Летом дети много времени проводят на воздухе, среди прекрасной природы, что позволяет полнее использовать окружающие природные объекты для воспитания у них любви, бережного, гуманного, правильного отношения ко всему живому. Лето — замечательная пора расцвета всей природы. Благодаря обилию тепла и света жизнь развивается в это время года во всей полноте, бурно. Малышу важно показать многообразие красивых цветущих растений, приучать к бережному обращению с ними.
1. ЦВЕТЫ. Гуляя с детьми в лесу, на лугу, можно познакомить с названиями некоторых цветов (ромашка, лютик, колокольчик), рассмотреть их, найти у них листья, цветки, сравнить по окраске (белый, красный, желтый). Сколько разных по цвету красивых цветов! Хорошо провести игру «Найди такой же цветок».
2. ДЕРЕВЬЯ. В лесу или парке следует вновь привлечь внимание к деревьям. Как их здесь много, какие они высокие! Найдите среди них знакомую березку, вызовите у ребенка чувство радости при встрече с неЙ. Как мы ее узнали? Сколько березок в лесу? (Очень много) Какие они красивые! На всех деревьях сочные зеленые листья. В лесу кругом разные деревья.
Одеты деревья, Кругом по траве
Одеты кусты, Запестрели цветы...
В лесу, в парке дети могут свободно двигаться, прятаться за деревья, аукаться, перекликаться. Учите их прислушиваться к окружающим звукам: «Марина, послушай, это для тебя поет птичка!», «Послушайте, как поет водичка свою песенку!».
Можно предложить ребенку выбрать среди деревьев друзей и как-нибудь назвать их (береза — подружка, елка — колючий ежик, дуб — добрый дедушка). Обратите внимание малышей, что в лесу тихо и прохладно.
3. ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Собирая на опушке леса шишки и желуди, у водоема камешки и ракушки, ребенок непосредственно знакомится с гладкой и шероховатой поверхностью предметов, ощущает их тяжесть, узнает особенности формы, величины, цвета. Очень нравятся детям загадки типа: «Отгадай, что я положу тебе в ладошки: камешек или желудь?»
4. ЦВЕТОЧНЫЕ КЛУМБЫ. Большую радость у малыша вызывает рассматривание клумбы с цветами, любование ею.
Рассматривая цветочную клумбу, очень важно вызвать у детей желание любоваться красивыми цветами. Пусть ребенок выберет один-два цветочка, которые особенно понравятся ему. Назовите их, спросите, какого они цвета, большие или маленькие, сколько их (один или много), понюхайте цветочки. Постоянно приучайте беречь цветы, не рвать их.
5. САД. На летних прогулках в сад дети узнают, где растут яблоки, вишни, как их много на деревьях. Рассматривают плоды, сравнивают их по величине, цвету, форме, вкусу.
6. НАСЕКОМЫЕ. Во время прогулок дети часто встречают разных насекомых, у них возникает желание поймать бабочку, стрекозу. Не следует разрешать это делать. В природе все меньше остается красивых насекомых, поэтому просто полюбуйтесь вместе с вашим малышом летающими разноцветными бабочками, стрекозами, жуками. Можно осторожно поместить насекомое в банку с веточкой или цветком, внимательно рассмотреть, обратив внимание на то, как насекомое ест, передвигается. После этого выпустить его на волю (вынуть веточку с сидящей бабочкой из банки и проследить, как она улетает).
В лесу интересно наблюдать за муравьями, как они тащат еловые иголки — это они строят свой дом (муравейник), не следует им мешать. Их работа нужна лесу. Пока для малыша достаточно отметить сам факт, а старшим детям объяснить, почему муравьи нужны лесу.
7. ПТИЦЫ. Где бы ни проводились прогулки летом, привлекайте внимание детей к жизни птиц. Их можно видеть везде: в воздухе, на земле, на деревьях. Продолжайте наблюдать не только за грачами, воробушками, но и покажите ласточек: как они быстро и красиво летают, какие издают звуки, как садятся на деревья. Знакомя малышей с разными животными, можно давать задания на различение и за¬поминание животных («Кто пришел? Кого не стало?»); группировку животных в пары по признаку: взрослое животное — детеныш («Чей малыш? Помоги найти маму»); вычленение характерных для животного повадок («Кто что ест? Кто клюет, а кто лакает? Кто как кричит?»).
Так дети постепенно учатся понимать природу. Все растения и животные становятся их добрыми знакомыми, которым можно сказать: «Здравствуй! Как поживаешь? Я твой друг!»
Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться, проявлять пытливость наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе — нашем доме — вот благородная задача взрослых.
С первых шагов ребенка каждым своим действием закладывайте в его сознание понимание того, что духовная и физическая жизнь человека неразрывно связана с природой
Источник - Программа воспитания детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада "Кроха" (Г.Г,Григорьева и др., издательство "Просвещение")
Полезна: 3 голоса
Не полезна: 3 голоса
Предлагаем почитать