Все знают, что игрушка - лучший подарок для ребенка. Если вы хотите, чтобы подаренная игрушка ребенку принесла радость, не забывайте, что игра- мир вашего ребенка, а игрушка - кирпичики этого мира. Не всегда дети просят им самую дорогую игрушку. Часто ребенку, милее какие - нибудь бруски, веревки, лоскутки, все то, что родители принимают за мусор. А, купив дорогую машинку, мы не редко обижаемся, когда видим, что очень быстро пропал у ребенка интерес.
Своей невнимательностью, несерьезным отношением к игровым потребностям мы не только лишаем детей удовольствия, но нередко глубоко обижаем их или роняем в души детей мысль о возможном непонимании со стороны самых близких людей. Излишний восторг, постоянное умиление игрой ребенка вредны для становления личности,все это тормозит полноценное развитие игровой деятельности.
Если вы заметили, что ребенок освоил игровые действия со старыми игрушками, измените замысел игры, придумайте новую роль. Вот тогда можно подумать о подарке для ребенка. И пусть новая игрушка поведет малыша вперед, к новым играм, к новому этапу развития.
Период новорожденности ( 0-1 месяц).
В течение этого месяца происходит подготовка малыша к общению с взрослыми. Отчетливая ответная улыбка ребенка взрослому знаменует собой начало периода младенчества. Первые игрушки ребенка- погремушки. Они должны быть яркие, разнообразные по форме и цвету. Важно, чтобы среди них имелась игрушка, с изображением черт человеческого лица - улыбающееся солнышко, куколка, человечек.
Известно, что младенец особо выделяет человеческое лицо среди иных зрительных впечатлений. Рассматривание лица закладывает важную основу для будущего общения ребенка с людьми. В это время основными средствами контакта с миром являются рот, глаза и уши ребенка. На протяжении всего младенчества малыш будет тащить в рот любые попадающиеся под руку предметы. Естественно, следует позаботиться о безопасности и чистоте игрушек, обратив внимание на размер, форму и материал.
Младенчество (1 месяц- 1 год).
В следующие 2-3 месяца происходит интересное становление эмоционального общения с взрослыми. Специалисты по микропсихологии советуют независимо от пола ребенка завести куклу- неваляшку или, в крайнем случае, погремушку- человечка. Но неваляшка - более сложный и привлекательный для ребенка предмет.
В 4-5 месяцев появляются целенаправленные хватательные движения. Рука становится одним из главных инструментов познания мира. Ребенок постоянно манипулирует с предметами, поэтому важно, чтобы игрушку удобно было хватать, зажимать в кулачке, подносить ко рту. Различные зверюшки из пластмассы, резины и аналогичных материалов, которые можно подержать за хвост, лапы, уши, искупать в ванночке, которыми легко можно постучать по краю кроватки, надолго становятся любыми предметами малыша.
Играя с ребенком, взрослые должны показывать ему разнообразные способы общения с предметом - катать мяч, ставить друг на друга кубики, называя предметы и описывая словами свои действия. Следующее полугодие жизни ребенка наполнено не только эмоциональным, но и, так называемым, "деловым" общением его с взрослым.
В 6-7 месяцев ребенок уже ждет сотрудничества. Он активно пользуется своими игрушками, но любимым занятием для него на всем протяжении второго полугодия становятся действия с предметами домашнего обихода и кухонной утварью (ложками, кружками, крышками, коробочками). Ребенок учится вкладывать мелкие предметы в более крупные, открывать, закрывать крышки и коробочки, искать спрятанные предметы. С 10-11 месяцев ребенок начинает постигать функциональные действия, пытаясь подражать действиям взрослых, используя предметы по их назначению - водить расческой по голове, катать машинку, укачивать куклу. Появляется интерес к зеркалу, который является важным элементом формирования представления себя.
Раннее детство (1-3 года).
В этот период происходит усвоение функциональных действий. Типичные игрушки в это время - совочки, формочки, ведерки, пирамидки, тележки, которые можно вести за веревочку или везти за собой. Очень полезны занятия с различением формы и цвета. Игры постепенно приобретают сюжетно - отобразительный характер - накормить и убаюкать куклу, собрать сложную пирамидку, построить домик из кубиков.
Игрушки должны быть простыми. Лучше, если у ребенка есть простой функциональный грузовичок, чем шикарная железная дорога - игрушка, которую можно только рассматривать. Плюшевые зверята очень любимы маленькими детьми. Пушистые мягкие, они необыкновенно приятны ребенку в этот период особой тактильной сенcитивности. Ему легко идентифицироваться с маленьким зверенышем, который воспринимается вполне родным и близким. Ребенок привык, что мама ласково называет его самого то котенком, то птенчиком. В играх и, соответственно, игрушках появляется половая дифференциация, хотя девочки еще с удовольствием нагружают и разгружают машинки брата, а мальчики нежно возятся с мохнатым медвежонком.
Дошкольное детство (3-7 лет).
