Нейропсихологические упражнения разрабатываются для различных возрастных групп. При выборе одного из них лучше консультироваться со специалистом, поскольку в зависимости от тяжести проблемы могут понадобиться особые приемы, подходы к выполнению.
Первые 12 месяцев жизни
Ребенок еще мал, чтобы с ним серьезно заниматься. На первом году жизни ему важно слышать речь родителей, тактильно изучать мир. Самые полезные вещи: массаж и плаванье.
От года до двух лет
Упражнения по нейропсихологии для детей такого возраста просты и набор их очень скромный. Нужно читать малышу стихи и сказки. Желательно, чтобы "репертуар" был ограниченным. Повторения полезнее, чем многообразие. Можно играть в кубики, работать с небольшими предметами, чтобы активировалась мелкая моторика – исключительно под присмотром взрослых. Главное – заниматься. Простые развлечения способствуют функциональному развитию.
Для 3-4 лет
Возраст, когда ребенок уже умеет говорить, вероятно, ходит в детский сад, у него есть довольно устойчивые представления о мире. И тут игры более разнообразные:
"Змейка". Расставьте несколько стульев в шахматном порядке. Задача ребенка – аккуратно проползти между стульями на животе и на спине.
"Хлопки". На один хлопок малыш начинает двигаться. На другой – останавливается и замирает. В конце игры посчитайте до 10. После этого ребенок должен тихонечко присесть, успокоиться.
"Замри-отомри". Включите веселую музыку. Ребенок может под неё двигаться, танцевать. По команде "Замри!", малыш останавливается. "Отомри!" – начинает опять двигаться.
"Канатоходец". Положите на полу веревку. Пациент должен по ней шагать, плотно прижимая стопы к полу. Нужно представить, будто веревка не лежит на земле, а натянута в воздухе.
Переходим к дыхательным упражнениям:
"Нюхаем цветок". Положите перед ребенком игрушку в виде растения. Можно вырезать цветок из бумаги. А можно взять и настоящий, если нет аллергии и других противопоказаний. Далее, ребенок носом глубоко втягивает воздух. Рот закрыт. Выдыхать малыш должен ртом. Так же сильно. Упражнение повторите 5 раз.
"Свечка". Можно взять настоящую свечу или муляж, если нет желания или возможности работать с огнем. Ребенок вдыхает через нос и сильно выдыхает через почти закрытый рот. Постепенно пламя необходимо отдалять от малыша, объяснив ему, что дуть с каждым разом нужно сильнее.
Для 4–5 лет
"Река и берег". На полу положите веревку. Она будет границей между рекой и берегом. По команде "Река!" малыш должен "нырнуть". По команде "Берег!" – "выбраться на сушу".
Сначала команды чередуются последовательно. Затем, можно менять порядок. Например, несколько раз сказать: "Река!". Ребенок должен оставаться "в воде".
Есть более сложный вариант игры: взрослый не только говорит, но и показывает, что нужно делать. Причем, сказав: "Река!", взрослый может остаться "на берегу". Малыш должен слушать и реагировать на то, что произносят, а не повторять движения.
Если есть проблемы с этим упражнением, то можно предложить мальчику или девочке сначала проговаривать свои действия, мысленно определять, что нужно совершить, а потом уже "прыгать в воду" или "выбираться на берег". Это поможет успокоиться, сосредоточиться и выполнить всё правильно.
"Теннис без ракеток". На пустую ровную поверхность стола положите легкий шарик – как для пинг-понга. Задача каждого из двух игроков – задуть спортивный снаряд на сторону соперника. Идеально – чтобы шарик упал со стола. Условие: не касаться мячика руками, носом, ушами и всем остальным. Отличная тренировка для легких.
Для 5–7 лет
"Мама ничего не знает". Делают карточки как фанты, на которых написаны задания. Мама тянет листок, на нем – простое упражнение. Но она не знает, как его выполнять. Например: "Сделай бутерброд". Ребенок должен давать четкие инструкции: взять хлеб; нарезать его; взять из холодильника соус и так далее.
Задания стоит придумывать любые, но такие, чтобы ребенок в 5–7 лет мог их детально описать. Можно привлечь к игре еще и папу – чтобы он помогал сыну или дочери, если малыш запутался.
