1 сентября 2022 года Владимир Путин провёл в Калининграде первый "Разговор о важном". Это новый формат внеурочной деятельности, которую начнут проводить во всех российских школах с 5 сентября. Судя по методичкам, на занятиях речь пойдет о патриотизме — в самых разных срезах.
Что такое "Разговоры о важном" и почему они появились
"С нового учебного года во всех школах страны каждый понедельник начинается с занятия „Разговоры о важном“. Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России", — говорится на официальном сайте проекта. Занятия действительно уже стоят в расписаниях всех классов, на месте первого урока. Вести их будут классные руководители.
"Разговоры о важном" — инициатива, о которой начали говорить в апреле 2022 года, когда министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что "историческое образование" будет введено в школах с 1-го класса. Позже выяснилось, что новый предмет для первоклассников придумывать не станут, но история все-таки будет изучаться "в рамках существующих учебных планов и внеурочной деятельности".
А далее последовали новые разъяснения: оказалось, что внеурочные занятия, посвященные России, ее прошлому, будущему и настоящему, будут введены не только в началке, но вообще во всех классах российских школ — с 1-го по 11-й. И станут частью информационной и воспитательной работы, направленной на развитие и укрепление патриотизма.
В некоторых школах подобные занятия начали проводиться еще в конце прошлого учебного года, а с 1 сентября они стали обязательной частью школьного расписания по всей России.
В конце августа на сайте проекта были опубликованы подробные методички. Там есть планы занятий для 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–11 классов, а также учащихся СПО. Судя по информации на сайте госзакупок, "производство комплектов интерактивных образовательных материалов для проведения цикла классных часов „Разговоры о важном“" обошлось Институту стратегии развития образования РАО в 22 млн рублей.
О чем конкретно будут говорить с детьми
В методических рекомендациях указано, что во время "Разговоров о важном" педагоги должны будут включать детям патриотические песни и звуки природы, показывать фотографии российских пейзажей и обсуждать прошлое, будущее и настоящее нашей страны. "В фокусе — традиции и особенности регионов России", говорится в официальном телеграм-канале Министерства просвещения.
Темы занятий приурочены к конкретным датам либо строятся вокруг патриотической тематики в целом. В сентябре, например, учителям предлагают провести беседы, привязанные ко Дню знаний, к 165-летию со дня рождения Циолковского, и урок, посвященный пожилым людям (в преддверии Дня пожилого человека 1 октября).
В рекомендациях к уроку для 5–7-х классов под названием "Что мы Родиной зовем?" можно найти "творческое задание", предполагающее обсуждение специальной военной операции (СВО). В материалах дано разъяснение о причинах и целях СВО, есть примеры подвигов российских военных, "которые обеспечивают успех наших войск".
Во время обсуждения этой темы, по мнению авторов проекта, "решается главная задача — дать понять ученику, что любовь к своей родине проявляется в малых делах: помощь другу, знание истории своей страны, умение доказательно защитить свою точку зрения".
Использовать предложенные Министерством просвещения материалы или нет — выбор педагогов, гарантированный им статьей 47 федерального закона "Об образовании". На сайте "Разговоров о важном" говорится, что разработки носят рекомендательный характер.
Министр просвещения Сергей Кравцов в интервью ТАСС описал возможные темы занятий так: "События, люди, их деяния и идеи — все это может стать предметом бесед. Наверное, найдутся скептики, которые скажут, что нельзя интересно рассказать про государственные праздники или про семейные ценности. Но мы делаем все, чтобы доказать обратное, — про историю, традиции и культурное наследие нашей страны можно и нужно рассказывать увлекательно, побуждать детей самостоятельно искать исторические факты, больше читать, узнавать новое".
В том же интервью Кравцов подчеркнул еще один важный аспект: рекомендуемый формат "Разговоров о важном" — не лекция, а дискуссия. Учителя, по словам Кравцова, на этих занятиях должны "не просто рассказывать, а вовлекать детей в обсуждение".
