перед ребенком встанет дополнительная задача довезти зверюшку до дома так, чтобы она не упала.
«ДВИЖЕНИЕ ПОД УКЛОН»
Малышу требуется некоторое время, чтобы научиться толкать перед собой игрушечные машинки или тележки. Помогите ему, наглядно показав как это делается, а затем подскажите, как запускать тележку по наклонной плоскости, тогда движение толкания будет осуществлять легче. Когда малыш освоит его, предложите толкать тележку по ровной поверхности.
«ПОЧЕМУ МАШИНКА НЕ КАТИТСЯ?»
Задачу можно усложнить. Поставьте на наклонной плоскости помеху (ограничитель), чтобы катящийся предмет останавливался в каком-то положении. Помогите ребенку понять, почему машинка не едет, снимите вместе с ним помеху движению или побудите ребенка «объехать» препятствие.
«ЕЗДИМ ПО ДОРОЖКАМ»
В этом варианте игры можно заранее изготовить с помощью строительного материала «дорожки», начертить мелом на полу «клумбы» и заполнить их нарезанной бумагой или вырезанными из бумаги цветочками и попросить ребенка провезти тележку в виде какой-нибудь зверюшки точно по дорожке, чтобы не затоптать «цветочки».
«ЕЗДА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ»
Можно усложнить маршрут передвижения ребенка с тележкой и помимо ограниченных кубиками дорожек, соорудить из подручных средств «горки», «мостики», «лесенки». Положите на стул в конечной точке маршрута какую-нибудь игрушку и скажите малышу, что он как будто везет доктора к больному, поэтому нужно приехать побыстрее. Объясните ребенку, как закатывать тележки на горку и скатывать их с горки, как можно провезти тележку по мостику, находящемуся на высоте и т. д.
«ЗМЕЙКА»
Привяжите к веревочке пустую пластиковую бутылку, предварительно поместив в нее горошины, бусины или мелкие игрушки. На веревочку (длиной около 60 см) можно нанизать разные предметы домашнего обихода: катушки от ниток, баночки из-под косметики. Сделайте петельку, за которую поделку легко тянуть и предложите ребенку покатать змейку. В следующий раз он, возможно, захочет помочь Вам в нанизывании предметов на веревочку.
Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.