Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Развитие / Изучение иностранных языков: интересное хобби или залог успешного будущего?

Изучение иностранных языков: интересное хобби или залог успешного будущего?

Большинство современных родителей записывают своих детей в кружки и секции задолго до начала учёбы в школе. Многие выбирают изучение иностранного языка приоритетным направлением, объясняя это тем, что владением одним–двумя языками помимо родного — необходимое условие для успешного будущего.

Однако есть родители, которым изучение иностранных языков в раннем возрасте кажется непосильной нагрузкой для нервной системы малышей. Как понять, что ребёнок готов к занятиям? Нужны ли вообще иностранные языки для детей? Какие методы наиболее эффективны при изучении языков? Узнаем из нашей статьи.

С тем, что изучать иностранные языки полезно, согласны многие: по статистике, 63% россиян признают важность изучения второго языка. Однако в чём же конкретно заключается эта польза?

Некоторые исследования и научные эксперименты указывают на то, что изучение иностранного языка улучшает работу мозга, а психологи в голос твердят, что владение несколькими языками придаёт детям уверенности и "прокачивает" социальные навыки.

Вот как это работает:

  • Постоянное "переключение" с одного языка на другой стимулирует внимание и улучшает концентрацию.
  • Люди, владеющие иностранными языками, умеют быстро расставлять приоритеты и одновременно решать несколько задач.
  • В процессе изучения языка ребёнок постоянно запоминает новые слова и речевые обороты, что отлично тренирует память.
  • Дети, владеющие вторым языком, чувствуют себя увереннее: они легче находят друзей, менее стеснительны и быстрее адаптируются к новому окружению.
  • Во время зарубежных поездок такие дети меньше подвержены стрессу: они без труда вливаются в новую обстановку и преодолевают языковой барьер.
  • Знание языков открывает больше перспектив в будущем, включая возможность поступить в иностранный вуз и получить должность в международной компании.
  • Изучение иностранных языков расширяет кругозор: помимо заучивания правил, ребёнок узнаёт множество увлекательных фактов о культуре и истории стран изучаемого языка.

Когда начинать обучение детей иностранному языку?

Считается, что в раннем детстве легче осваивать иностранный язык. Мозг ребёнка быстро запоминает информацию, создавая новые нейронные связи; а долговременная и оперативная память развиты лучше, чем в более позднем возрасте.

Эксперты сходятся во мнении, что начинать занятия желательно в дошкольном или младшем школьном возрасте, однако решающими факторами являются психологическая готовность, отсутствие задержек речевого развития и интерес ребёнка.

В возрасте до трёх лет языки усваиваются естественным образом. Чаще это касается билингвизма: то есть в семьях, где родители говорят на разных языках, ребёнок усваивает их на "бытовом уровне". В таких обстоятельствах дети не путают языки и могут легко переходить с одного на другой.

В три-четыре года малыши могут приступать к развлекательным занятиям в небольших группах, непременно с элементами танцев, песен и игр для поддержания интереса. По словам кандидата психологических наук Валерии Демарёвой, индивидуальные занятия в этом возрасте проводить рано.

После пяти лет дети обычно готовы к изучению второго языка и в психологическом, и в физиологическом плане. Объясняется это тем, что пятилетний ребёнок способен концентрировать внимание более-менее продолжительное время и готов к целенаправленной деятельности.

Если по каким-то причинам дошкольник протестует и не желает заниматься изучением языка, можно вернуться к этому вопросу чуть позднее: возраст до девяти лет считается наиболее подходящим.

Какой иностранный язык выбрать для ребёнка?

Начиная изучать второй язык, ребёнок вряд ли задумывается о карьерных перспективах и практической пользе своего увлечения. Но родители принимают во внимание именно эти моменты. Если раньше абсолютное большинство выбирало английский язык, то теперь всё не так однозначно.

В первую очередь следует определиться, зачем ребёнку иностранный язык.

Если у родителей есть желание и возможность отправить его учиться в другую страну или семья планирует переезд за границу, выбор очевиден.

Важно: европейские языки можно начать изучать уже с трёх-четырёх лет; с восточными языками стоит повременить до шести-семи лет: дошкольникам будет слишком сложно запомнить всё многообразие интонаций и овладеть мастерством написания иероглифов.

