Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Развитие / Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность ребенка к школе

Многие родители полагают, что ребенка можно отправлять в школу, если он умеет читать и считать. Однако такое мнение ошибочно. Успехи первокласника зависят и от многих факторов, в особенности от психологической готовности к обучению школе. Зрелый ребенок легко адаптируется в коллективе, быстро привыкает к новым правилам и легко осваивает материал.

Что же такое готовность ребенка к школе? До сих пор в психологии отсутствует единое и четкое понятие "школьной зрелости". Наиболее близки к истине следующие определения психологов:

  • Готовность к школе – это уровень развития, достаточный для успешного овладения школьной программой без ущерба для психики и здоровья.
  • Готовность к школе – это достижение степени развития, при которой ребенок способен участвовать в школьном обучении и воспринимать его.
  • Готовность к школе – это совокупность качеств, которые помогают ребенку осознать себя в роли школьника, быстро адаптироваться к новым условиям и коллективу, успешно освоить программу, усвоить правила и обязанности первоклассника.

Специалисты утверждают, что готовность к школе формируется в период 6–7 лет. Однако каждый ребенок развивается индивидуально, в своем темпе. Решение принимается исходя из комплексной оценки 3 аспектов готовности к школе: физического, психологического и специального. Важно, чтобы все виды готовности к школе гармонично сочетались в ребенке и были развиты.


ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе напрямую зависит от физической. При оценке физической готовности исследуют:

• уровень физического и биологического развития: рост, вес, работоспособность, утомляемость, систему реакций;
• состояние здоровья, зрелость анализаторных и функциональных систем, в особенности пищеварительной и мочевыделительной, зрения, слуха;
• общую координацию движений, силу, ловкость, выносливость;
• развитие мелкой моторики и координации движений руки;
• умение держать ручку правильно и в нужной руке;
• осанку, позу за столом;
• соблюдение гигиенических норм, владение навыками самообслуживания.

Физическую готовность к школе определяют во время медицинского осмотра, по итогам которого ребенку выдается заключение. Если у дошкольника есть выраженные отклонения, отставание в физической готовности, ему рекомендуют заниматься в коррекционной школе по особой программе.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Психологическая готовность к школе опирается и на специальную. Чтобы успешно обучаться, первоклассник должен владеть базовыми учебными умениями. Психологи считают, что дошкольник готов к 1 классу, если он:

• называет буквы;
• читает слоги или слова;
• считает до 10;
• прибавляет и отнимает в пределах 10;
• пишет отдельные части букв, цифр;
• обводит прямые и кривые линии;
• рисует простые предметы;
• сочиняет небольшие рассказы, истории;
• обладает связной, грамотной речью;
• конструирует, строит из кубиков и блоков;
• поет, танцует, лицедействует;
• выполняет простые физические и спортивные упражнения.

Список умений лишь примерный. Однако даже владение перечисленными навыками облегчит обучение и освоение школьных предметов на начальном этапе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Психологическая готовность ребенка к школе – это уровень психического развития, достаточный для освоения школьной программы и обучения в коллективе. Психологическая готовность складывается из:

• личностной (мотивационной);
• умственной (интеллектуальной);
• волевой (эмоционально-волевой);
• социальной (коммуникативной).

Определением психологической готовности к школе занимаются психологи, педагоги и логопеды еще на этапе детского сада. При выявлении отставания специалисты, как правило, рекомендуют ребенку посещать дошкольное учреждение еще один год.

Личностная (мотивационная) готовность

Личностная готовность – важный компонент психологической готовности ребенка к школе. Развитый аспект позволяет первокласснику сознательно вступить в новую роль. Ребенок готов к обучению, если:

• ощущает себя самостоятельной личностью;
• имеет сформированный характер и внутреннюю позицию;
• обладает нормальной самооценкой;
• самостоятелен, способен к самоорганизации;
• позитивно воспринимает новую социальную роль школьника, принимает ее правила и обязанности;
• понимает, зачем он идет в школу, осознает важность обучения;
• испытывает интерес к учебе и получению новых знаний, хочет познавать мир с новых сторон;
• активен, с удовольствием меняет виды деятельности;
• адекватно реагирует на критику в свой адрес, на замечания взрослых;
• способен самостоятельно выполнять задания по зрительному образцу и задачи, поставленные педагогом устно;
• может оценить результат работы, адекватно принять оценку и признать ошибки;
• имеет сформированное эстетическое и нравственное чувство.

