Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Развитие / Нейропсихологический подход в работе с детьми

Нейропсихологический подход в работе с детьми

«…С появлением ребенка из семьи навсегда уходит спокойствие.
На его месте тут же поселяются Шум, Разгром и Беспокойство.
Их силами создаётся музыкальный ансамбль,
специализирующийся по классу игры на Ваших нервах.
 Дирижером становится Ваше любимое чадо,
блестяще владеющее этим искусством с первых же дней жизни…»

В настоящее время по данным Всемирной организации здравоохранения и данным НИИ обучения и воспитания РФ известно, что более 70% детей не готовы к обучению в школе.  Более 50% детей отстают в учебе, не справляются с программой из-за несформированности памяти, внимания, произвольных форм деятельности и др.  Это и становится причиной трудностей овладения письмом, чтением, счетом, трудностей понимания речи и изложения своих мыслей в плавной речи и т.д.

ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ - наука о формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе (процессе развития). Возникла на пересечении нейропсихологии, детской психоневрологии и возрастной психофизиологии.  Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных  классиками психологии – Л.С.Выготским, А.Р.Лурией, А.Н.Леонтьевым – принципе социогенеза высших психических функций (ВПФ), принципе системности ВПФ, принципе динамической организации и локализации ВПФ.

Наш мозг можно условно разделить на три блока. Первый (нижний) блок отвечает за подачу энергии на два вышележащих уровня. Располагается он в стволе и подкорковых структурах. На втором уровне, находящемся в средних отделах мозга (темя, виски, затылок) осуществляется хранение и переработка информации (это блок памяти, восприятия предметов и пространства). Третий уровень – уровень программирования и контроля деятельности, которому принадлежат планирующие и смыслообразующие функции, занимает передние (лобные) отделы мозга.

Мозг ребенка развивается неравномерно, мозаично. Каждый из этих отделов может иметь те или иные органические изменения и нарушения, причины которых очень многообразны: от недостаточного снабжения кислородом во время беременности – до неправильного прохождения ребенком всех фаз развития – подъем головы, сидение, ползание, вставание на ноги и т.п.

Общие тенденции незрелости мозговых структур детей таковы: на первый план выступает недостаточная сформированность энергетического (первого) блока. Такой ребенок не способен долго заниматься одним видом деятельности из-за быстрой утомляемости, что часто расценивается окружающими как некий интеллектуальный недостаток и соответственно ведет к снижению самооценки, проблемам в отношениях со сверстниками. Вторыми по частоте встречаются дети, у которых страдает третий блок – блок программирования и контроля, - это те дети, которые обычно не учитывают общих норм поведения и правил. И последними в рейтинге незрелости мозговых структур выступает недостаточность второго блока, из-за которой страдает память, наблюдаются трудности пространственной ориентировки (а впоследствии это написание букв, цифр, чтение).

Особенно ярко проблемы возникают при поступлении ребенка в детский сад или школу. Это может быть нарушение  речевого развития, расторможенность, неумение общаться, плаксивость или агрессивность, рассеянность. Дети не в состоянии контролировать свои поступки,  школьники плохо усваивают учебную программу.

Если Вы узнали в каком-либо описании своего ребенка, то следует обратиться к специалисту - нейропсихологу. Нейропсихолог в процессе диагностического обследования определит, какой участок головного мозга у Вашего ребенка недостаточно сформирован. В зависимости от результата подберет программу нейрогимнастики, подскажет за счет каких сильных звеньев головного мозга можно скомпенсировать недостаточность других.

Почему именно нейропсихологический подход в работе с вышеперечисленными «проблемными» детьми оказывается  эффективным?

Нейропсихологическая коррекция строится с учетом индивидуальных особенностей детей, предусматривается развитие всех необходимых функций. Занятия строятся с учетом возрастающей сложности  и включают в себя:

  • дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушения ритмов организма могут привести к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает контроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью);

  • растяжки - система специальных упражнений, основанных на естественном движении. Нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, с высоким порогом и длительным латентным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Гипертонус, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают быстро, во время короткого латентного периода, и так же быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому ребенку важно дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации;

  • глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Движения глаз активизируют процесс обучения, развивают произвольность;

  • ползание - развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкенезии и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. В результате движения во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания;

  • игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков и самоконтроля.

В ходе занятий ребенок проходит все стадии развития; на непроизвольном уровне формируется функция произвольности и контроля, развивается речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкая моторика и т.д. Уходит рассеянность, повышается самооценка ребенка и укрепляется его иммунитет. На таких занятиях дети занимаются вместе с родителями – чтобы продолжать выполнять упражнения вместе дома. 

И самое главное, приобретенные навыки остаются с ребенком на всю жизнь!

фото sovenok-dc.ru

Полезна: 4 голоса Не полезна: 0 голосов

На эту тему :

нейропсихология

Предлагаем почитать

Лето школьника: отдыхать нельзя заниматься Если уж учеба в каникулы, то она должна быть в удовольствие
Дошкольная подготовка — как и когда начинать готовить ребенка к школе? Что же должен знать и уметь потенциальный первоклассник?
10 вещей, которым нужно научить ребёнка до школы Здесь нет почти ничего про обучение письму и чтению
Альсу 03.01.2018 00:02
здравствуйте! когда к вам можно прийти на занятия?

Альсу 03.01.2018 00:03
здравствуйте! когда к вам можно прийти на занятия?

Габышева 01.05.2012 13:59
с 1 мая 2012 года вы можете обращаться за коррекцией и консультацией.
Щербич Людмила Сергеевна ведет нейрокоррекцию с детьми 3 лет до 6 лет, с 6 лет до 9 лет, с 9 до 12 лет.
В Центре нейропсихологии №1 тел: 38-79-48 Понедельник - Суббота с 10.00 до 20.00

Нейропсихологический подход в работе с детьми

По данным ВОЗ более 70% детей не готовы к обучению в школе

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Проведение праздников в центре "Лукошко"

Незабываемые детские праздники с двумя героями по сюжету с конкурсами, эстафетами, играми, состязаниями, яркими костюмами и музыкальным сопровождением.

Подробные условия