За что критикуют "Разговоры о важном"
Многие сравнивают "Разговоры о важном" с "Уроком мира" или политинформацией, которые существовали в советских школах. Но те занятия, как правило, были построены в форме монолога. Учитель либо кто-то из учеников готовил доклад, например, по мотивам советских передовиц, остальной класс — слушал.
А "Разговоры о важном", как уже говорилось выше, должны быть именно разговорами — то есть дискуссией педагога и детей, построенной вокруг определенных, зачастую довольно непростых тем.
Оргсекретарь профсоюза "Учитель" Ольга Мирясова считает, что главная проблема тут в сложившейся школьной иерархии и субординации: "Дело в том, что учителя не всегда могут вести диалог с детьми на равных — особенно на острые темы. Это непросто и само по себе, и никто их этому не учил. А чиновники предлагают проводить РОВ в формате беседы".
Иными словами, непонятно, что на таких занятиях сможет сказать школьник, не согласный с мнением педагога. Теоретически такая возможность у него будет, но получится ли у преподавателя и ученика выстроить равный диалог? С точки зрения школьной субординации это сложно.
Также родителей беспокоит правовой аспект появления таких занятий в школе
В "Мел" уже неоднократно поступали обращения с просьбой уточнить, не является ли обсуждение, например, СВО формой политической агитации, которая согласно федеральному закону "Об образовании", в школе запрещена (п. 3 ст. 48). Однако, учитывая то, что методички не предлагают учителям напрямую агитировать детей за ту или иную партию или вовлекать их в политические акции, под понятие "агитация" с юридической точки зрения данные беседы все-таки едва ли могут подойти.
При этом некоторые правозащитники видят в таких занятиях элементы если не агитации, то пропаганды. Так, например, "Альянс учителей" и движение "Мягкая сила" опубликовали открытое письмо, в котором родителям и учителям предлагается бойкотировать данные занятия и говорится: "Мы уверены, что настоящий патриотизм не воспитывается в атмосфере ненависти, страха и обязаловки. Патриотизм можно привить только своим примером: занимаясь благотворительностью, оберегая природу, изучая и сохраняя историческое наследие. И делать это должны родители, а школа должна помогать, а не мешать. Это прежде всего дело родителей, а не чиновников".
"Разговоры о важном" — это внеурочка. На них обязательно ходить?
"Разговоры о важном" — не отдельный предмет, по этим занятиям нет аттестации, за них не ставятся оценки. Но это часть внеурочной деятельности, которая, согласно закону "Об образовании", является дополнительной учебной программой.
Что это значит? Дело в том, что основная образовательная программа реализуется в школах как через урочную, так и через внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности — это часть основной образовательной программы, и те занятия, которые входят в данный учебный план (посмотреть его можно на сайте образовательной организации), посещать обязательно. Об этом говорится в письме Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 "Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности".
Минпросвещения в своем телеграм-канале тоже подчеркивает: "„Разговоры о важном“ — это обязательно".
Но есть ли ситуации, при которых ученик либо учитель все же может отказаться от данных внеурочных занятий?
Если вы учитель. Пока неясно, будет ли преподавателям дана возможность отказаться от проведения занятий. "По идее, принуждать не могут, нужно согласие педагога, так как это дополнительная работа. Мы ещё не знаем, как региональные власти и руководство школ будет реагировать на отказы. В Москве на совещании с учителями сказали, что если какой-то классный руководитель не может вести РОВ по личным причинам, его заменят", — рассказала "Мелу" оргсекретарь профсоюза "Учитель" Ольга Мирясова.
Если вы школьник или родитель. Если ребенок нормально осваивает программу и проходит аттестацию, никаких значимых последствий пропуска внеурочного занятия для него быть не может, считает Ольга Мирясова и добавляет: "Будет, безусловно, моральное давление на детей и родителей, поскольку от учителей требуют 100%-ной посещаемости „Разговоров“. Как сопротивляться этому давлению, зависит от родительского сообщества".
Первый и самый большой в Тюмени интернет-ресурс для родителей!
Подробные условия