Большинство современных родителей записывают своих детей в кружки и секции задолго до начала учёбы в школе. Многие выбирают изучение иностранного языка приоритетным направлением, объясняя это тем, что владением одним–двумя языками помимо родного — необходимое условие для успешного будущего.
Однако есть родители, которым изучение иностранных языков в раннем возрасте кажется непосильной нагрузкой для нервной системы малышей. Как понять, что ребёнок готов к занятиям? Нужны ли вообще иностранные языки для детей? Какие методы наиболее эффективны при изучении языков? Узнаем из нашей статьи.
С тем, что изучать иностранные языки полезно, согласны многие: по статистике, 63% россиян признают важность изучения второго языка. Однако в чём же конкретно заключается эта польза?
Некоторые исследования и научные эксперименты указывают на то, что изучение иностранного языка улучшает работу мозга, а психологи в голос твердят, что владение несколькими языками придаёт детям уверенности и "прокачивает" социальные навыки.
Вот как это работает:
Когда начинать обучение детей иностранному языку?
Считается, что в раннем детстве легче осваивать иностранный язык. Мозг ребёнка быстро запоминает информацию, создавая новые нейронные связи; а долговременная и оперативная память развиты лучше, чем в более позднем возрасте.
Эксперты сходятся во мнении, что начинать занятия желательно в дошкольном или младшем школьном возрасте, однако решающими факторами являются психологическая готовность, отсутствие задержек речевого развития и интерес ребёнка.
В возрасте до трёх лет языки усваиваются естественным образом. Чаще это касается билингвизма: то есть в семьях, где родители говорят на разных языках, ребёнок усваивает их на "бытовом уровне". В таких обстоятельствах дети не путают языки и могут легко переходить с одного на другой.
В три-четыре года малыши могут приступать к развлекательным занятиям в небольших группах, непременно с элементами танцев, песен и игр для поддержания интереса. По словам кандидата психологических наук Валерии Демарёвой, индивидуальные занятия в этом возрасте проводить рано.
После пяти лет дети обычно готовы к изучению второго языка и в психологическом, и в физиологическом плане. Объясняется это тем, что пятилетний ребёнок способен концентрировать внимание более-менее продолжительное время и готов к целенаправленной деятельности.
Если по каким-то причинам дошкольник протестует и не желает заниматься изучением языка, можно вернуться к этому вопросу чуть позднее: возраст до девяти лет считается наиболее подходящим.
Какой иностранный язык выбрать для ребёнка?
Начиная изучать второй язык, ребёнок вряд ли задумывается о карьерных перспективах и практической пользе своего увлечения. Но родители принимают во внимание именно эти моменты. Если раньше абсолютное большинство выбирало английский язык, то теперь всё не так однозначно.
В первую очередь следует определиться, зачем ребёнку иностранный язык.
Если у родителей есть желание и возможность отправить его учиться в другую страну или семья планирует переезд за границу, выбор очевиден.
Важно: европейские языки можно начать изучать уже с трёх-четырёх лет; с восточными языками стоит повременить до шести-семи лет: дошкольникам будет слишком сложно запомнить всё многообразие интонаций и овладеть мастерством написания иероглифов.
Английский язык
Для путешествий и свободного виртуального общения со сверстниками из других стран английский по-прежнему актуален: это главный международный язык, и около 15% населения планеты в той или иной мере владеют им. По этой же причине английский остаётся главным языком бизнес-переговоров, поэтому в работе он также пригодится.
Китайский язык
Вторым по популярности является китайский: ежегодно всё больше детей выбирают его в качестве второго иностранного, а выпускники с недавних пор могут сдавать ЕГЭ по китайскому языку.
Родители видят в изучении этого языка огромный потенциал для будущего детей, а самих ребят привлекают оригинальность произношения и тонкости китайской каллиграфии. Вероятно, через некоторое время китайский станет самым популярным иностранным языком среди россиян, учитывая тесные экономические, торговые и финансовые связи России и Китая.
Испанский язык
Одним из самых распространённых языков в мире является испанский, поэтому на него также стоит обратить внимание. Многим студентам нравится звучание испанской речи, а преподаватели считают, что выучить его относительно легко.
Немецкий и французский языки
Немецкий и французский языки по-прежнему актуальны: на них говорят во многих частях Европы, и они могут пригодиться для учёбы, работы или путешествий.
Арабский и японский языки
Арабский и японский языки сейчас весьма востребованы, поэтому специалисты различных сфер и переводчики, владеющие одним из этих языков, будут пользоваться большим спросом на рынке труда.
Работаем на результат: где и как изучать иностранные языки?
