Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Развитие / "Удовольствие от чтения — как бег на дальние дистанции. Нужно этот навык тренировать"

"Удовольствие от чтения — как бег на дальние дистанции. Нужно этот навык тренировать"

Галина Юзефович и Елена Футало — о пользе чтения вслух и нечитающих детях
 
Сегодня разговоры о том, что дети мало читают, — это как разговоры о погоде: все обсуждают, но кажется, что реально изменить ничего не могут. Литературный критик Галина Юзефович и создатель проекта для детей о чтении «Либроман» Елена Футало обсудили, можно ли заставлять детей читать, как выбирать своему ребёнку книги (и не отбить навсегда желание читать) и почему YouTube — не помеха книгам.
 
 
= Почему современные дети читают меньше, чем их родители в детстве
 
Елена Футало: Тут я не буду оригинальна, есть как минимум три причины.
 
1. Книги проигрывают электронным устройствам и другим развлечениям с низким порогом вхождения. Ведь как работает гаджет? Взял в руки — и через пять минут уже можно в интернете делать всё что угодно. А вот получать удовольствие от чтения — это навык, который нужно развивать постепенно. Он требует постоянной тренировки — как бег на дальние дистанции. Не всякий родитель готов растить марафонца, когда можно легко и просто занять ребёнка при помощи гаджета, выкроив себе тем самым пару часов на работу, на развлечения, на сон, в конце-то концов.
 
2. Загруженность самого ребёнка. Посмотрите на его расписание в течение года: школа (это уже большая нагрузка), плавание, балет, музыка, языки…
 
Ребёнок приходит домой и хочет просто потупить и расслабиться —
и это, в общем, очень понятно: мы сами после работы хотим того же.
 
Но тут его подкарауливают родители — и книгу в руки. Есть, конечно, дети, которые умеют расслабляться за чтением, но для большинства — это ещё одна работа, вроде того же балета или плавания.
 
3. Чтение воспринимается в наше время как что-то архаичное, отмирающее. Вслух этого никто не говорит, конечно, но в воздухе это ощущение носится, и дети это впитывают. Помните, была точка зрения, что никакого театра не будет, останется сплошное телевидение. Так и сейчас: кажется, что книг не будет — только виртуальная реальность и движущиеся картинки. Но я уверена, что как и театр никуда не делся (изменил свой статус, пожалуй, но не исчез и не утратил значения), так и с книгами — они будут всегда.
 
 
= Может ли YouTube или видеоигры заменить книги
 
Галина Юзефович: Книги, бумажные или электронные, совершенно точно останутся. Потому что есть и всегда будут люди, которые предпочитают именно этот тип развлечения, если можно так выразиться — кино в собственной голове, всем другим. При этом важно не противопоставлять чтение и компьютерные игры, чтение и кино, чтение и любые другие формы досуга. У родителей сегодня (и я не исключение, разумеется) всегда есть соблазн поставить книги на самую верхушку иерархии ценностей и объявить, что чтение — это хорошо, а вот это всё твоё любимое — комиксы, аниме, игры, супергерои, пицца, Иван прости господи Гай на YouTube — ужасно, безвкусно и вообще позор. Позиционируя книги таким образом, мы не вызовем у ребёнка ничего, кроме отторжения.
 
Важно признать: мы живём в другое время, наши дети — не мы.
 
Помимо чтения у них есть много всего хорошего — даже если мы не всегда способны это хорошее понять и полюбить. Если уж совсем честно, мы, люди последнего советского и первого постсоветского поколения, читали столько, сколько читали, — не от хорошей жизни. У нас помимо книг были мультики два раза в день по 15 минут, «В гостях у сказки» раз в неделю, один на двоих велосипед со старшим братом (хорошо если), а ещё журнал «Пионер» раз в месяц. У современных детей есть из чего выбрать, и это замечательно — этого мы для своих детей и хотели, так что глупо их теперь за это стыдить и упрекать.
 
 
= Нужно научить ребёнка получать удовольствие от книг — иначе бессмысленно
 
Галина Юзефович: Очень важно, чтобы ребёнок умел получать удовольствие от разных вещей. Например, в три года мой старший сын питался только сырниками — он мог их есть дважды в день, а остальные продукты отвергал. На все мои попытки расширить его рацион он отвечал: «А зачем? Сырники вкусные, и ты сама говорила, что творог полезный». Когда я рассказываю ему об этом сегодня, он мне не верит и смеётся: «Что, и стейк не любил? И яблочный пирог? И картошку? И даже помидоры? Ну надо же!». Так и с книгами — нужно научить ребёнка радоваться не только простым удовольствиям вроде гаджетов или блокбастеров, но и удовольствиям посложнее — вроде книг, классической музыки или хорошего кино.
 