Существует вариант этой игры с рисованием. Ребенок изображает на листе какие-то простые фигуры, затем – рассказывает маме, что ей нужно сделать, чтобы получилось то же самое.
Дыхательное упражнение "Ветерок": ребенок набирает в рот воздуха. Далее, он должен изобразить с его помощью шум ветра, свист птицы или воинственный клич аборигена. То есть нужно каким-то образом прикладывать палец или целую ладонь к губам. Как именно – это он сам должен понять. Вначале могут подсказывать взрослые.
Для 7–10 лет
Следующие упражнения можно делать и в 6 лет, и в 9, и в 7, 8, 10.
"Угадай". Возьмите 30–40 карточек. Например, с изображениями животных. Взрослый выбирает карточку. Ребенок должен узнать, какую именно. Для этого школьник может задавать вопросы. Но только такие, на которые можно ответить односложно. То есть, "да" или "нет".
У ребенка 20 попыток. Перебирать карточки по очереди нельзя.
Есть вариант сложнее: карточки не используются. Взрослые загадывает любой предмет из конкретной категории. Например: птицы. Ребенок задает вопросы, получает на них ответы и, учитывая признаки загаданного, предполагает, что именно это было.
Занятия для подростков
"Кулак-ребро-ладонь". Можно выполнять упражнение за столом. Утром, днем и вечером. Оно простое, но положительно влияет на укрепление межполушарных связей. Нужно по очереди менять положение руки – сжать в кулак, поставить ребром на стол, затем положить ладонь.
"Гравитационный планер". Пациент садится и скрещивает ноги в лодыжках. Наклоняясь вперед, опускает руки вниз с одновременным выдохом. На вдохе поднимается, принимает исходное положение.
"Сова". Крепко взяться правой рукой за левое плечо, повернуть голову назад, глубоко вдохнуть, повторить то же самое с другим плечом, развернуть плечи, опустить подбородок на грудь, глубоко вдохнуть. Это упражнение помогает расслабиться, если подросток долго сидит.
Универсальный комплекс для детей любого возраста
"Следи за предметом". Взрослый водит перед глазами ребенка игрушкой или любым предметом. Малыш должен следить глазами за вещью.
"Реакция на звук". Играющие договариваются, что на определенный звук ребенок должен показать какой-то знак. Например, выставить большой палец на руке. Малыш закрывает глаза. Взрослый издает звуки.
"Вдохи, выдохи". Ребенок принимает положение лежа на спине. На счет он должен делать вдохи и выдохи. Сначала – на ровный. Например: на 3 вдох, на 3 выдох. Далее, можно менять договоренности. Скажем: на 3 вдох, на 5 выдох.
Это примеры упражнений. Их существует множество. Можно найти видео с демонстрацией, посмотреть его онлайн бесплатно, изучить пособия. Полные практические занятия со знанием дела проводит нейропсихолог клиники La Salute.
Кто может заниматься с ребенком
Как должно быть понятно, большинство упражнений легко сделать в домашних условиях. Но нужно обратиться к специалисту хотя бы за консультацией. Нейропсихолог оценит состояние ребенка, подскажет, какие упражнения будут наиболее полезными, назовет противопоказания.
Бывает, что ситуация настолько сложная, что родителям тяжело организовать занятия самостоятельно. Например, если есть аутизм, умственная отсталость. Поэтому дома заниматься можно, но не всегда, и только после консультации со специалистом.
Когда ждать результатов
Все индивидуально. Одним требуется месяц, другим – полгода и больше. Малыши 3-4 лет после упражнений начинают хорошо говорить, получают навыки взаимодействия с окружающим миром. Школьники становятся усидчивыми, показывают успехи в учебе, лучше воспринимают информацию. Подростки становятся более уравновешенными, контактными.
Есть ли противопоказания к занятиям
Вскользь упоминалось, что они существуют. Список небольшой. Это редкие исключения из правил. Речь о следующем: эпилепсия; генетические заболевания; психические расстройства.
Есть категории детей, которым можно заниматься нейропсихологическими упражнениями, но с особой осторожностью. Это пациенты, у которых дисплазия соединительной ткани; проблемы с сердцем; астма.
То есть в большинстве случаев нейропсихологические упражнения и игры для детей несут лишь пользу.
фото defectologiya.pro
Семейная и детская фотосессия. Фотосессия беременных и новорожденных
Подробные условия