Мотивация – основной критерий психологической готовности ребенка к школе. Важно, как будущий ученик объясняет свое желание пойти в школу. К сожалению, эти мотивы не всегда верны и зрелы:

Правильные мотивы делятся на две группы:

• учебные, связанные с познавательным интересом ребенка, его желанием овладевать знаниями, навыками и умениями;
• социальные, связанные с потребностями в общении, одобрении и оценке другими людьми, с желанием занять место в социуме.

Умственная (интеллектуальная) готовность

Умственная готовность – важнейшая составляющая психологической готовности ребенка к школе. Для успешного обучения дошкольник должен интеллектуально соответствовать уровню первого класса. Ребенок готов воспринимать и усваивать новую информацию, если он:

• имеет соответствующие возрасту память, внимание, словесно-логическое, образное и аналитическое мышление;
• ориентируется в пространстве: знает, как дойти да школы/магазина и обратно вернуться домой;
• имеет развитую речь, богатый словарный запас, грамматически правильно строит предложения;
• обладает необходимой базой знаний об окружающем мире и жизни в обществе;
• может рассказать о себе и своей семье, знает адрес и данные родственников;
• любознателен: всем интересуется, хочет узнавать новое;
• способен анализировать информацию: сравнивать и обобщать, выделять главное и несущественное, классифицировать предметы по категориям "посуда, мебель, одежда и т.д.";
• умеет рассуждать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи "если–то, потому что, поэтому";
• рационально подходит к действительности, меньше фантазирует;
• применяет все имеющиеся знания для решения задач;
• умеет планировать деятельность.

Волевая (эмоционально-волевая) готовность

Волевая готовность – значимый критерий психологической готовности ребенка к школе. Для успешного обучения ребенок должен быть эмоционально зрелым. Волевая готовность предполагает, что дошкольник:

• с радостью ожидает поступления в первый класс;
• имеет нравственные установки, понимает, что такое хорошо, а что такое плохо;
• умеет управлять своим настроением и поведением;
• позитивно относится к себе, другим детям, педагогам, "схватывает" настроение человека;
• усидчив и сосредоточен: может долго и внимательно слушать взрослого, выполнять задания, не отвлекаясь на другие дела и предметы;
• способен подчинять собственные мотивы, интересы и желания коллективным;
• может выполнять задание учебной программы, которое ему не по душе;
• настойчив и организован: способен напряженно трудиться, преодолевать сложности, делать то, что требует учитель;
• дисциплинирован, способен соблюдать режим школьной жизни;
• принимает цели учебной деятельности, положительно относится к ним;
• стремится достичь высоких отметок и похвалы, хочет стать отличником или хорошистом;
• понимает, какие черты его характера положительны, а какие отрицательны, готов их менять.

Социальная (коммуникативная) готовность

Социальная готовность – ключевой компонент психологической готовности к школе. Чтобы обучаться в коллективе, дошкольник должен быть готовым взаимодействовать с социумом. Коммуникативная готовность считается высокой, если ребенок:

• стремиться общаться со сверстниками, пытается с ними подружиться;
• умеет устанавливать и поддерживать контакт с людьми, действовать совместно с ними;
• поддерживает диалог, выслушивает собеседника, не перебивая;
• умеет смотреть на себя со стороны и просчитывать последствия своих поступков;
• толерантен: умеет уступать в споре, делиться своими вещами;
• умеет защищаться, но не проявляет агрессии, ищет миролюбивые выходы из ситуации;
• соблюдает общественные правила и нормы, без проблем дожидается очереди;
• готов активно участвовать в жизни детского коллектива;
• понимает и признает авторитет учителя, воспитателя, родителей, готов подчиняться требованиям взрослых;
• не боится обратиться за помощью к старшим;
• способен идти за лидером или проявить лидерские качества.

Низкий уровень социальной готовности мешает ребенку адаптироваться в коллективе, препятствует обучению.

https://mamainthecity.ru/

продолжение статьи Формирование готовности ребенка к школе 

Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

Предлагаем почитать

Советы нейропсихолога. Как привить своим детям любовь к учебе Объясняет детский нейропсихолог, семейный психолог Анна Кузнецова
Можно ли навредить ребенку увлечением ранним развитием? Рассказывает Ольга Токарева, нейропсихолог, генеральный директор "Академии нейрокоррекции и логоп ...
Дошкольная подготовка — как и когда начинать готовить ребенка к школе? Что же должен знать и уметь потенциальный первоклассник?

Психологическая готовность ребенка к школе

Что же такое готовность ребенка к школе?

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Детский развивающий центр "Лукошко"

Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.

Подробные условия