Организация учебного процесса во многом зависит от возраста и темперамента ребёнка, а также возможностей родителей. Если один из родителей владеет иностранным языком и имеет достаточно свободного времени — задача упрощается. Однако многим приходится обращаться за помощью к репетиторам или записывать ребёнка на занятия в языковых центрах. Рассмотрим подробнее особенности каждого способа изучения языка.
Домашние занятия
Даже если родители не владеют иностранным языком в совершенстве, начинать заниматься дома можно с самого раннего возраста. Главный принцип — не навредить: быть крайне осторожными и не требовать от малыша воспроизведения иностранной речи.
Для начала можно включать или напевать песенки на иностранном языке, читать сказки и потешки, смотреть мультфильмы. Затем можно постепенно добавлять простые бытовые фразы, которые повторяются изо дня в день. Постепенно малыш начнёт воспринимать интонации, произношение и запомнит значение фраз, которые повторяются регулярно и в одних и тех же ситуациях (например, "Пора спать", "Давай поиграем" и подобные им).
После двух лет, если у ребёнка нет проблем с родным языком, он может начать воспроизводить иностранную речь. Можно "придумать" вместе с ним "секретный язык" или выбрать игрушку, с которой непременно нужно разговаривать только на иностранном языке. Основной принцип — занятия должны быть короткими (не более пятнадцати минут), регулярными и исключительно игровыми. Если малыш не проявляет интереса к придуманной языковой игре или откровенно протестует, с обучением стоит повременить.
Родителям также следует объективно оценивать свои педагогические способности; если нет возможности заниматься с ребёнком регулярно или нет уверенности в правильности произношения, стоит довериться профессионалам: уже с трёх-четырёх лет малыши могут посещать занятия в языковых школах или детский сад с языковым уклоном.
Языковые ясли и детские сады
Здесь происходит полное языковое погружение: не только занятия проходят на иностранном языке, но и всё общение и игры с малышами. Часто с детьми работают носители языка. Таким образом создаются условия искусственного билингвизма: в саду дети говорят на иностранном языке, за его пределами — на родном.
Звучит прекрасно, но родителям следует внимательно наблюдать за психоэмоциональным состоянием малыша в начальный период посещения такого садика: резкое погружение в новую языковую среду может спровоцировать у ребёнка сильный стресс.
Посещение языковых детских садов и яслей — недешёвое удовольствие: например, в Москве родители платят от 30 000 до 130 000 рублей в месяц в зависимости от программы и количества времени, которое ребёнок проводит в садике.
Языковые школы
В языковых центрах и школах практикуются различные формы занятий для учащихся всех возрастов. Уроки проводятся онлайн и офлайн, в группах и индивидуально, в будни или выходные. Основным преимуществом является возможность отслеживать качество образования и успехи ребёнка: контроль качества обучения осуществляет методист центра; родители посещают открытые уроки, а дети после каждого пройденного курса сдают экзамены.
Некоторые специалисты полагают, что изучение иностранного языка лучше начинать в формате индивидуальных уроков, но большинство педагогов и психологов настаивают именно на групповых занятиях. В этом возрасте дети обучаются через игру, а играть гораздо интереснее со сверстниками. Поэтому в группе из 4-5 человек ребёнок будет чувствовать себя комфортнее, чем тет-а-тет с репетитором.
Личность преподавателя также важна: именно он создает правильную мотивацию и увлекает детей языком и культурой страны. Поэтому многие родители обращаются в языковые школы: там они могут посетить пробные занятия с преподавателем, изучить отзывы о нём на сайте компании и заручиться поддержкой методиста, который определит уровень знаний ребёнка, подберёт группу и посоветует педагога, подходящего малышу по темпераменту.
Занятия в языковых школах проводятся, как правило, два раза в неделю. Уроки у дошколят длятся 30–60 минут и включают в себя обязательную смену видов деятельности.
Индивидуальные занятия
У детей дошкольного возраста отсутствует барьер в общении со сверстниками, они не боятся допускать ошибки. По мере взросления им становится неловко ошибаться в произношении, забывать слова или громко петь песни на занятиях. Некоторые, напротив, стремятся привлечь внимание группы или преподавателя к себе и отвлекаются от учебного процесса.
Такие дети часто добиваются больших успехов на индивидуальных занятиях с репетитором. Они не отвлекаются, меньше боятся допустить ошибку в речи, больше говорят (ведь учителю не требуется тратить время на других).
Заниматься индивидуально удобно: педагог подстроит график занятий под школьное расписание и, возможно, будет приезжать домой к ребёнку. Заметим сразу: это не всегда положительно сказывается на эффективности занятий, потому что многие дети в привычных домашних условиях чаще отвлекаются. По этой же причине далеко не всем подходит онлайн-обучение.
Выбирая индивидуальные занятия, ребёнок должен быть по-настоящему мотивирован: один на один с учителем ему, скорее всего, будет не так весело, как в группе сверстников, и через некоторое время желание заниматься может исчезнуть.
