Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Здоровье и уход / Промывание носа соленой водой - польза или вред?

Промывание носа соленой водой - польза или вред?

Промывания носа соленой водой действительно вызывает приятные ощущения, поскольку, подобно физраствору, успокаивает раздраженную слизистую оболочку нижнего носового прохода, повышая устойчивость его мукоцилиарного клиренса и облегчая временно носовое дыхание.

Чтобы защититься от сезонных ОРЗ и синуситов Йоги уже давно разработали методику промывания соленой водой только нижнего носового прохода и делают это очень аккуратно, - по специальной методике (специальным чайничком со специальным носиком) заливают соленую воду в нижний носовой проход с одной стороны, закрывая носоглотку корнем языка, а затем наклоняя голову в противоположную сторону и вперед, выливают соленую воду через вторую половину носа и опустив голову, длительное время (30 -60 минут) высушивают нос.

Во время промывания нижних носовых проходов запрещается дышать носом, всасывать носом воду и сморкаться, чтобы вода не попала в Евстахиевы трубы, что вызывает средний отит и чтобы через средний носовой проход вода не попала в пазухи носа, что вызывает их воспаление, в виде синуситов и, как правило, - пожизненных.

Поэтому, нос категорически не любит никаких промываний, а любит чистый, теплый и влажный воздух.

А бытующие, к сожалению, неграмотные промывания носа (как и впрыскивания), особенно соленой водой, только способствуют поражению придаточных пазух носа, в виде синуситов, и развитию отитов.

А промывания морской водой (которая при внутривенном введении убивает человека) является особенно агрессивным.

Применения сосудосуживающих капель в нос, как известно, приводят к нарушениям сосудистой системы глаза, головного мозга, сердца и резким нарушениям в сосудистой системе носа, в виде вазомоторного отека слизистой носа, с заложенностью носа, что не поддается обычному лечению.

Дальнейшее применение сосудосуживающих капель в нос приводит к росту полипов в носу и последующим операциям по их удалению. А применение гормональных препаратов разрушает Вашу гормональную систему.

Поэтому, для успешного лечения простудного насморка (заложенности носа) необходим индивидуальный подбор противовоспалительных капель для носа, с учетом нарушений аэродинамики носа.

Автор Богун В.П., ЛОР-врач

Полезна: 37 голосов Не полезна: 6 голосов

Предлагаем почитать

Простудные заболевания в детском саду Как помочь ребёнку не заболеть?
10 проверенных способов улучшить работу мозга Как они работают и что нужно делать?
8 способов закаливания ребенка Выбирай любой, и.. будь здоров!
Гость 20.05.2019 21:40
Здравствуйте Скажите пожалуйста, а как лечить насморк у годовалого ребёнка, который ещё не умеет сморкаться? Мой сын пошёл в ясли и у него сразу же начался насморк Педиатры в голос говорят : промывайте физраствором. А если не промывать, то как ещё помочь ребёнку? Ведь нос у него не дышит, он ни спать ни есть не может.

Гость 20.05.2019 21:51
Лечить ребёнка необходимо посимптомно.. промывание- это не панацея, тем более у такого маленького ребёнка.. чтобы не возникало проблем с ушами, например..

Гость 24.05.2019 17:57
Добрый день Спасибо Вам за ответ Вот конкретно сейчас начинается очередной насморк, вчера вечером ещё ничего не было Сопли жидкие и прозрачные, текут из носа. В положении лёжа нос не дышит, ребёнок спит с открытом ртом, покашливает, постоянно просыпается и капризничает. Посоветуйте пожалуйста, что можно сделать при подобных симптомах? Заранее спасибо!

Гость 19.05.2017 21:44
Добрый день. Скажите, пожалуйста, если у ребенка появились зелёные или жёлтые сопли, есть смысл капать, именно капать с пипетки! В нос физ. Раствор? Для того, чтобы их разжижить? И ещё, может от длительного промывания носа ~месяца нос перестать нормально функционировать? То есть появиться отек, сухость в носу и частое чихание? На приём не могу, я живу в другой стране на буду рада за грамотную консультацию! Ребёнку когда-то ставили аденоидит... Там назначали назонекс. Пролечили. (Аллергии нет у ребёнка) но с каждой простудой у нас затяжные сопли, которые становятся именно желтыми или зелеными. Словом, густые. Понимаю, что не можете проконсультировать по интернету, но все же надеюсь на совет, как же лечить насморк у ребёнка? И вот по поводу физ. Раствора интересует... Спасибо Вам!!!!!

Гость 20.05.2017 19:54
Повторяю раз и навсегда.. нос детям промывать соляными растворами-нельзя, физ раствор бессмысленно.. остальное всё очень индивидуально..