Английский язык

Для путешествий и свободного виртуального общения со сверстниками из других стран английский по-прежнему актуален: это главный международный язык, и около 15% населения планеты в той или иной мере владеют им. По этой же причине английский остаётся главным языком бизнес-переговоров, поэтому в работе он также пригодится.

Китайский язык

Вторым по популярности является китайский: ежегодно всё больше детей выбирают его в качестве второго иностранного, а выпускники с недавних пор могут сдавать ЕГЭ по китайскому языку.

Родители видят в изучении этого языка огромный потенциал для будущего детей, а самих ребят привлекают оригинальность произношения и тонкости китайской каллиграфии. Вероятно, через некоторое время китайский станет самым популярным иностранным языком среди россиян, учитывая тесные экономические, торговые и финансовые связи России и Китая.

Испанский язык

Одним из самых распространённых языков в мире является испанский, поэтому на него также стоит обратить внимание. Многим студентам нравится звучание испанской речи, а преподаватели считают, что выучить его относительно легко.

Немецкий и французский языки

Немецкий и французский языки по-прежнему актуальны: на них говорят во многих частях Европы, и они могут пригодиться для учёбы, работы или путешествий.

Арабский и японский языки

Арабский и японский языки сейчас весьма востребованы, поэтому специалисты различных сфер и переводчики, владеющие одним из этих языков, будут пользоваться большим спросом на рынке труда.

Работаем на результат: где и как изучать иностранные языки?

Организация учебного процесса во многом зависит от возраста и темперамента ребёнка, а также возможностей родителей. Если один из родителей владеет иностранным языком и имеет достаточно свободного времени — задача упрощается. Однако многим приходится обращаться за помощью к репетиторам или записывать ребёнка на занятия в языковых центрах. Рассмотрим подробнее особенности каждого способа изучения языка.

Домашние занятия

Даже если родители не владеют иностранным языком в совершенстве, начинать заниматься дома можно с самого раннего возраста. Главный принцип — не навредить: быть крайне осторожными и не требовать от малыша воспроизведения иностранной речи.

Для начала можно включать или напевать песенки на иностранном языке, читать сказки и потешки, смотреть мультфильмы. Затем можно постепенно добавлять простые бытовые фразы, которые повторяются изо дня в день. Постепенно малыш начнёт воспринимать интонации, произношение и запомнит значение фраз, которые повторяются регулярно и в одних и тех же ситуациях (например, "Пора спать", "Давай поиграем" и подобные им).

После двух лет, если у ребёнка нет проблем с родным языком, он может начать воспроизводить иностранную речь. Можно "придумать" вместе с ним "секретный язык" или выбрать игрушку, с которой непременно нужно разговаривать только на иностранном языке. Основной принцип — занятия должны быть короткими (не более пятнадцати минут), регулярными и исключительно игровыми. Если малыш не проявляет интереса к придуманной языковой игре или откровенно протестует, с обучением стоит повременить.

Родителям также следует объективно оценивать свои педагогические способности; если нет возможности заниматься с ребёнком регулярно или нет уверенности в правильности произношения, стоит довериться профессионалам: уже с трёх-четырёх лет малыши могут посещать занятия в языковых школах или детский сад с языковым уклоном.

Языковые ясли и детские сады

Здесь происходит полное языковое погружение: не только занятия проходят на иностранном языке, но и всё общение и игры с малышами. Часто с детьми работают носители языка. Таким образом создаются условия искусственного билингвизма: в саду дети говорят на иностранном языке, за его пределами — на родном.

Звучит прекрасно, но родителям следует внимательно наблюдать за психоэмоциональным состоянием малыша в начальный период посещения такого садика: резкое погружение в новую языковую среду может спровоцировать у ребёнка сильный стресс.

Посещение языковых детских садов и яслей — недешёвое удовольствие: например, в Москве родители платят от 30 000 до 130 000 рублей в месяц в зависимости от программы и количества времени, которое ребёнок проводит в садике.

Языковые школы

В языковых центрах и школах практикуются различные формы занятий для учащихся всех возрастов. Уроки проводятся онлайн и офлайн, в группах и индивидуально, в будни или выходные. Основным преимуществом является возможность отслеживать качество образования и успехи ребёнка: контроль качества обучения осуществляет методист центра; родители посещают открытые уроки, а дети после каждого пройденного курса сдают экзамены.

