Ребеночек из беспомощного трогательного существа превратился в совершенно взрослого человечка, который умеет ходить, разговаривать, кушать и одеваться самостоятельно. Мама, переведя дух и очнувшись от непрекращающегося выхаживания детеныша, начинает задумываться о том, чтобы выйти на работу. И сразу возникает очень много вопросов, от которых голова идет кругом.
Детский сад? Да, это хорошо, все-таки коллектив. Кроме того, там будут с ним заниматься, чему-то учить профессионалы, еще и социальная адаптация ребенка пройдет быстрее. Это, конечно, плюс, но и минусов не меньше. Ведь всем известно, что, вступив в этот период своей жизни, детки – практически без исключения – начинают болеть. Раз простыл, два – и вот уже присвоен статус «ЧБД» - часто и длительно болеющие дети.
Видеоролик "Почему дети болеют в детском саду" и др.:
Что при этом начинают думать мамы? Ну конечно, что в садике ребенок простывает, что о нем плохо заботятся и вообще, во всем виноват садик и ребенку там плохо.
Теоретически мамы знают, но лишь немногие из них осознают, что на самом деле в садике все направлено на то, чтобы детям там было хорошо и уютно. А то, что дети начинают ходить в детский сад и болеть, это, к сожалению, факт. Так, у детей, посещающих детские дошкольные учреждения, отмечается в 1,5 – 3,0 раза более высокий риск развития инфекций дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта по сравнению с «домашними» детьми. Это не означает, что детей нужно держать дома. Просто нужно этот факт учитывать и пытаться снизить риск повторных заболеваний у детей.
На помощь маме в этот нелегкий адаптационный период приходят на помощь психолог и воспитатель детского сада, участковый педиатр. По рекомендациям специалистов ребенок получает витаминотерапию, укрепляющие и иммуностимулирующие средства, закаливающие процедуры. Но не всегда это помогает – дети продолжают болеть.
И тогда на эту проблему стоит посмотреть с другой стороны. С точки зрения биолога, человек – это система, в которой есть место и клеткам человека, и микроорганизмам. Причем микроорганизмов в сотни раз больше, чем его клеток. Микробы, населяющие человека, строго регламентированы: на коже – одни виды, на половых органах – другие. Но самое большое количество микроорганизмов находится в кишечнике.
Это своего рода орган, который выполняет множество функций: стимулирует иммунный статус, участвует в обмене веществ, помогает усваиваться витаминам и микроэлементам и т.д. Сегодня уже установлено, что без микроорганизмов ни одно млекопитающее не может жить. Лучше всего себя чувствует человек, в кишечнике у которого живут представители только нормальной микрофлоры. Однако нарушения микрофлоры матери, антибактериальная терапия в раннем возрасте, стрессы негативно влияют на состояние микрофлоры человека, в результате чего развивается дисбактериоз. По данным новосибирских ученых, у 90% жителей промышленных городов отмечен дисбиоз той или иной степени. А у детей до 1,5 лет – в 100% случаев.
Ребенок, живущий в семье и постоянно находящийся дома, изо дня в день контактирует с одной и той же микрофлорой. Что происходит, когда он идет в детский сад? Дети тесно общаются, непрерывно «обмениваются» микрофлорой, а микробы других людей, даже безвредные, организм ребенка воспринимает как «чужаков». Такие болезнетворные бактерии, попадающие извне в организм, становятся причиной формирования у малыша заболевания. Это особенно часто проявляется именно в первые недели посещения детского сада, ибо для ребенка нахождение где-то без мамы – стресс. И как любой стресс, он отражается на работе всех органов и систем малыша. В особенности на состоянии его иммунной системы, которая и пропускает чужеродные микробы.
Ребенок заболел. Что делаем мы? А мы начинаем его лечить, причем очень часто с применением различных противомикробных препаратов, включая антибиотики. Но противомикробные препараты не различают, какой это микроб – тот, который вызвал заболевание или тот, который является составной частью нормальной микрофлоры ребенка, погибают и те, и другие. В результате малыш излечивается от основного заболевания, но при этом получает дисбактериоз. Учитывая, что иммунитет ребенка поддерживается, в том числе и благодаря бактериям здоровой микрофлоры, всегда при дисбактериозе кишечника у детей наблюдается пониженный иммунитет. На фоне сниженного иммунитета, вылеченный от простуды ребенок, идет в детский сад, там снова встречается с посторонней для него микрофлорой, опять болеет, лечится антибиотиками, вновь убивает нормальную микрофлору – и в результате еще сильнее страдает иммунитет ребенка. Получается порочный круг. И мама еще на несколько лет прощается с попытками сделать карьеру, приходя к выводу, что ее ребенок – «не садиковский».
