Все мы помним рассказ Льва Толстого "Филипок" про мальчика, который стремился к знаниям и преодолевал самые разные преграды на пути к школе. Но был ли он готов учиться? И главное — хотел ли он этого по-настоящему? Наш блогер, психолог Юлия Гусева, на примере этого рассказа разбирается, в чем выражается готовность к школе.
1. Почему ребенок хочет в школу
Итак, хотел ли Филипп учиться? Каковы были его мотивы? Рассказ начинает так: «Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти». Мальчик постоянно крутился около старшего брата Костюшки, он привык играть с ребятами постарше. То есть в основе его желания идти в школу — подражание, а не познавательный интерес. Толстой не пишет о том, что Филипок мечтает научиться читать или считать.
Мать не пускает Филипка в школу, но через некоторое время он все-таки отправляется туда самостоятельно. Почему? Может, все же захотел учиться? И снова нет. Дело было так: «Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула». Вот и ответ: ребенку скучно, в школе — дети. Он просто хотел пообщаться.
2. Как школьник справляется со сложными ситуациями
Теперь посмотрим, как мальчик шел к школе: «Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь? Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух». Важный аспект готовности к школьному обучению — умение самостоятельно находить выход из сложных ситуаций. В нашем случае мальчик даже не может сам дойти до школы.
Читаем дальше: «На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится». Ребенку страшно, он боится учителя, не понимает, что делать дальше. Только проходившая мимо женщина его «мотивировала»: «Все учатся, а ты что тут стоишь?»
В школе становится еще страшнее: дети кричат, учитель задает вопросы. От растерянности ребенок заплакал. Он еще не готов взаимодействовать с чужим взрослым, да и большое скопление ребят его пугает. Хорошо ребята помогли и сказали учителю, что «это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу».
3. Не ради знаний, а «как бы чего не вышло»
Учитель оставляет Филиппа в классе, несмотря на то что он еще маленький и плачет. Почему? Сельский учитель прекрасно понимает, каково мальчику дома, в одиночестве. От скуки он может и избу поджечь и еще чего-нибудь натворить. Пусть лучше в школе под присмотром сидит.
Этот текст — не про Филипка. Он про всех маленьких детей, мотивы которых часто не видны взрослым. У детей в 6-7 лет нередко доминирует игровой интерес, а познавательный еще не вышел на первое место. Бывает, ребенок еще не может конструктивно общаться с другими детьми и взрослыми, не может выйти из сложной ситуации самостоятельно.
Читать и писать важно, но этих навыков мало для успешной адаптации в школе. Психологическая готовность — вот на что стоит обращать внимание. Будьте внимательны к своим детям. И помните: если ребенок просится в школу, это не значит, что он к ней готов.
Иллюстрация художника А. Пахомова к книге "Филипок"
Остеопатия для детей. Водолечебница. Вызов детского врача-остеопата на дом
Подробные условия