Задача родителей и воспитателей – развивать все виды готовности к школе. Это облегчит адаптационный период и нивелирует трудности в обучении.
Формирование психологической готовности
Формирование психологической готовности ребенка к школе стоит начинать заблаговременно, с 3–4 лет. Ни в коем случае не пускайте все на самотек. Чтобы психологическое развитие было гармоничным, отдайте ребенка в детский сад или запишите его на обучающие курсы. "Домашние" дети всегда менее адаптированы к школе и к жизни в коллективе.
Формирование личностной (мотивационной) готовности
Для формирования высокой личностной готовности родителям и воспитателям достаточно выполнять ряд правил:
1. Уважайте ребенка как личность, не давите на него. Дети не выносят ограничения свободы. Не нужно слишком рано усаживать их за парту и заставлять делать "уроки". Прессинг отобьет всякую мотивацию.
2. Хитрите. Способствуйте тому, чтобы ребенок сам проявлял инициативу. Например, разложите развивающие книги на видном месте. Дошкольник сам предложит вам позаниматься.
3. Действуйте косвенно. Помните, что дети познают мир, играя. Поэтому применяйте соответствующие методики. Например, играйте в школу. Только позвольте ребенку самому выбирать роли, диктовать правила и условия.
4. Проявляйте интерес. Дошкольники любят делиться успехами. Внимательно выслушивайте ребенка, задавайте вопросы, хвалите, поощряйте и подбадривайте ("Ты сможешь, ты способен"), не акцентируйте внимание на неудачах. Положительная оценка повышает уровень мотивации – важнейшего психологического критерия готовности к школе.
5. Вызовите интерес к учебе. Проводите экскурсии в школу, рассказывайте о своих любимых учителях, покажите свои грамоты, читайте книги всей семьей, устраивайте празднование успехов старших детей. Ни в коем случае не запугивайте ребенка школой.
6. Поменяйте отношение к дошкольнику. Дайте ребенку понять, что теперь он стал более взрослым и самостоятельным, доверяйте ему ответственные дела.
Формирование социальной (коммуникативной) готовности
Коррекция психологической готовности ребенка к школе начинается именно с этого параметра. Застенчивым, пугливым и чересчур послушным детям сложно поддерживать отношения с социумом. Избежать ошибок и сформировать высокую коммуникативную готовность помогут следующие советы:
1. Разговаривайте с дошкольником об общении, учите его оценивать свое поведение и поступки окружающих.
2. Не путайте воспитание с дрессировкой. Послушный ребенок "удобен" для родителей и учителей, но не для детского коллектива. Не нужно ежеминутно раздавать дошкольнику указания, ругать и упрекать его, требовать, приказывать.
3. Забудьте о тотальном контроле. Дайте ребенку больше свободы, учите его самостоятельно принимать решения. Дошкольник, который получит достаточно личного опыта, сможет обходиться без подсказок взрослых.
4. Подавайте личный пример. Уважайте окружающих, помогайте другим, и ваш ребенок станет повторять за вами.
Формирование умственной (интеллектуальной) готовности
Вовремя выявить отставание поможет диагностика психологической готовности ребенка к школе. Для того чтобы развить интеллектуальные способности будущего первоклассника:
1. Занимайтесь с дошкольником. Используйте игры и упражнения для развития интеллекта, логики, памяти, внимания, мышления, речи, словарного запаса. Так, развитию внимания способствуют зашумленные картинки, перепутанные линии, лабиринты, поиск отличий. Скачайте задания в Интернете или купите специальный учебник.
2. Тренируйте навык пересказа текстов. Для этого разыгрывайте сценки, по мотивам любимых рассказов и сказок.
3. Рассказывайте ребенку об окружающем мире и обществе. Расширить кругозор дошкольника помогут детские энциклопедии и карточки. Старайтесь охватить все возможные категории: явления природы, времена года, профессии, транспорт, животные, растения и т.д.
4. Стимулируйте любознательность ребенка. Разговаривайте с дошкольником при каждом удобном случае, не отмахивайтесь от его вопросов. Водите ребенка на выставки, в музеи, путешествуйте вместе.
5. Учите ребенка рассуждать на своем примере. Развернуто отвечайте на вопросы малыша, объясняйте, почему происходит "так, а не вот так". Это поможет сформировать целостную картину мира.
6. Учите ребенка мыслить и принимать решения осознанно, а не по образцу. Проговаривание выполняемых действий вслух способствует осмысленности восприятия.
Формирование волевой (эмоционально-волевой) готовности
При определении психологической готовность детей к школе нередко выявляют проблемы в эмоционально-волевой сфере. Устранить их вам помогут следующие советы:
1. Объясняйте ребенку, какие поступки плохие, а какие хорошие. Поощряйте дошкольника за нравственное поведение.
2. Учите ребенка усидчивости и сосредоточенности. Сформировать навыки помогает вырезание по контуру, раскрашивание, игры с мелкими предметами.
3. Используйте игры и упражнения для развития воли и дисциплины. Такие занятия учат управлять своим поведением, настроением, желаниями и мотивами. Также показывайте личный положительный пример.
4. Строго придерживайтесь режима дня. Это разовьет самодисциплину и поможет ребенку следовать правилам школьной жизни.
5. Ставьте перед ребенком цели, например, собрать сложный пазл. Заинтересуйте ребенка, направляйте и помогайте в достижении цели, учите не пасовать перед трудностями. Обязательно хвалите за успехи.
6. Сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье. Ребенок перенесет отношение на окружающих.
7. Будьте справедливы к детям. Следите, чтобы все взрослые в семье придерживались единых требований к дошкольнику.
Формирование специальной готовности
Задача родителей и воспитателей – развить у ребенка основные учебные умения и навыки: счет, вычитание и сложение, чтение, письмо, речь, мелкую моторику. В этом вам помогут специальные упражнения и учебники для подготовки к школе за год.
Формирование физической готовности
Для формирования физической готовности у ребенка:
1. Выполняйте упражнения для развития силы, ловкости, скорости, выносливости, координации движений.
2. Отрабатывайте основные виды движений: бег, прыжки, наклоны, приседания, ползание.
3. Уделяйте внимание осанке ребенка, его положению за столом, тому, как он держит карандаш, ручку.
4. Развивайте мелкую моторику и координацию движений руки. Играйте с мелкими предметами, лепите, рисуйте, учите ребенка проводить четкие линии, обводить фигуры, складывать лист бумаги.
5. Учите дошкольника самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки, пользоваться туалетом, одеваться, застегивать замок на одежде, завязывать шнурки, пользоваться ложкой и вилкой, убирать свои вещи.
6. Прививайте знания по основам ЗОЖ. Расскажите, как важно быть здоровым, что для этого нужно делать.
Скорректировать состояние здоровья у ребенка помогают следующие приемы:
• ежедневная зарядка;
• прогулки на свежем воздухе;
• массаж и закаливание;
• полноценный сон;
• релакс-минутки со звуками природы;
• рациональное питание;
• прием витаминов и минералов, рыбьего жира;
• своевременная диагностика и лечение заболеваний.
Не спешите сделать из ребенка вундеркинда, а будьте внимательны к нему. Сформируйте у дошкольника все навыки заблаговременно. И проблемы психологической готовности ребенка к школе не возникнет. Первоклассник в разы быстрее адаптируется к новым условиям и уровню нагрузок, сможет успешно учиться и осваивать знания.
Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.
Подробные условия