Некоторые специалисты полагают, что изучение иностранного языка лучше начинать в формате индивидуальных уроков, но большинство педагогов и психологов настаивают именно на групповых занятиях. В этом возрасте дети обучаются через игру, а играть гораздо интереснее со сверстниками. Поэтому в группе из 4-5 человек ребёнок будет чувствовать себя комфортнее, чем тет-а-тет с репетитором.

Личность преподавателя также важна: именно он создает правильную мотивацию и увлекает детей языком и культурой страны. Поэтому многие родители обращаются в языковые школы: там они могут посетить пробные занятия с преподавателем, изучить отзывы о нём на сайте компании и заручиться поддержкой методиста, который определит уровень знаний ребёнка, подберёт группу и посоветует педагога, подходящего малышу по темпераменту.

Занятия в языковых школах проводятся, как правило, два раза в неделю. Уроки у дошколят длятся 30–60 минут и включают в себя обязательную смену видов деятельности.

Индивидуальные занятия

У детей дошкольного возраста отсутствует барьер в общении со сверстниками, они не боятся допускать ошибки. По мере взросления им становится неловко ошибаться в произношении, забывать слова или громко петь песни на занятиях. Некоторые, напротив, стремятся привлечь внимание группы или преподавателя к себе и отвлекаются от учебного процесса.

Такие дети часто добиваются больших успехов на индивидуальных занятиях с репетитором. Они не отвлекаются, меньше боятся допустить ошибку в речи, больше говорят (ведь учителю не требуется тратить время на других).

Заниматься индивидуально удобно: педагог подстроит график занятий под школьное расписание и, возможно, будет приезжать домой к ребёнку. Заметим сразу: это не всегда положительно сказывается на эффективности занятий, потому что многие дети в привычных домашних условиях чаще отвлекаются. По этой же причине далеко не всем подходит онлайн-обучение.

Выбирая индивидуальные занятия, ребёнок должен быть по-настоящему мотивирован: один на один с учителем ему, скорее всего, будет не так весело, как в группе сверстников, и через некоторое время желание заниматься может исчезнуть.

Языковые лагеря

Многие языковые центры предлагают учащимся выездные погружные программы на время школьных каникул. Отправиться в такие поездки могут ребята школьного возраста, имеющие хотя бы минимальный уровень владения иностранным языком.

Языковой лагерь — отличный способ погрузиться в языковую и культурную среду, повысить мотивацию к учёбе и найти новых друзей и единомышленников. Однако следует понимать, что 10–15 дней в лагере не смогут "прокачать" знания ребёнка до следующего уровня: это возможно только при условии регулярных и качественных занятий на протяжении всего учебного года.

Мобильные приложения

Для тех, кто хочет изучать второй язык самостоятельно, существует множество мобильных приложений и программ. Например, для изучения английского языка взрослыми и детьми есть как платные, так и бесплатные приложения. Подробнее о них — в одной из наших статей.

Разговорные клубы

Дополнительно к занятиям языком в школе или с репетитором некоторые ребята посещают разговорные и дискуссионные клубы. На таких занятиях сделан акцент на обсуждение актуальных тем и расширение кругозора. Атмосфера меньше всего напоминает школьные уроки и располагает к свободному общению, помогая преодолеть языковой барьер и начать более бегло говорить на языке.

Изучение языка по книгам и фильмам

Опытные педагоги часто используют на занятиях фрагменты художественных произведений и фильмов на языке оригинала. Но что мешает школьнику заниматься самостоятельно? Множество классических и современных произведений адаптированы для учащихся и дополнены глоссарием и справочными материалами; а художественные фильмы можно смотреть с субтитрами и запоминать живые разговорные выражения, которые не найти в школьном учебнике.