Гость 21.05.2017 12:22
Понятно, больше в нос с раствором не полезу... Не понятно, как лечить насморк, если появляются зелные \желтые сопли и их никак не выдуть... Ходили к Лору и он нам назначил сосудосуживающие и промывание. Все это я уже поняла только во вред. Что же делать... Мало в нашем городе грамотных специалистов таких как вы, а жаль...

Гость 21.05.2017 12:36
Пишите мне пожалуйста не в комментариях, а в моих консультациях тут в детках. Смогу больше ответить

Гость 31.10.2016 23:42
Добрый день! Скажите пожалуйста, а могло случиться, что из-за пользования небулайзером с физраствором мог возникнуть синусит? Просто уже пару раз именно после пользования небулайзером сразу в начале простуды затем возникали осложнения...Пользовались только физраствором или декасаном.

Гость 14.10.2016 21:52
Здравствуйте,
Помогите, пожалуйста,
Ребенку 4,5 года, анализ крови хороший.
Лечим уже 1,5 месяца сопли, начинались с кашлем, потом кашель прошёл, температуры не было и нет. Я прыскаю в нос физраствор, чередую с Мирамистином.
Нос постоянно сильно закладывает, вдыхает ртом, а выдыхает через силу носом. Сопли были желтоватые, густые, капала Називином 5 дн. (помогает, но не долго), через 3 недели, Тизином 5 дн., Флуимуцилом 7 дн., другой ЛОР сказал Полидексой 5 дн. +Синупрет (всё это время), сейчас только Назонекс на ночь по 1 впрыску (лор сказал). Соплей особо нет, а закладывает сильно.
сделали рентген пазух- сказали всё чисто, но аденоиды есть. Бывает чисто дышит, спокойно пол дня, а потом опять закладывает. Аллергии не было у нас. Как нам лечиться не понятно?
Заранее спасибо, Милана

Гость 17.10.2016 10:06
приходите на консультацию. Надо вас посмотреть и всё расскажу, как дальше нужно наблюдаться и что делать, чего не делать..

Гость 22.10.2016 19:31
Здравствуйте,
Я в Москве, искала Вас по интернету и нашла, что Вы принимаете в другом городе.
Я бы с радостью пришла!
Милана

Гость 23.10.2016 10:10
Пожалуйста, приходите.. мой тел 89097373777

Гость 02.11.2016 07:48
вы лечитесь неправильно абсолютно. приходите ко мне на консультацию..

Гость 15.08.2016 15:26
Добрый день я Логопед и в осенний , зимний сезон сами понимаете при контакте с детьми начинается постоянный дискомфорт в носоглотке . Я часто пользовалась ирс19, или деринат капли но видимо мой организм привык???? Это не помогает! Все переходит в насморк , сильная заложенность, промывания кукушка у лора! Мне предложили посеребрить именно носоглоточное место. Как вы думаете , что делать????

Гость 15.08.2016 15:25
Добрый день я Логопед и в осенний , зимний сезон сами понимаете при контакте с детьми начинается постоянный дискомфорт в носоглотке . Я часто пользовалась ирс19, или деринат капли но видимо мой организм привык???? Это не помогает! Все переходит в насморк , сильная заложенность, промывания кукушка у лора! Мне предложили посеребрить именно носоглоточное место. Как вы думаете , что делать????

Гость 17.10.2016 10:07
приходите на консультацию. Надо вас посмотреть..

zara7zara7 21.06.2016 21:23
по себе могу сказать промывание носа работает, но и промывать надо правильно. Чайничек,аэрозоли, шприцами думаю прошло то время, отит запросто заработать. Вон знакомая дочке Аквалором отит намыла. Читала, что промывать надо не просто морской солью, а прокаленной разведенной в специальной воде, как например Мореназал. Пшик и готово, дешево, помогает, довольна

Гость 22.06.2016 13:49
по себе вы можете сказать все что хотите.. и я с вами согласен, что промывать нос некоторым людям можно.. но это не метод лечения и самое главное то, что строение и изменения носовой перегородки носа и других структур носа у всех людей иНДИВИДуальнЫ и поэтому при неправильном промывании очень часто наступают ОСЛОЖнения!!! вот о чем речь.. А кто знает, есть ли у конкретного данного пациента особеннности строения архитектоники носа или нет без осмотра врача? кто? поэтому самотсоятельно нос промывать не нужно, могут быть часто осложНЕНИЯ.

anna24z 17.05.2016 20:24
Я тоже на отдыхе простыла и уже начинался гайморит, помог раствор соли. Прямо вдыхала 3дня, и только на 3-ий день аж помогло. Видимо кому как.

