Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Развитие / Грудничковое рисование

Грудничковое рисование

В Европе грудничковое рисование практикуется уже на протяжении 20 лет. Грудничковое, или его еще называют младенческое, творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования — пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Там же, на Западе, впервые стали проводить вернисажи, выставляя шедевры , написанные крошечными пальчиками. Врачи уверенны, что детские картины способны положительно влиять на психическое и эмоциональное состояние взрослых. Искусствоведы говорят об их сходстве с техникой художников-импрессионистов, основанной на интуитивном рисовании.

Когда начинать?

Практика показывает, что начинать приобщение малыша к прекрасному следует именно с 6 месяцев, можно позже, но не раньше, так как раньше чаще всего ребенок еще не готов физически. Подобное занятие предполагает физическую возможность сидения, а также к данному возрасту у ребенка неудержимой становиться тяга к познанию мира. Пальчиковые манипуляции способствуют развитию речи и психики. Работа с красками положительно влияет на цветовосприятие и память малыша. Приоритетом занятий рисованием должно быть желание гармоничного развития ребенка (интересного познания, организации интересного бодрствования), а не желание вырастить художника.

С чего начинать?

Детское рисование должно быть продумано и хорошо организовано. Подготовка рабочего инвентаря, рабочего места и одежды.

1. Рабочий инвентарь: Краска (в работе используются специальный вид краски, не вызывающий аллергии, пригодный для рисования ручками ребенка (а при желании — и ножками). Ребенок запускает пальчики в удобную баночку — и творит, делает отпечатки, ставит кляксы и т.д. Эта краска не приносит вреда ребенку даже при случайном попадании в ротик.

Вот названия нескольких компаний — производителей, предлагающих ассортимент этих специальных красок: SES , Stilla . Бумага (в качестве полотна используется ватман, большой размер бумаги — раздолье для самовыражения малыша). Ребенку грудного возраста не достаточно размера листа А4, так как мелкая моторика и координация движений еще не достаточно развита, и ребенок начнет мазать краской все, что вокруг него. Одежда ребенка (для данного вида занятия желательно использовать специальную одежду, не стесняющую ребенка, а также вещи, при загрязнении которых не возникает сожаления); идеально подойдут старенькая футболка и штанишки, также желательно покрыть головку юного художника платочком.

Местом для детской студии может быть любая комната в квартире с большим количеством дневного света и отсутствием ковров и сложных в уборке поверхностей.

Перед началом занятий застелите пол полиэтиленовой пленкой. Заниматься рисованием с грудничком желательно на полу (при наличии подогрева полов) — у ребенка будет больше места для творчества и возможность свободного передвижения. Если возможности проведения занятий на полу нет, можно использовать маленькие стульчик и столик. Заниматься рисованием нужно днем, когда достаточно дневного света. Рисовать вечером не желательно, чаще всего ребенку уже достаточно впечатлений, полученных за день.

2. Организация процесса рисования. Обязательно предупредите ребенка, что вы будете рисовать, а также поясните, что сначала нужно надеть специальную "одежду художников".

Для первых занятий достаточно использования двух цветов (краска находится в баночках-ведерках, комплекты красок состоят из 4 или 6 цветов). Вода при рисовании не используется, так как маленький ребенок может ее разлить или выпить. Предоставляйте малышу возможность самому выбирать цвет. В процессе рисования будьте терпеливы и занимайте позицию наблюдателя. Примите это необыкновенное творчество таким, какое оно есть, не пытайтесь показывать, как надо правильно рисовать . Очень важно поощрение деятельности ребенка со стороны взрослого и похвала. От эмоционального настроя взрослого во многом будет зависеть активность малыша.

После того, как ребенок уже познакомился с новым для него предметом ( краской), начните рисовать одновременно с ребенком, только на отдельном листе. Необходимым условием для успешного творческого процесса является возможность ребенка наблюдать за деятельностью взрослого.

3. Процесс детского рисования. Ребенок прикасается к краске, начинает медленно размазывать ее по бумаге, сжимает в кулачке (исследует материал). Чаще всего в активную деятельность включаются лишь небольшая часть детей, начиная интенсивно размазывать краску по бумаге. У большинства же детей активные действия возникают на втором, третьем занятии и позднее. Детям очень нравится двигать рукой, при этом малыш делает широкие размашистые движения, свойственные данному возрасту. Внимание ребенка привлекает пачкание, новые ощущения при соприкосновении с краской, "чваканье" при сжимании краски в ладошке.

После шести месяцев чаще всего малыш уже понимает речь взрослого и значение действий. Рассказывайте ребенку, как называются предметы, которые вас окружают в процессе занятий, проговаривайте все его действия во время занятия и те цвета краски, которые малыш использует. Следует также учитывать, что в этом возрасте познание осуществляется посредством осязания. При попытках ребенка брать краску в рот объясняйте предназначение краски ("рисовать, а не кушать").

