Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Игры и развлечения / Почему ребёнок не запоминает буквы и как можно с этим справиться

Почему ребёнок не запоминает буквы и как можно с этим справиться

Подборка занятий и игр от нейропсихолога
 
Многие обыденные для взрослых вещи кажутся детям непосильной задачей. Казалось бы, ну что сложного в том, чтобы отличить "А" от "Е"? Но вопрос "Что делать, если ребёнок не запоминает буквы?" — один из самых популярных у родителей. Узнали у нейропсихолога Натальи Андреевой, почему возникает такая проблема и какие есть способы помочь ребёнку в игровой форме.
 
 
Основные причины, почему ребёнок не запоминает буквы
 
На начальном этапе изучения образ буквы ещё не стойкий. Ребёнок путает близкие по написанию и звучанию буквы, не может вспомнить и написать букву или сложить её. Чаще всего сначала дети запоминают гласные, так как их чаще используют, а низкочастотные усваиваются дольше. Если ребёнок не испытывает особых трудностей с высшими психическими функциями, то запоминание букв происходит достаточно быстро — при их ненавязчивом, но регулярном повторении в разных игровых формах.
 
Иногда родители даже не прилагают особых усилий, а ребёнок всё быстро спонтанно запоминает. Бывает и так, что регулярные занятия по изучению букв не приносят должного эффекта и он продолжает путаться и забывать буквы. С этой проблемой достаточно часто сталкиваются и родители, и специалисты.
 
В первую очередь стоит обратиться к нейропсихологу, который поможет выявить несформированность функций мозга, приводящую к плохому закреплению образа буквы. С нейропсихологической точки зрения причин может быть несколько.
 
Их можно разделить на два блока: недостаточная переработка зрительной информации (зрительное восприятие и память) и дефицит нейродинамических процессов головного мозга (трудности концентрации внимания).
 
Недостаточная переработка зрительной информации
 
1. Недостаточность зрительного восприятия
 
В этом случае сама конфигурация буквы плохо анализируется головным мозгом. Она состоит из нескольких элементов (горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная, овал, полуовал), и они по-разному расположены относительно друг друга, создавая тот или иной образ конкретной буквы.
 
Мозгу необходимо проанализировать эти элементы, связать их воедино и закрепить за каким-то названием. При недостаточности зрительного восприятия целостный образ буквы не запоминается из-за плохого анализа её конфигурации. Внешне одинаковые, состоящие из похожих элементов буквы путаются.
 
2. Зрительно-пространственная несформированность
 
Все элементы располагаются в разных пространственных отношениях относительно друг друга (этот крючок туда, а эта палочка сюда). При слабости пространственного восприятия элементы букв будут смешиваться и ребёнок будет постоянно путать их расположение, а образ буквы не закрепится.
 
3. Недостаточное развитие зрительной памяти
 
Для того чтобы запомнить букву, мозгу недостаточно проанализировать её конфигурацию и пространственное расположение элементов. Мозг должен ещё и запомнить эту информацию, чтобы не требовалось анализировать её снова и снова.
В норме восприятие буквы происходит автоматически, так как этот образ ранее многократно воспринимался и сохранился в долгосрочной памяти.
 
Если зрительная память развита плохо, то, как бы мы ни старались запоминать с ребёнком буквы, он не сможет этого сделать либо будет делать очень долго.
 
Получается, для запоминания буквы необходимы все три процесса, связанные со зрительной переработкой информации: мозг видит конфигурацию буквы, разделяет её на элементы, анализирует их расположение, соединяет это всё в единый образ и отправляет информацию в долговременную память. Поэтому, если мы сталкиваемся с трудностями запоминания букв, нам нужно развивать все три зрительных процесса.
 
Дефицит нейродинамических процессов мозга
 
Дефицит нейродинамики включает в себя слабость концентрации и объёма внимания, быструю истощаемость, низкий уровень мозговой активности. Это фоновые процессы, благодаря которым осуществляются все когнитивные функции человека. Ведь чтобы выполнить какую-либо задачу, мозг должен находиться в состоянии активности и включённости.
 
Если эти процессы протекают вяло, ребёнку будет трудно сосредоточиться на какой-либо задаче, анализировать её, совершать какие-то действия для достижения результата. Это может отражаться и в процессе запоминания букв: вы занимаетесь, а он витает в облаках или не может долго удерживать внимание на том, что вы ему объясняете. В результате эффективность обучения значительно снижается и ребёнок плохо запоминает поступающую информацию.
 
Как можно помочь ребёнку?
 
Закономерно возникает вопрос "Что же делать?". Всё не так плохо, и при правильном воздействии на причины трудностей их можно исправить. Но важно понимать: если ребёнок не запоминает буквы, простое заучивание не будет эффективно. Нужно развивать те функции, которые лежат в основе процесса.
 
1. Развитие тактильного образа буквы
 
Успех чтения и письма в будущем во многом зависит от того, как вы закрепите образ буквы. Здесь нужно разъяснить два важных этапа в освоении буквы: её восприятие и представление. Разница в том, что при восприятии необходимо непосредственно чувствовать руками букву, а представление формируется на основе чувственного опыта и уже не требует ощущения буквы. Поэтому важно подольше задержаться на стадии восприятия буквы.
 