Если не помочь ребенку, пройдет не один год, прежде чем его иммунная система «привыкнет» к «коллективной» микрофлоре и прекратится череда болезней.
Как помочь детям не только преодолеть первые месяцы посещения детского садика, но и меньше болеть на протяжении всего детсадовского возраста?
Один из путей – это прием пробиотиков, содержащих живые микроорганизмы нормальной микрофлоры и восстанавливающих нормальный микробиоценоз у детей. При этом у ребенка не только появляются активные собственные защитники в кишечнике, но и восстанавливается иммунитет. Конечно, стрессы адаптационного периода все равно негативно будут влиять на состояние иммунного статуса, но снизить иммунитет ребенка с «верхней планки» до того состояния, когда он начнет болеть, сложнее, чем когда иммунитет у него будет на нижней границе нормы.
Учеными доказано, что коллективный прием пробиотиков не только помогает детям мало болеть в периоде адаптации к детскому дошкольному учреждению, но и защищает их от инфекционных заболеваний: ОРВИ, гриппа и т.д.
В качестве примера приведем несколько исследований, которые проводились сотрудниками ГУ Научного центра клинической и экспериментальной медицины и НПФ «Био-Веста» в детских дошкольных учреждениях и школах г.Новосибирска. В процессе исследования оценивались продолжительность болезни, количество дней отсутствия в детском учреждении вследствие болезни, частота возникновения заболевания и количество курсов антибиотиков, а также периоды отсутствия каких-либо отрицательных проявлений со стороны респираторного тракта (кашель, насморк…).
В детских садах г.Новосибирска дети принимали пробиотик «Биовестин» в течение месяца по 3 мл в день. В результате проведенного профилактического курса было выявлено, что после месячного использования «Биовестина» в рационе детей, посещаемость детского учреждения возросла в среднем на 30% по сравнению с детьми не принимавшими «Биовестин», побочных явлений в ходе приема пробиотика не возникало.
В школах детям давали по 6 мл жидкого пробиотика «Биовестин» в течение 21 дня три раза в год (октябрь, январь и апрель). В результате дети стали не только меньше болеть, но у них существенно улучшилось функционирование органов, отвечающих за основной обмен. Так, пробиотик способствовал лучшей всасываемости и усвоению йода в организме детей. Этот эффект отчетливо проявлялся по снижению показателей количества выводимого йода с мочой и частоты встречаемости неоднородной структуры щитовидной железы. Нормализация микрофлоры кишечника привела к тому, что улучшился процесс всасывания из здорового кишечника микроэлементов и витаминов. Как результат этого, у детей улучшились и показатели различных психологических тестов.
Если ребенок начинает посещать детское учреждение, необходимо давать ему пробиотики в течение всего первого месяца. В дальнейшем для поддержания хорошего состояния микрофлоры нужно принимать биопрепараты 1 раз в три месяца.
Конечно, можно рекомендовать мамам поить ребенка пробиотиками в индивидуальном порядке. Ребенок будет болеть реже и будет меньше осложнений, но более стойкий эффект получен при коллективном применении «Биовестина», ведь когда один ребенок пьет, а второй приносит в садик активных болезнетворных микроорганизмов, результат профилактики существенно снижается.
Почему именно «Биовестин»?
Прежде всего потому, что он проверен в конкретных детских учреждениях и его эффект подтвержден учеными. Кроме того, «Биовестин» отличается от традиционных пробиотиков тем, что он – жидкий. В чем преимущество жидкого пробиотика? Микроорганизмы в «Биовестине» не подвергаются высушиванию и находятся в активном, в «живом» состоянии. То есть при попадании в организм человека, они быстро находят свою нишу и уже через 2-3 часа начинают активно размножаться и продуцировать необходимые человеку вещества. Помимо этого важно, что в жидкой форме «Биовестина» сохраняются не только живые микроорганизмы, но и полезные для человека продукты их жизнедеятельности, которые также производят позитивный эффект.
Противопоказанием к приему Биовестина является непереносимость белка коровьего молока.
Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.
Подробные условия