Как сделать изучение языка максимально эффективным? Советы родителям

  1. Вовлечённость родителей в учебный процесс — важная составляющая успеха. Для достижения наилучших результатов рекомендуем следовать нашим советам:
  2. Мотивация — основа успеха: обязательно расскажите ребёнку, какие познавательные возможности открываются людям, владеющим иностранными языками.
  3. Ставьте цели на учебный год, чтобы не растерять энтузиазм: поехать на летние каникулы в языковой лагерь и там общаться только на иностранном языке; отправиться с родителями в отпуск за границу и свободно разговаривать с местными жителями и т. д.
  4. Слушайте дома песни на иностранном языке и вместе смотрите мультфильмы и художественные фильмы с оригинальной звуковой дорожкой. Вместе переводите и запоминайте незнакомые слова и фразы.
  5. Покупайте настольные игры и книги на языке оригинала.
  6. Во время зарубежных поездок не заставляйте ребёнка выступать в роли вашего личного переводчика и не ругайте его, если он не смог перевести какую-нибудь табличку в холле отеля.
  7. Обязательно хвалите ребёнка и проявляйте интерес к его успехам.

Что ещё важно знать об изучении иностранного языка (FAQ)

К изучению иностранных языков большинство родителей подходят ответственно, и у них часто возникает множество вопросов как на этапе подбора языкового центра, так и в процессе обучения. Ответим на самые частые из них.

1. Чем опасно слишком раннее изучение иностранного языка?
Ничем, если родители вводят язык в жизнь ребёнка постепенно и ненавязчиво либо, наоборот, создают для ребёнка двуязычную среду с самого рождения и не смешивают языки. Спонтанное и бессистемное смешение двух языков может вызвать у ребёнка стресс и проблемы речевого развития.

2. Возможно ли вырастить билингва в нашей среде?
Да, если родители как минимум в первые четыре года жизни ребёнка в общении с ним придерживаются принципа "один родитель — один язык". Исключений быть не должно даже за пределами дома. Второй способ — отдать ребёнка в детский сад с полным языковым погружением, а дома общаться с ним на русском.

3. Нужно ли заниматься языком дополнительно, если ребёнок изучает его в школе?
Возможно, если школа или класс имеют лингвистический профиль, школьной программы достаточно. Преподаватели считают, что уделять языку нужно хотя бы 5-6 уроков в неделю. В общеобразовательных школах на иностранные языки отводится 2-3 урока еженедельно, а специфика школьной программы такова, что говорят дети очень мало. Поэтому школьники, желающие свободно общаться на языке или решившие сдавать ОГЭ или ЕГЭ, занимаются дополнительно хотя бы 1-2 раза в неделю.

4. Нужен ли второй иностранный язык?
Владеть несколькими языками однозначно полезно и для интеллектуального развития ребёнка, и для его будущего. Однако приступать к изучению второго иностранного стоит лишь тогда, когда закреплены базовые знания о первом: правила чтения, произношения, строение предложения и прочее. Если начать изучать два языка одновременно, не избежать путаницы и смешения. Специалисты рекомендуют начинать изучать второй язык в пятом классе, когда нагрузка по другим предметам сравнительно небольшая, а когнитивные способности детей ещё достаточно высоки.

5. Как поступить, если у ребёнка пропало желание заниматься?
Главное — не давить и помнить, что это может быть временно. Если причина в слишком большой нагрузке в школе — предложите сменить график занятий: к примеру, вместо двух занятий в группе посещать разговорный клуб раз в неделю. Возможно, проблема в формате занятий: попробуйте заменить групповые уроки на индивидуальные, или наоборот.

Итак, преимущества владения иностранными языками и польза от процесса их изучения не вызывают сомнений. К выбору языка, преподавателя, формата и методики обучения стоит отнестись серьёзно, ведь от этого во многом зависит, станет ли этот язык частью жизни ребёнка. Однако самое главное — желание и мотивация самого ребёнка. Никогда не поздно начать изучение иностранных языков, если он готов дисциплинированно заниматься, увлечён процессом и точно знает, для чего ему это нужно.
 

Елена Гайворонская
фото Prostock-studio/Shutterstock.com

https://gdemoideti.ru/

Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

Предлагаем почитать

Учим ребенка планировать свои дела Когда доходит до дела — время имеет свойство исчезать молниеносно
Как помочь ребенку стать внимательным Проблемы могут быть с концентрацией внимания, переключаемостью внимания, устойчивостью и распреде ...

Изучение иностранных языков: интересное хобби или залог успешного будущего?

Нужны ли вообще иностранные языки для детей?

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Детский сад полного дня "Лукошко"

Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.

Подробные условия