Елена Футало: Удовольствие — да, это очень важно, ни в коем случае нельзя делать ставку исключительно на «должен», «полезно», «правильно». В нашей культурной традиции к гедонизму принято относиться с подозрением, но мотивации в духе «есть такое слово — „надо“» надолго не хватает, особенно когда речь о такой интимной вещи, как чтение. 
 
 
= Родители в первую очередь должны понять, зачем детям читать
 
Елена Футало: Родителям надо честно ответить на вопрос: зачем мы пытаемся вырастить ребёнка читателем? Какая цель? Вариант «потому что я сам в детстве читал», понятное дело, сразу отметаем как бессмысленный и эгоистичный. Все традиционные ответы — «чтобы больше знать», «чтобы быть грамотным», «для развития кругозора» — сегодня уже не работают.
 
Значит, надо думать дальше. Со своей дочкой я решила, что главное преимущество чтения — это развитие воображения (то, что никогда не разовьёшь никакими виртуальными реальностями, гаджетами и кино), развитие эмоционального интеллекта и эмпатии. А ещё безопасное проживание жизненных ситуаций, в том числе сложных и болезненных, вместе с героями книг. Мы сегодня ориентируемся на развитие интеллекта, на приобретение знаний и компетенций, а эмоциональная сфера уходит куда-то на периферию — само отрастёт. Нет, не отрастёт.
 
И тут, на мой взгляд, нет инструмента лучше книг. Именно эту задачу я и решаю, именно под эту задачу и формирую круг дочкиного чтения. Если вы поймёте, что ваша задача — иная, вам придётся подбирать для ребёнка другие книжки.
 
 
= Заставлять ребёнка читать насильно — нельзя. Так он точно не полюбит книги
 
Елена Футало: Если ребёнку что-то жёстко навязывать, то единственное, чего можно добиться, — это отвращение. Я много раз видела, как родитель истязает сына или дочь чем-то, что сам любил в детстве или просто находит полезным, и получает мощнейшую реакцию отторжения. Но вот быть в курсе, что нравится ребёнку, какие у него интересы, и мягко, без насилия, направлять — важная родительская задача. Я знаю, какие темы интересуют дочку, вижу книгу, которая может быть ей интересна, советую почитать и чаще всего это срабатывает. Часто говорят, что ребёнок вообще отказывается читать, нет книг, которые бы его заинтересовали. Я в это не очень верю: если хорошо знаешь своего ребёнка, можно подобрать книгу, от которой сложно оторваться. Нет нечитающих детей — есть книги, не интересные вот этому конкретному мальчику или девочке.
 
Галина Юзефович: Для меня ещё важная вещь (это если продолжить тему родительской мотивации растить ребёнка читателем) — возможность разделить с ребёнком любовь к чему-то своему дорогому и важному. Когда мой старший сын прочёл одну из самых моих любимых книг — роман «Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро, а потом мы с ним полночи о нём не могли наговориться — это невероятное счастье. А чуть ли не самым серьёзным в жизни разочарованием стал его отказ читать моего любимого «Пятнадцатилетнего капитана» Жюля Верна. Сегодня я к этому привыкла и знаю, что не все любимые книги из детства удаётся «впихнуть» в своего ребёнка. Но вот это ощущение интеллектуальной и душевной общности с детьми, которое иногда возникает вокруг той или иной книги, — для меня один из главных поводов проращивать в детях интерес к чтению. Кстати, иногда они сами мне что-то приносят и заставляют полюбить вместе с ними: так я прочла книгу Константина Сергеенко «Кеес, адмирал тюльпанов», которую пропустила в своём детстве, а теперь нашла и всем настоятельно рекомендую.
 
 
= Почему важно читать ребёнку книги вслух (и это не зазорно)
 
Галина Юзефович: Многие удивляются, что я до сих пор читаю младшему вслух. Говорят, ему же десять — должен уже сам читать… Одна знакомая сказала, что это противоестественно, как кормить взрослого ребёнка грудью.
 
Елена Футало: Я сторонник чтения вслух! Конечно, моя дочка может читать сама — и читает. Но чтение вслух — моменты моего материнского счастья, близости, доверия. Мы что-то читаем, обсуждаем, обнимаемся, вместе плачем и смеёмся над книгой. А ещё есть книги, которые пока дочке сложно понимать, но при они ей интересны. Поэтому их читаю я, и мы вместе обсуждаем непонятные моменты. Например, я просила дочку прочитать «Каштанку». Она прочитала и сказала, что скучно: сложный архаичный язык, медленный темп, никакого экшна. Конечно, скучно. А потом мы перечитали «Каштанку» вдвоём: обсудили, поняли, поплакали. После этого дочка сказала, что это теперь её любимая книга.
 