Гость 17.05.2016 16:50
Я сама лично не раз убеждалась в пользе промывания солевыми растворами. Простуда, грипп или аллергия я сразу промываю нос себе и ребёнку. Для этого у нас есть Семейный набор "Кукушка". Ссылка

Гость 17.05.2016 17:45
если у вас или другого пациента нет искривления носовой перегородки или других анатомическ особенностей, то можно конечно, но к нам обращаются пац уже с проблемами и 9 из 10 после промывания носа ..вот и сегодня например я оперировал как раз двоих таких пациентов

youngsterbro 16.03.2016 13:54
Спасибо!Я так и знала что в этих аквалорах что-то не то....
Подскажите, пожалуйста, как быть с сухими козявками в носу? у меня 37 неделя беременности, сильно сухой воздух в квартире, выбираем увлажнитель пока что, но пока не купили, я с утра еле дышу, набираю в нос воду, но не промываю, а просто внутри нос смачиваю и обратно носом выдуваю и пока чищу зубы козявки смачиваются и я их высмаркиваю, они с примесью крови я уже привыкла конечно, но вообще страшновато,к рождению малыша увлажнитель купим, а сейчас я все правильно делаю?

Гость 16.03.2016 15:03
так или иначе, вы все равно промываете нос.. этого делать не нужно... лучше быстрее купите увлажнитель..

Гость 15.03.2016 23:20
Спасибо!Я так и знала что в этих аквалорах что-то не то....
Подскажите, пожалуйста, как быть с сухими козявками в носу? у меня 37 неделя беременности, сильно сухой воздух в квартире, выбираем увлажнитель пока что, но пока не купили, я с утра еле дышу, набираю в нос воду, но не промываю, а просто внутри нос смачиваю и обратно носом выдуваю и пока чищу зубы козявки смачиваются и я их высмаркиваю, они с примесью крови я уже привыкла конечно, но вообще страшновато,к рождению малыша увлажнитель купим, а сейчас я все правильно делаю?

Гость 26.01.2016 12:38
Молодец! Слава Богу нашелся ещё один честный врач, который против обогащения фарм магнатов на продаже соленой воды

Гость 26.01.2016 14:44
спасибо за комментарий... Да, это так..

Гость 11.01.2016 10:36
Пишите побольше статей, очень интересно, и поучительно читать.

Гость 12.01.2016 14:55
спасибо большое, что вам нравится..

Гость 09.01.2016 23:16
Настоящий врач))а вот просто сопельки, светлые, без запаха при орви, или без других симптомов.как вам капли пиносол?и ребенку как будто чтото мешает, шмыгает, капилярки лопаются сгутски крови иногда, были у двух лор говорят норм все, мне кажется одна пазуха носа больше,

Гость 10.01.2016 20:13
пиносол это не очень серьезный препарат скажем прямо... нужно всех детишек смотреть индивидуально...приходите на осмотр..

Гость 10.01.2016 21:51
В ржд больницу. ? Можно ребенка привести?там вроде только взрослые,

Гость 11.01.2016 00:23
можно

Гость 25.01.2015 20:54
огромное спасибо за ценную информацию! а ведь все врачи, и педиатры и лоры, назначают эти аквалоры-аквамарисы при любом виде насморка, печально всё это

Гость 10.01.2016 20:09
согласен... боремся...

Ленусик72 23.01.2015 11:27
а с физ.раствором ингаляции лучше тогда делать, вместо впрыскивания аквамариса?

Гость 23.01.2015 13:45
нет не лучше.. дело не в этом . ингаляции можно делать только тогда, когда их можно и нужно делать, а не вместо аквамариса.. есть определенные показания для их назначения..

Гость 25.01.2015 19:49
у любого назначения, в том числе у ингаляций есть своя цель.... у вас какая цель итнгаляций? для чего т.е.?

Ленусик72 27.01.2015 09:10
лечу насморк, причем сопли стекают по задней стенке в горло, а не вытекают через нос, следующим образом
1. если заложен сильно, то адрианол
2. высмаркиваю через 10-15 мин.потом аквамарис, опять высмаркиваю
3. потом еуфорбиум композитум

это вот последний лор так назначил.

предыдущий специалист
1. ринофлуимицил, потом высморкаться
2.потом изофра

какой способ оптимальней?

Гость 22.01.2015 15:31
грудничкам нос не промывают!!!нос чистят турундочками ,при необходимости капают по капельке физраствора. Физраствор и Аквамарис -одно и тоже!!!

Гость 22.01.2015 16:19
конечно. грудничкам тем более промывать нос нельзя. но к сожалению из районов тюменской области много поступает таких деток. физ раствор и аквамарис не одно и тоже--- аквамарис солянее. и в этом то и заключается проблема.

