В настоящее время матери строят отношения с ребенком и обеспечивают уход за ним в соответствии со своими представлениями, советами родственников, модными веяниями, различными теориями, предлагаемыми самыми разнообразными специалистами.
Например, в середине прошлого века был широко распространен стиль ухода за ребенком, опирающийся на мнение американского педиатра Спока и бихевиоризма. Это отрасль психологии, в основе которой лежит постулат о том, что каждое действие вызывает определенную реакцию. В результате многократно повторяющихся действий происходит научение. Матерей учили не брать совсем крохотных детей на руки по первому требованию, позволять им кричать в одиночестве, объясняя это тем, что «не надо приучать к рукам», «ты его избалуешь!», «он тобой манипулирует» и проч.
Современная психология исходит из того, что у новорожденного ребенка есть вполне определенные потребности (как телесные, так и эмоциональные). От того, насколько качественно удовлетворяются эти базовые потребности, зависит, какой фундамент формирующейся личности будет заложен.
Классик мировой психологии Эрик Эриксон разработал теорию личности, согласно которой необходимым условием для развития полноценной и гармоничной личности является наличие так называемого «базального доверия к миру», которое формируется именно в младенчестве.
Если мама своевременно и систематически откликается на потребности ребенка и их удовлетворяет, на подсознательном уровне малыша откладывается информация: «Мама меня любит. Мама обо мне заботится. Мама хорошая». Поскольку мама для ребенка равна целому миру, на подсознании ребенка откладывается еще и «Мир хороший, жить прекрасно». А раз такая хорошая мама заботится о малыше, удовлетворяет все его потребности, то, соответственно, к базовым установкам добавляется «Я тоже хороший». В итоге ребенок выходит из пеленок с представлением, что жизнь прекрасна, что он ценен, любим и безусловно хорош. Его окружает добрый мир, добрая мама, ему легко и комфортно. Естественно, при такой базе есть все предпосылки для формирования уверенной, самодостаточной, сильной личности.
Напротив, если потребности ребенка не удовлетворяются, мать не понимает их или не считает нужным своевременно реагировать, ребенок выносит установки «Мир плохой, мама плохая, я тут никому не нужен потому, что я тоже плох и нелюбим, я здесь лишний». Иногда младенец, в уходе за которым были допущены грубые ошибки, просто отказывается от еды, неосознанно предпочитая не жить вообще, чем жить ненужным и нелюбимым. Соответственно, при отсутствии базового доверия есть предпосылки к развитию неврозов, комплесов, неуверенности в себе.
Последствия ошибок в уходе могут проявляться в виде малых прибавок веса и роста, плохого аппетита, наличии длинных и крепких снов, отказа от груди, возникновения колик, обильных срыгиваний, частого беспричинного плача.
Чтобы понять, какие именно потребности есть у ребенка, давайте обратимся к тому времени, когда малыш находится в животике. Есть мнение, что в животике у мамы человечек абсолютно счастлив: он защищен, все его потребности удовлетворяются, не успев возникнуть. Ребенок находится в темноте. Он постоянно слышит биение маминого сердца, звук дыхания, иногда голос мамы. Когда мама ходит, ребенок покачивается. Плавая в невесомости в околоплодной жидкости, малыш ее заглатывает. Ему тепло. Ребенок обеспечивается питанием через пуповину в непрерывном режиме. Стенки матки мягко обнимают его тельце, ограничивая движения.
Родившись, ребенок обнаруживает, что его привычный, спокойный и безопасный мир рухнул. На малыша обрушивается лавина новых ощущений: свет, гравитация, оглушительная тишина, отсутствие своих границ, прохлада. Для ребенка отделение от матери и адаптация к новым условиях неизбежно является стрессом, и задача матери помочь ребенку с ним справиться, адаптироваться к миру без потерь и разочарований в мире и в себе. Наиболее сложными для ребенка в плане приспосабливания к новым условиям жизни являются первые 40 дней. Кроме того, больные, маловесные или недоношенные дети в большей степени, чем остальные, нуждаются в маминой помощи для адаптации. Ребенок абсолютно зависим от мамы, он категорически не рассчитан на автономное существование.