Для этого нужно многократно использовать её в разных вариантах:
 
знакомиться с графемой буквы, находить её ассоциативный образ ("б" — белка с поднятым хвостом, "д" — дятел с хвостом, опущенным вниз; душ с загнутым шлангом);
лепить буквы из пластилина;
вырезать;
делать из проволоки;
рисовать на песке, манке пальцем;
рисовать мелками;
толстой кистью на листе бумаги (расположенном на вертикальной поверхности);
обводить по контуру;
водить пальцем по шершавой букве;
готовить печенье в форме букв;
складывать буквы из фасоли, гороха;
конструировать буквы из счётных палочек и других элементов;
достраивать букву до целой из элементов (особенно те, которые ребёнок часто забывает);
превращать одну букву в другую за счёт передвижения одного элемента;
рисовать буквы в воздухе;
угадывать написанные на руке (спине, ноге) или в воздухе буквы;
искать буквы вокруг (на улице, в магазине…);
определить на ощупь нужную букву среди других пластмассовых букв в мешочке;
пройти ногами по букве, нарисованной на большом листе бумаги, на полу скотчем, на асфальте.
 
Для более старших дошкольников и младших школьников можно уже предложить задания со словами и текстами:
 
нахождение и выделение изучаемой графемы в ряде других графем в слогах, словах, предложениях, текстах, ряду слитно написанных букв;
вписывание изучаемой графемы маленького размера в её большой контур;
в ряду элементов букв, написанных раздельно, нужно обвести те, из которых состоит изучаемая буква (или графема, которую он чаще путает на письме);
игра в "Лото", Memorу с буквами.
 
2. Развитие зрительного восприятия
 
поиск на картинке предмета по описанию (зрительная опора);
угадывание предмета по описанию (реальные предметы, которые ребёнок видит перед собой);
называние предмета по описанию без зрительной опоры (образ, который сохранился в памяти);
отыскивание предмета по его тени ("найди тень");
поиск предметов, наложенных друг на друга;
опознание перечёркнутых изображений, незаконченных изображений, их дорисовывание;
поиск изображений по фрагменту рисунка;
составление целого предмета из разрезанной картинки;
игры "найди, чего на рисунке не хватает", "найди ошибку", "найди различия";
игра "Великан и гном" — необходимо выбрать для великана карточки с изображением больших предметов, а для гномика — маленьких предметов;
игра "Четвёртый лишний" — среди предложенных предметов, букв, цифр найти самый маленький, самый большой, самый толстый и самый тонкий, исключить предмет по форме, цвету;
игра "Лото" — соединить фигуру и предмет с похожей формой.
 
3. Развитие зрительной памяти
 
запомнить несколько картинок и найти их среди других;
воспроизвести фигуры, сложенные из счётных палочек, по памяти;
вспомнить детали сюжетной картины. Взрослый задаёт наводящие вопросы: "А что в этом углу? А что нарисовано посередине? А нарисована ли тут берёза?";
старая коллективная игра: водящий выходит из комнаты. Другие игроки меняют что-то во внешности либо одного, либо сразу всех участников (можно обмениваться одеждой или убирать элементы). Ведущий должен угадать, что изменилось;
"Что изменилось?". Раскладываете перед ребёнком несколько предметов или картинок, он их запоминает, потом закрывает глаза, а взрослый меняет местами или добавляет/убирает элементы.
 
4. Развитие зрительно-пространственной функции
 
Знакомство с названиями частей тела: голова, плечи, локти, кисти, запястье, бедро, коленки, голень, ступни, части лица.
Закрепление понятий "верх", "низ", "над", "под", "выше", "ниже", "слева", "справа", "между" на частях своего тела и лица ("А что у тебя под носом? Что под коленкой? Что между ушами?"). Только после этого переходить на закрепление этих понятий в окружающем пространстве.
Называние частей тела сверху вниз и снизу вверх, все части, расположенные справа и слева, спереди и сзади.
Воспроизведение фигуры, сложенной из палочек.
Графические диктанты по клеточкам, в том числе поиск клада в комнате по графической схеме.
Игра "Робот". У взрослого есть пульт управления, и он отправляет команды ребёнку: "Сделай шаг вперёд", "Сделай 2 прыжка вправо", "Сделай 3 шага назад и 1 прыжок влево".
Игра "Муха". Чертим квадрат (3×3 или 5×5), в середину ставим муху. Ребёнок передвигает её в соответствии с вашей инструкцией (вверх, влево, вниз, вправо, две клеточки влево, одну клеточку вниз). Как только муха покидает пределы квадрата, ребёнок должен быстро хлопнуть в ладоши, иначе она улетает в окно. После закрепления этого уровня можно переходить на следующий — следим за мухой без пальчика, третий уровень — представляем движение мухи с закрытыми глазами
 
5. Повышение энергетического тонуса
 
Для этого необходимо соблюдать общие рекомендации:
режим дня;
регулярные прогулки на улице и занятия спортом (бассейн);
закаливание;
бассейн;
массаж/самомассаж;
пить больше чистой негазированной воды;
качание на балансире (для повышения общего тонуса);
удобное и правильное с точки зрения роста рабочее место и освещение, регулярное проветривание;
режим и качество питания (разнообразная и здоровая пища с достаточным количеством витаминов, микроэлементов, белков и жиров);
при необходимости — сезонное применение комплекса витаминов (по согласованию с врачом);
сон не менее 9–10 часов в сутки;
подвижные игры, игры с правилами вместо гаджетов.
 
Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

Предлагаем почитать

8 игр, чтобы вырастить эмоционально сильных детей Сочиняем, угадываем и говорим комплименты!
Игры, которые учат доброте Замечательные игры, развивающие положительные качества ребёнка

Почему ребёнок не запоминает буквы и как можно с этим справиться

Подборка занятий и игр от нейропсихолога

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Детский развивающий центр "Лукошко"

Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.

Подробные условия