С ростом ребенка меняется "техника" рисования, движения малыша приобретают более организованный характер. Как организующее начало выступает ритм. Многократно повторяющиеся хлопки ладошкой по краске, вызывающие еще больший восторг, приходят на смену активному размазыванию. Только спустя время ребенок обратит внимание на цветовые пятна — результат своей работы. Интерес к оставленному следу можно считать началом настоящей творческой деятельности.

Не стоит работы грудничка подвергать тщательному психологическому анализу и судить о его характере. Несомненно, внутреннее состояние малыша влияет на выбор красок, но при оценке работ необходимо учитывать не только возраст ребенка, но и сколько времени малыш рисует красками, мог ли он самостоятельно выбирать цвета, которые ему нужны в данный момент. Ребенок, впервые увидев краску, независимо от возраста вначале изучает ее качество, учится смешивать цвета, получая оттенки, а выражать свое внутреннее состояние с помощью цвета малыши могут только к полутора-двум годам, но это дети, которые прошли этап грудничкового рисования.

4. Периодичность и длительность рисования. Творческое "пачкание" можно устраивать раз-два в неделю. Желательно в первой половине дня, выбирая наиболее активное, эмоционально позитивное состояние ребенка (естественно, исключая занятия при плохом самочувствии ребенка или в случае, если ребенка что-то беспокоит). Рисование в первой половине дня поможет уберечь кроху от информационной и эмоциональной перегрузок. Первые занятия, как правило, самые непродолжительные и будут длиться всего две-три минуты.

При условии регулярных занятий к годовалому возрасту это время увеличивается в десять раз. Очень важно в процессе рисования следить за реакцией и эмоциональным настроем и состоянием ребенка, так как он сам выступает временным "барометром" продолжительности занятий. Внезапное ухудшение настроения или попытки разбросать баночки с красками — сигнал к завершению занятия. Из-за возможности развития "синдрома отмены" не рекомендуется допускать длительных перерывов в рисовании даже в летний период. Творите на здоровье!

 

Автор Мария Владимировна Гмошинская,
кандидат мед. наук, старший научный сотрудник отдела детского питания ГУ НИИ питания РАМН

по материалам сайта Раннее развитие детей

фото fotostrana.ru

Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

Предлагаем почитать

Советы нейропсихолога. Как привить своим детям любовь к учебе Объясняет детский нейропсихолог, семейный психолог Анна Кузнецова
Как помочь ребенку стать внимательным Проблемы могут быть с концентрацией внимания, переключаемостью внимания, устойчивостью и распреде ...
Учим ребенка планировать свои дела Когда доходит до дела — время имеет свойство исчезать молниеносно
08027676 16.10.2010 16:47
и если контролировать ребенка, чтобы руки в рот не тянул, можно рисовать медовой акварелью, у меня когда старшая дочка родилась, пальчиковые краски еще не достать было, начинали с нее.

08027676 16.10.2010 16:43
Я КРАСКИ ПОКУПАЛА В Фолианте. около раб поселка. мы пробуем и пальчиками и кистью-акварелью, смотря какое настроение.пальчиковыми оставляем разноцветные ладошки-рисунки из них составляем, сама до чего-нибудь или кого-нибудь дорисовываю, дорисовываем на заготовках горошинки, пятнышки у божьей коровки и т.д. и мне кажется рисование кисточкой это не следующий этап в рисовании, а одно из направлений, у меня старшая дочь ходит в изостудию, они там тоже часть работ рисуют пальцами, такая методика. удачи!

Гость 15.10.2010 16:53
ДОРОГО СТОЯТ КРАСКИ

Okc 23.09.2010 13:49
А где можно купить такие краски? Нам они почему-то не попадаются в магазинах.

_Annushka 02.11.2010 14:47
такие краски есть в "буратино"

Гость 14.10.2010 20:43
покупала в МЕТРО около 400р.

Элл 13.09.2010 19:52
Нда, в маленькой комнате такое не провернешь. В красках будет не только ватман и пол, но и стены то-же. Было бы интереснее заниматься этим в специальной студии. Интересно, а у нас есть группы грудничкового рисования?

m_marishka 13.09.2010 18:34
Спасибо за полезную информацию! Слышала о грудничковом рисовании, но не знала, с чего начать. Будем пробовать!

Ирина032 18.08.2010 23:27
Огромное спасибо, очень инересная и полезная информация! Моему сыну 1 год и 1 мес и я всё думала как же начать красками нам рисовать? А теперь всё ясно с чего начинать и как объяснять

Владислава 14.10.2010 23:02
такие краски покупала на горького в детском магазине творчества напротив гудвина. В 1,1 лучше, на мой взгляд, уже кисточкой пробовать, а то потом трудно переучить будет.

Грудничковое рисование

Методика Марии Гмошинской

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Лечебно-диагностический центр "Парацельс"

Многопрофильное отделение с высококвалифицированными врачами на современном оборудовании

Подробные условия