Языковые лагеря
Многие языковые центры предлагают учащимся выездные погружные программы на время школьных каникул. Отправиться в такие поездки могут ребята школьного возраста, имеющие хотя бы минимальный уровень владения иностранным языком.
Языковой лагерь — отличный способ погрузиться в языковую и культурную среду, повысить мотивацию к учёбе и найти новых друзей и единомышленников. Однако следует понимать, что 10–15 дней в лагере не смогут "прокачать" знания ребёнка до следующего уровня: это возможно только при условии регулярных и качественных занятий на протяжении всего учебного года.
Мобильные приложения
Для тех, кто хочет изучать второй язык самостоятельно, существует множество мобильных приложений и программ. Например, для изучения английского языка взрослыми и детьми есть как платные, так и бесплатные приложения. Подробнее о них — в одной из наших статей.
Разговорные клубы
Дополнительно к занятиям языком в школе или с репетитором некоторые ребята посещают разговорные и дискуссионные клубы. На таких занятиях сделан акцент на обсуждение актуальных тем и расширение кругозора. Атмосфера меньше всего напоминает школьные уроки и располагает к свободному общению, помогая преодолеть языковой барьер и начать более бегло говорить на языке.
Изучение языка по книгам и фильмам
Опытные педагоги часто используют на занятиях фрагменты художественных произведений и фильмов на языке оригинала. Но что мешает школьнику заниматься самостоятельно? Множество классических и современных произведений адаптированы для учащихся и дополнены глоссарием и справочными материалами; а художественные фильмы можно смотреть с субтитрами и запоминать живые разговорные выражения, которые не найти в школьном учебнике.
Как сделать изучение языка максимально эффективным? Советы родителям
Что ещё важно знать об изучении иностранного языка (FAQ)
К изучению иностранных языков большинство родителей подходят ответственно, и у них часто возникает множество вопросов как на этапе подбора языкового центра, так и в процессе обучения. Ответим на самые частые из них.
1. Чем опасно слишком раннее изучение иностранного языка?
Ничем, если родители вводят язык в жизнь ребёнка постепенно и ненавязчиво либо, наоборот, создают для ребёнка двуязычную среду с самого рождения и не смешивают языки. Спонтанное и бессистемное смешение двух языков может вызвать у ребёнка стресс и проблемы речевого развития.
2. Возможно ли вырастить билингва в нашей среде?
Да, если родители как минимум в первые четыре года жизни ребёнка в общении с ним придерживаются принципа "один родитель — один язык". Исключений быть не должно даже за пределами дома. Второй способ — отдать ребёнка в детский сад с полным языковым погружением, а дома общаться с ним на русском.
3. Нужно ли заниматься языком дополнительно, если ребёнок изучает его в школе?
Возможно, если школа или класс имеют лингвистический профиль, школьной программы достаточно. Преподаватели считают, что уделять языку нужно хотя бы 5-6 уроков в неделю. В общеобразовательных школах на иностранные языки отводится 2-3 урока еженедельно, а специфика школьной программы такова, что говорят дети очень мало. Поэтому школьники, желающие свободно общаться на языке или решившие сдавать ОГЭ или ЕГЭ, занимаются дополнительно хотя бы 1-2 раза в неделю.
4. Нужен ли второй иностранный язык?
Владеть несколькими языками однозначно полезно и для интеллектуального развития ребёнка, и для его будущего. Однако приступать к изучению второго иностранного стоит лишь тогда, когда закреплены базовые знания о первом: правила чтения, произношения, строение предложения и прочее. Если начать изучать два языка одновременно, не избежать путаницы и смешения. Специалисты рекомендуют начинать изучать второй язык в пятом классе, когда нагрузка по другим предметам сравнительно небольшая, а когнитивные способности детей ещё достаточно высоки.
5. Как поступить, если у ребёнка пропало желание заниматься?
Главное — не давить и помнить, что это может быть временно. Если причина в слишком большой нагрузке в школе — предложите сменить график занятий: к примеру, вместо двух занятий в группе посещать разговорный клуб раз в неделю. Возможно, проблема в формате занятий: попробуйте заменить групповые уроки на индивидуальные, или наоборот.
Итак, преимущества владения иностранными языками и польза от процесса их изучения не вызывают сомнений. К выбору языка, преподавателя, формата и методики обучения стоит отнестись серьёзно, ведь от этого во многом зависит, станет ли этот язык частью жизни ребёнка. Однако самое главное — желание и мотивация самого ребёнка. Никогда не поздно начать изучение иностранных языков, если он готов дисциплинированно заниматься, увлечён процессом и точно знает, для чего ему это нужно.
Елена Гайворонская
фото Prostock-studio/Shutterstock.com
Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.
Подробные условия