Гость 22.01.2015 20:49
Зато как рекламируются все эти препараты! Везде реклама ,даже в медицинской карточке ребенка есть буклеты рекламирующие всё тот же Аквалор ...Я считаю ,реклама лекарств -это зло !Только врач должен нести ответственность за назначение препарата и информировать пациента о нем. Интересно, как врачи узнают о новых лекарствах? Насколько известно ,фармацевтические компании предлагают неплохой доход для докторов (на определенных условиях)...
С автором согласна полностью, промывать нос с целью гигиены или профилактики это противоестественно для человека.

Гость 23.01.2015 09:19
все правильно.. понимаете в чем дело... лекарства рекламировать нужно... на конференциях, сьездах, обществах врачей.. чтобы доктора узнавали о новых лекарствах.. но дальше происходит следующее--- то, что мед фарм представители платят врачам % за назначения лекарств, это правда, но это мелочь... влияние самое значительное имеет тот факт, что всем докторам нужно сдавать всевозможные экзамены по своей специальности, для этого проводятся общества врачей и сами непосредственно экзамены... на которых сидят профессора и постоянно толдычат что всем нужно промывать носы например или др назначать препараты... потому что им как раз вот эти мед преды платят очень хорошо... не как простым врачам.. И у них складывается из таких встреч неплохой зароботок.. А свое влияние они умеют навязывать... и поэтому собирают врачей на разные такие встречи очень активно... раньше встреч было 2-3 раза в год, а теперь 2-4 раза в месяц... разумеется для рекламы и навязывания своих лекарств.

Гость 10.01.2016 09:19
Здравствуйте, а к вам можно привести на прием 5 л ребенка, ?нос хлюпает, как будто чтото мешает 2 лора говорят все норм, мне не нравится.вы в жд больнице работаете. ?

Гость 11.01.2016 00:25
да, приводите..

Гость 10.01.2016 21:55
Побольше бы таких думающих врачей как вы, и не было бы так страшно . некоторые не хотят думать,при каком то царе на Руси(забыла)руки отрезали врачам, если не выздоравливал, вот и сейчас бы наказывали финансово, и было бы больше здоровых, а то наоборот, чем больше пациентов, план выполнен, больше премии

Гость 21.01.2015 21:45
Кстати тоже не сторонница промываний. Как-то пыталась вылечить насморк при помощи промывания физ.раствора в частности, потом долго лечила гайморит и отит. Врач сказала, что заработала я себе их благодаря своим промываниям. Так что впредь, наученная горьким опытом, охота к подобным процедурам отпала.

Гость 21.01.2015 21:59
молодец. Только представьте себе как мне простому врачу 10 лет назад как только появились эти промывалки , было не просто сражаться с докторами наук, профессорами, которые просто заставляли докторов, а те своих пациентов --- промывать по нескольку раз в день носы... а знаете почему??? Потому что мед представители этих фирм производителей промывалок ОЧЕНЬ хорошо платитли им деньги.!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Гость 10.01.2016 21:58
Извините, может не по теме, а как вы относитесь к вакцинации детишек. ?

Гость 11.01.2016 00:26
это отдельная тема...

АняиСаша 21.01.2015 13:31
НЕужели промывания ТАААААК опасны???? А как же прочистить нос детям до года?????? Да и Себе гайморит Я вылечила только промыванием.....Я бы не была так категорична, коллега

Гость 21.01.2015 19:59
я неоднократно присутствовал на международных конгрессах и учебах в России и Германии, где лекции читали и проводили ведущие ученые Мира. Так вот их мнение на эту тему полностью совпадает с моим (в том числе М. Профант ). Нос промывать маленьким детям до 3-4 лет и старше самостоятельно в домашних условиях нельзя, тем более при наличии затруднения носового дыхания, в том числе искривление носовой перегородки, вазомоторного компонента, аденоидов и тд. у взрослых людей противопоказания те же. Вот так коллега. Кстате, я оперирующий лор-хирург , стаж работы в хирургии 17лет, а вы тоже лор-хирург, коллега?

Мама_Юлик 23.01.2015 11:01
А я наоборот себе гнойный гайморит "напромывала", пришлось 4 прокола делать. Наша лор Ивачева Н.И. - очень грамотная опытная лор, тоже такого же мнения по поводу промываний.

Гость 23.01.2015 13:49
раньше они не были такими грамотными, а спорили со мной, за то что промывать очень наДО... это потом, когда начали получать осложнения от этих промывалок... стали умнее.. но все равно хорошо..

Гость 06.01.2016 11:05
Подскажите тогда как лечить нос деткам?

Гость 09.01.2016 22:41
приходите на осмотр.. надо все смотреть строго индивидуально...

Промывание носа соленой водой - польза или вред?

Нос категорически не любит никаких промываний, а любит чистый, теплый и влажный воздух

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Клиника "Детский Доктор"

Личный врач для Вашего ребенка. Узкие специалисты. Консультации по грудному вскармливанию, питанию, массажу, закаливанию, по лечению также на дому.

Подробные условия