1. Как понять, что манера речи ребенка — не возрастная норма, а нарушение?
Как правило, родители обращают внимание на неправильное произношение звуков у детей либо когда малыш в возрасте 2–3 лет совсем не говорит. Но кроме этого есть множество других речевых расстройств, которые в будущем могут неблагоприятно отразиться на психоэмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка.
Если вас что-то тревожит в речи ребенка, то не следует откладывать визит к логопеду. Чем раньше выявлена проблема, тем легче и быстрее она поддается корректировке.
Есть возрастные нормы речевого развития, которые помогут родителям вовремя обратить внимание на возможные речевые нарушения: ⠀
Ошибочно судить о речевом развитии ребенка только лишь по его произношению, поэтому обратите внимание, различает ли ребенок на слух похожие слова ("мишка" — "миска", "коза" — "коса" и так далее).
Также насторожиться следует, если ребенок постоянно меняет слоги в словах, пропускает или добавляет звуки ("кандараш" вместо "карандаш", "аина" вместо "малина" и так далее). В этом случае речь может идти о нарушении слоговой структуры слова.
Если ребенок путает род, неправильно образует формы и окончания слов (не "щенята", а "щенёнки"), неверно согласует прилагательные с существительными: "синяя кубик", "яркая солнце" — это еще одна причина обратиться к логопеду.
В общем, совет очень простой — нужно слушать ребенка. Все дети могут ошибаться и путать слоги, слова или строить неправильно предложения. Но если это происходит систематически и не проходит само, то поход к логопеду лучше не откладывать.
2. А что, нарушения речи бывают разными?
Да. Существует несколько видов речевых нарушений у детей. Например, дислалия, нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранном речевом аппарате. Ребенок либо пропускает или искажает звук, либо заменяет один звук другим, при этом другие компоненты речи чаще всего в норме. По сравнению с другими речевыми расстройствами дислалия — одно из самых простых, при помощи логопедических занятий полностью корректируется.
Но есть ряд других нарушений речи, вызванных иными причинами. Например:
Это лишь несколько примеров. Здесь работает принцип "чем точнее диагноз, тем эффективнее коррекция". Чтобы скорректировать ситуацию, важно вовремя посетить логопеда, а он при необходимости направит на дообследование к узким специалистам (невролог, отоларинголог, ортодонт и другие). Родителям важно присутствовать на диагностическом занятии, задавать все вопросы, которые их интересуют.
3. К каким специалистам обращаться при подозрении на речевые нарушения у ребенка?
Коррекцией речевых нарушений у детей занимаются логопеды. Однако после первой диагностики при необходимости педагог может направить ребенка к следующим специалистам:
Невролог: он поможет определить неврологический статус. При необходимости он может назначить медикаментозное лечение или лечебные процедуры (ЛФК, массаж, физиотерапию и др.), которые положительно повлияют на логопедическую коррекцию.
Исправление сложных речевых нарушений — чаще всего задача для нескольких специалистов. Поэтому не стоит затягивать с консультацией логопеда, который и определит степень сложности нарушения.
4. Мы ходим к логопеду, но прогресса нет. Это значит, что коррекция идет неправильно?
Это значит, что есть какая-то скрытая причина, которая замедляет процесс коррекции. Причины могут быть самые разные:
У каждого ребенка свой темп, свои особенности, у одного улучшения происходят быстро, у другого чуть медленнее. Ориентироваться следует на то, что в принципе должна быть положительная динамика. Если же совсем прогресса нет длительное время, то это повод искать причину.
Мы собрали несколько рекомендаций от экспертов "Формулы речи", которые сделают занятия точно продуктивными:
5. Сколько времени занимает коррекция речевых нарушений у логопеда?
Многое зависит от того, насколько у ребенка сложное и глубокое речевое расстройство. Эксперты из "Формулы речи" проводят коррекцию в четыре этапа.
Первый этап — это логопедическая диагностика, на которой логопед выявит вид речевого нарушения. Далее определяется план коррекции и примерное количество необходимых занятий. Ситуация может измениться через 5–7 занятий, когда специалист увидит динамику коррекции и скорректирует план.
Второй этап — это подготовительная работа. Она включает в себя подготовку речевого аппарата к освоению новых звуков. Логопед формирует у ребенка речевой вдох и выдох, развивает фонематические процессы. Длительность подготовительного этапа может длиться от нескольких занятий до 2–3 месяцев и зависит от сложности речевого нарушения у ребенка. Этот этап очень важен, так как от него будет зависеть результат дальнейшей работы.
Третий этап — это непосредственно коррекция речевых нарушений. Если мы качественно поработали на предыдущем этапе, то постановка звука может произойти за 1–2 занятия!
Но на этом работа не заканчивается — необходимо ввести поставленный звук в свободную речь. Длительность данного этапа будет зависеть от того, насколько хорошо развит самоконтроль ребенка. Если он будет готов усердно работать, то процесс пройдет быстро.
Четвертый этап — это закрепление результатов. Это очень важный этап, который поможет не вернуться к изначальному состоянию речи ребенка. Чтобы закрепить долгожданные результаты и не потерять новые навыки, может потребоваться от 5–10 занятий.
Важно понимать, что скорость прохождения всех этапов зависит от совместных усилий логопеда, ребенка и его родителей.
6. Разве неправильные звуки (например, грассирующая "р") могут повлиять на качество жизни?
Да, конечно, вовремя неисправленные речевые нарушения влекут за собой целый ряд негативных последствий. Во-первых, проблемы с речью могут стать предпосылками к будущим ошибкам на письме и неспособности правильно читать. Дислексия и дисграфия в том числе могут развиться вследствие речевых нарушений. Всё это затруднит обучение в школе, освоение не только "языковых" предметов, но математики, физики, химии.
Помимо проблем с успеваемостью могут возникнуть сложности с социализацией. "Заики", "картавые", "шепелявые" и дети с другими речевыми нарушениями часто становятся легкой мишенью для насмешек. Из-за этого дети с нарушениями речи порой становятся закрытыми и зажатыми, начинают испытывать трудности в общении, с трудом социализируются.
Возможно, ребенок в будущем решит выбрать профессию, связанную с речью. И тут этот маленький, казалось бы, дефект может помешать ему добиться успеха. Зачастую неспособность говорить внятно, разборчиво и чисто становится препятствием для карьерного роста — ведь в современном мире очень важно правильно презентовать себя.
7. Правда, что избавиться от нарушений речи в детстве легче, чем во взрослом возрасте?
Да, самый благоприятный возраст для занятий с логопедом — от 4 до 8 лет. Коррекция в более старшем возрасте тоже возможна, но потребуется больше времени и усилий. Чем чаще и дольше человек "тренируется" в неправильном произношении, тем более эта привычка становится устойчива к изменениям. Здесь наша задача — сломать одну привычку и внедрить другую.
Поставить звук во взрослом возрасте получается намного быстрее, чем ребенку, но ввести в речь гораздо сложнее. Нужно постоянно себя контролировать во время разговора и чтения книг вслух. Только в процессе общения решается самая главная проблема — это психологический барьер и комплекс нового звука. Первое время будет сложно, но постепенно трудности будут уходить, звукопроизношение и нейронные связи сформируются: звук произносить будет всё легче и легче.
В школьном, подростковом и даже взрослом возрасте ничего не потеряно — исправлять нарушения речи вполне возможно в команде с профессиональным логопедом. Это будет огромный и эффективный шаг на пути к красивой речи и уверенности в себе!
Остеопатия для детей. Водолечебница. Вызов детского врача-остеопата на дом
Подробные условия