Ознакомимся с базовыми потребностями ребенка:
- Потребность в тепле. Не стоит с самого рождения увлекаться закаливанием и моржеванием. В раннем возрасте объективно от этого вреда может быть больше, чем пользы. В силу несовершенной терморегуляции малыши быстро замерзают и быстро перегреваются, поэтому необходимо обеспечить ребенку максимально комфортный температурный режим.
- Потребность в комфортном восприятии органами чувств. Дети не готовы воспринимать яркий свет, поэтому имеет смысл затенять, прикрывать кроватку и коляску – свет может тревожить малышей. Для малыша абсолютная тишина непривычна и нет необходимости ее соблюдать.
- Потребность в физическом контакте с мамой и в грудном вскармливании. Находясь на руках у мамы, ребенок вдыхает знакомый запах, слышит знакомый голос, знакомое биение сердца. Вкус и запах грудного молока напоминают вкус и запах околоплодных вод, ребенок на уровне ощущений возвращается в свой уютный и безмятежный мирок в матке. Новорожденные дети, которые спят около матери, спят спокйнее и дольше. Обоняние у новорожденного развито очень сильно, и поэтому малыши всегда чувствуют близость мамы.
- Потребность в осозновании своих границ. Раньше матка была границей ребенка, а теперь новорожденный чувствует себя растворенным в мире, он не осознает, где заканчивается его тело и начинается мир. Маме необходимо самостоятельно делать мягкие массажики, проглаживая все тельце ребенка, как бы сообщая ему его границы. Малыш нуждается в припеленывании – пеленка, мягко обнимая малыша со всех сторон, имитирует матку. Очень полезным является контакт «кожа к коже»: когда голенького ребенка мама кладет себе на обнаженные живот грудь, обнимает его, оглаживает.
- Потребность в укачивании. Укачивание тоже возвращает ребенка в мир комфорта и безопасности, успокаивает. Можно качать ребенка на руках, можно использовать слинг. Самый оптимальный вариант - просто ходить с малышом, мягкое укачивание в ритме маминых шагов в большей степени приближено к укачиванию в животике.
- Потребность в психоэмоциональном контакте. В этом возрасте ведущая деятельность младенца – эмоциональное общение с матерью, через которое ребенок получает подтверждение своей «хорошести», причем по всем каналам восприятия. Поэтому с ребенком надо обязательно разговаривать, рассказывать, что вы сейчас делаете, оглаживать ребенка, демонстрировать ребенку, что вы ему рады, что он вызывает у вас положительные эмоции. Это стимулирует развитие нервной системы.
- Потребность в мочеиспускании и дефекации. Часто малыши в силу незрелости систем выделения испытывают дискомфорт при опорожнении кишечника и мочевого пузыря. В этом случае мама может помочь малышу, дав ему грудь. Посасывая грудь, ребенок расслабляется и справляет свою нужду во время кормления. Многие мамы, чутко откликаясь на сигналы ребенка, практикуют высаживание буквально с первых дней жизни.
- Потребность в комфортном сне. Наличие мамы рядом является для ребенка фактором, стимулирующим дыхание. Часто мамы кладут около малыша свою сорочку с запахом молока, что создает иллюзию присутствия мамы. Малыш привык в утробе к постоянному шуму материнского организма, и ребенку комфортнее всего спать при бытовом шуме.
- Потребность в сосании. Сосание дает ребенку ощущение удовлетворения и защищенности. У малыша один способ уйти от стресса – именно через сосание. Оптимальным, безусловно, является сосание именно материнской груди, подмена груди пустышкой часто влечет к различным проблемам с грудным вскармливанием.
- Потребность в питании. Находясь в животике у мамы, ребенок получает питательные вещества через пуповину в непрерывном режиме. Закономерно, что малыш после родов категорически не рассчитан на питание по режиму, здоровые новорожденные, после того как придут в себя после родов, прикладываются достаточно часто - до 20 раз в сутки.
Подытоживая, можно сказать, что наиболее эффективным инструментом, помогающим ребенку преодолеть кризис новорожденности, является постоянное присутствие матери и ее забота о нем: ношение на руках, грудное вскармливание по требованию, чуткое реагирование на сигналы ребенка, создание комфортных условий для его физического и психического развития.
Автор Анна Косцынич, консультант по ГВ, психолог
Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.
Подробные условия