Игра становится ведущей деятельностью в жизни ребенка и приобретает отчетливый сюжетно-ролевой характер. Все многообразие игрушек приспособлено в основном для этого возраста. В это время появляются яркие отличия в игре мальчиков и девочек, и, даже играя вместе, они выполняют уже совершенно разные роли.
Куклы, кукольная мебель, посуда, бытовая утварь, наборы маленького парикмахера - обязательные предметы девчоночьей комнаты. В детской мальчика- машинки, кораблики, самолетики, конструкторы, солдатики, пушечки, танки, пистолеты, ружья.
Каждое время приносит свои особенные образы. В наши дни - это чудище, инопланетяне, герои триллеров, которые мирно уживаются в мальчишеской комнате с традиционными солдатиками. Здесь возникает важный вопрос, насколько необходимы игрушки, так или иначе способствующие проявлению и развитию детской агрессивности. Житейские ответы имеют две крайности. Первая - "что же это за мальчик, если он не стреляет, не бьет, не борется и не побеждает". Другая крайность - " у моего ребенка никогда не будет никакого оружия, я никогда не разрешу стрелять ему в живое". Но мы видим, что военные игрушки воспроизводятся снова и снова, отражая реальность, в которой имеют место войны, насилие, поражения и победы. Кроме того, хотим мы этого или нет, мальчики во всем мире предпочитают играть с машинкой и пистолетом, а не с куклой или заводной обезьянкой.
Что же делать, если мы намерены считаться с реальностью, но хотим, чтобы ребенок рос добрым и человечным?
Взрослые, включаясь в детские игры, могут направлять их таким образом, чтобы деструктивные действия преобразовывались в безобидные или смешные: вместо взрыва - устроить салют; бороться - не с врагом, а со стихией, штормом, бурей; рисковать и отличаться - не в бою, а в опасном кругосветном путешествии.Возвращаясь к девчоночьим играм, нельзя не обратить внимания на "мировую звезду"- куклу Барби. Барби с гибкими руками и ногами, с приданым, семейством, и недвижимостью - предмет гордости для одних, зависти для других.
Обратите внимание, как девочки, заполучив свою мечту, играют с ней. В лучшем случае они несколько раз в день меняют ей прическу и наряды. В игре ребенку необходима идентификация, с каким- то из ее персонажей. Игра в дочки-матери, девочка берет на себя роль матери. В какой- то мере Барби может оказаться на своем месте в руках девочки 9-10 лет, которая, продолжая играть в куклы, принимает в игре роль режиссера. В этом возрасте появляется интерес к маленьким куколкам, которые становятся детьми куклы- мамы.
Если в игре малышей предмет определяет ее сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметную обстановку в зависимости от выбранной темы. Они часто пользуются словом, жестом, заменяя необходимые по замыслу действия. В этом возрасте большое внимание приобретают игрушки- атрибуты. Например, для капитана корабля важно иметь не корабль, а бинокль, кортик, фуражку. Старший дошкольный возраст - это время подготовки к школе. Наряду с сюжетно-ролевой игрой здесь появляются учебные игры, способствующие развитию необходимых навыков: всевозможные мозаики, настольные игры с фишками, лото, лепка, рисование.
Младшие школьники (7-12 лет).
Настольные игры для детей, развивающие мелкую моторику, сообразительность, память, внимание, предполагают сотрудничество детей между собой и вместе с тем несут в себе элемент соревнования. Они прекрасно дополняют ведущую деятельность этого возраста - учебу.
Среди младших школьников популярны спортивные игры для детей. Их основные атрибуты - мяч, веревочка, бита, клюшка, ракетка.
Дети этого возраста любят также что-то мастерить, выпиливать, выжигать, клеить. Они с увлечением мастерят подарки близким, устраивают домашнее представления, используя при этом разнообразные наборы для детского творчества.
Подростки (12-15 лет).
В этом возрасте игры выглядят совсем иначе. Их главный смысл и содержание - избирательное, интимно-доверительное общение. Здесь совсем не нужны игрушки, важна игра, общение, дружба. Однако надо отметить в этот период "второе рождение" мягкой игрушки. Подростки любят дарить их друг другу, подвешивать к школьному рюкзаку, тискать в руке или кармане, брать с собой в постель. С помощью этих игрушек подросток выражает отношение к себе и сверстникам.
Компьютерные и электронные игры, распространенные в подростковой среде - предмет особого разговора.Считается, что эти игрушки научат ребенка заботиться о других. Однако понятно, что по-настоящему полюбить, взять ответственность, сопереживать можно только живому существу, отвечающему тебе взаимной привязанностью и преданностью.
Психологи утверждают: игра - это серьезно. Такое же отношение должно быть у взрослых к игрушке - ключевому элементу любой детской игры.
Количество подарков.
Так сколько же нужно игрушек и подарков ребенку? Вспомним скорее грустную, чем смешную французскую комедию "Игрушка": одинокий ребенок среди сказочно богатой коллекции игрушек. И если вас, все еще волнует вопрос о том, сколько же нужно подарков ребенку, ответим: мало. И много, много внимания, терпения, творчества, такта, заботы и любви.
по материалам сайта
Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.
Подробные условия