Галина Юзефович: Да-да, у меня дети не могли сами прочитать «Денискины рассказы» — им было не смешно, потому что они банально не знали, что такое коммунальная квартира, и от этого многие вещи казались непонятными и скучными. Дети сегодня живут в более плотной коммуникативной среде, чем мы в их возрасте, и для них потребление любой информации или культуры — это всегда в том числе общение: отправить подружке ссылку, расшарить что-то «ВКонтакте». Читая вслух, мы как бы включаем в чтение общение. Мы что-то обсуждаем с ребёнком, что-то дополняем и комментируем — ребёнок не остаётся с книгой один на один (вернее, остаётся, но не сразу и не всегда).
 
 
= Как можно помочь ребёнку полюбить читать
 
Елена Футало: Сегодня у детей в приоритете интерактивность, они воспринимают её как некую данность. «Мама, а где у книги кнопка?». Можно с этим бороться, но это обречённая борьба: дети привыкают читать с ридеров и планшетов, мы сами их детям покупаем (потому что не всегда хотим, допустим, тащить в отпуск чемодан бумажных детских книг). Так что требовать от них того, к чему мы сами их, по сути дела, приучаем — нечестно.
 
Нужно самим любить читать и понимать, почему это важно. Если ребёнок видит вас чаще с книгой, чем перед телевизором или со смартфоном в руке, то шансы на то, что из него вырастет читатель, резко возрастают. Точно так же и с разговорами о прочитанном. Можно попросить ребёнка пересказать книгу, которая произвела на него сильное впечатление — он поделится своими эмоциями с вами, а заодно и навыки устной речи потренирует. Но главное — хорошо подбирать книги для конкретного ребёнка, а не для какой-то абстрактной девочки или для самого себя в детстве.
 
Галина Юзефович: У моих детей всё относительно просто: они меня почти не видят без книги и с друзьями мы преимущественно говорим о книгах. Младший сын однажды так описал наш поход в гости: «Сначала было хорошо — мы ели. А потом они начали говорить про свою Янагихару, и я уснул».
 
 
= Какие книги понравятся детям 9 и 10 лет (и немного 14)
 
Галина Юзефович: Мой старший сын, Гоша, уже большой — ему 14 лет, и он читает вполне взрослые книги: освоил весь фандоринский цикл Бориса Акунина, за три дня проглотил «Мастера и Маргариту», чередует детективы Агаты Кристи с фэнтези. Он всегда был читателем всеядным — от фантастики до энциклопедий.
 
А вот у младшего, Тимофея (ему десять) вполне выраженные предпочтения. Из свежепрочитанного, но уже любимого: «Гимназия номер 13» Жвалевского и Пастернак, «Быть котом» Мэтта Хейга, «Тим Талер» Джеймса Крюса, «Эмиль и сыщики» Эриха Кестнера, «Земля солёных скал» Сат-Ока, трилогия «Книги начал» Джона Стивенса (кстати, она отлично идёт после «Гарри Поттера»), «Момо» Михаэля Энде и «Кеес, адмирал тюльпанов» Константина Сергиенко.
 
Елена Футало: Я как-то попросила свою девятилетнюю дочку составить список книг, которые она бы порекомендовала лучшей подружке. Вот что у неё получилось: «Маленькая принцесса» Фрэнсис Бернетт, две книжки Кейт Ди Камилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда» и «Спасибо, Уинн-Дикси», «Собака Пёс» Даниэля Пеннака, сказки Оскара Уайлда. А в дополнение к «Момо» Михаэеля Энде хочу упомянуть «Бесконечную историю» — это невероятная книга, просто фантастическая. Многие знают её по фильму, но это тот случай, когда книга не просто лучше: фильм — это просто фильм, а книга Энде — целый мир, огромный и завораживающий.
 

по материалам https://mel.fm

Полезна: 4 голоса Не полезна: 0 голосов

Предлагаем почитать

Как помочь ребенку стать внимательным Проблемы могут быть с концентрацией внимания, переключаемостью внимания, устойчивостью и распреде ...
Можно ли навредить ребенку увлечением ранним развитием? Рассказывает Ольга Токарева, нейропсихолог, генеральный директор "Академии нейрокоррекции и логоп ...
Лето школьника: отдыхать нельзя заниматься Если уж учеба в каникулы, то она должна быть в удовольствие

"Удовольствие от чтения — как бег на дальние дистанции. Нужно этот навык тренировать"

Галина Юзефович и Елена Футало — о пользе чтения вслух и нечитающих детях

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Детский сад полного дня "Лукошко"

Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.

Подробные условия