Когда родители отдают детей в первый класс, часто волнуются так, будто сами опять идут в школу. Поводы для волнения действительно есть — сможет ли ребёнок адаптироваться в классе, сможет ли усваивать информацию и так далее. Такое волнение оборачивается чрезмерной заботой: ребёнку нужно нанять няню и репетитора, отправить на кучу кружков, чтобы не было свободной минуты. Но первый класс — это не про учёбу, а про пробуждение интереса к ней, и об этом нужно помнить прежде всего. Психолог Катерина Дёмина рассказывает о том, чего не следует делать родителям первоклашек.
Это прямо до того на слуху, что никто и не замечает неправильности: «Мы поступили в школу», «у нас отличная/ужасная учительница», «нам столько задают!». Понятно, что любой переход из одного состояния в другое вызывает много тревоги. И ребёнок, и родители как будто проваливаются на предыдущую фазу развития. А поступление в школу — это, очевидно, большой шаг вперёд и вверх по лестнице к взрослости и самостоятельности. Всем страшно — и первоклашке, и его родителям.
8 ловушек мышления, в которые попадает каждый родитель
Как он там будет, без нас? Не обидят ли его, найдёт ли он друзей на всю жизнь или будет тихим двоечником? А если ребёнок и сам — малоуправляемый? Во многом наши страхи обусловлены нашим собственным детским опытом. Если воспоминания о школе скорее бодро положительные, мы только помашем рукой вслед и спокойно пойдём на работу. А если нет?
Из практики:
Я — мать-ехидна, это все знают. Не удосужилась даже дойти заранее до школы, чтобы узнать, во сколько линейка. Ну и притопали, такие все красивые, на час раньше. А на дворе дождь, ветер и +15. Хорошо, учительница наша уже была на месте, завела Лизку в класс, выбирай, говорит, себе место, раз раньше всех пришла. Лизка огляделась и заняла стратегическую высоту: первая парта по центру. Положила свой букет, портфель повесила, сидит, с учительницей болтает.
Тут звонит моя бабушка. Я ей все это с удовольствием рассказываю. И вдруг бабушка начинает страшно квохтать и хлопать крыльями: «Катя, ты смотри, это может быть очень опасно!». Ба, говорю, ты чего? В чём заключается опасность первой парты? Учительница споткнётся и выколет глаз ручкой? Нет, говорит моя бабушка, пережившая репрессии и Холокост. Её же могут заметить, и это не всем понравится! Бедная моя бабуля… Лизка для того и села на это место, чтобы быть замеченной. Для неё это неопасно.
Так что первая вещь, о которой стоит подумать перед первым сентября: как вы относитесь к школе. Что у вас за воспоминания? Насколько ваши опасения соответствуют реальности? Не навешиваете ли вы на ребёнка свои эмоции?
1. Не нужно записывать ребёнка сразу на все кружки
Мама на площадке, с гордостью: «Соня такая умница, её сразу взяли и в „Тодес“, и в художественную студию, ещё и школа языковая! Придётся бабушке с работы уйти, конечно, но надо же ребёнку предоставить возможности для развития!». Соня при этом стоит, уткнувшись в телефон, и не реагирует.
Обнаружив в школе массу дополнительных занятий, амбициозные родители почему-то стремятся отдать ребёнка сразу всюду. Как будто количество «творческих» развлечений автоматически делает из их ребёнка выдающегося танцора, шахматиста и художника. Иногда и сам первоклашка ныряет с разбега во все эти приятности и активности: и то хочу, и это, а ещё же есть не охваченные весельем выходные!
На самом деле средний семилетка с первой-второй группой здоровья может выдержать максимум один кружок из разряда «изо/шахматы/бисероплетение»
Плюс одну очень среднюю спортивную секцию — при условии, что все это располагается прямо в школе.
Если секция серьёзная (четыре-пять раз в неделю), а «сидячих» занятий больше, чем два часа в неделю, вы рискуете быстро исчерпать физические возможности своего первоклассника. Ему и так тяжко приходится: новый коллектив, новые правила, огромные массивы новой информации. Больше всего он нуждается сейчас в полноценном отдыхе после школы и в посильной беготне на улице. Не в «физических нагрузках», не в «развиваем мелкую моторику». Все, поздняк метаться, что могли — уже развили, сейчас время для использования.
2. Не нужно сразу усаживать за уроки после школы
Это самый быстрый путь к потере интереса к учёбе. Не зря в первом классе не задают на дом всё первое полугодие, совсем не зря! Чтобы усвоиться, новая информация должна «полежать на полочке», настояться. Поэтому после уроков надо гулять, играть, слушать сказки и общаться с друзьями и родителями. А не писать бесконечные ряды палочек и крючочков. Нужны настольные игры, игры в слова, устный счёт тренировать на конфетах и ступеньках, правописание и чтение — на рекламных вывесках и меню в кафешке. Учёба — это интересно и весело, по крайней мере в ваших силах так сделать.
3. Не нужно, проходя программу, забегать вперёд.
Вот знаете, одно дело, когда ребёнок, уже хорошо умеющий читать и писать, сам открывает свеженькие, только что полученные учебники и к вечеру уже все прочёл. А другое дело, когда вы пытаетесь запихнуть в него содержание следующей темы, чтобы ему на уроках легче жилось. Спорно это. Кому-то действительно поможет. А кому-то вы окажете медвежью услугу: учительница-то объясняет по-другому! Нынешняя школа так сильно отличается от школы нашего детства, что родители иногда не в силах разобраться в программе даже второго класса.
Из переписки с друзьями:
«Люди, кто-нибудь знает, как решать эту задачу не алгебраически?! Мы уже весь мозг вывихнули, три с половиной высших образования пасуют. Что значит „решите задачу, не применяя уравнения“? Это вообще возможно?».
Второй класс.
4. Не нужно нанимать репетиторов
Если на родительском собрании вам настойчиво внушают, что без дополнительных занятий с репетитором ваш ребёнок не справится с программой — меняйте школу. Вариантов всего два: или это школа действительно вам не по росту, или это вымогательство, и тогда точно надо валить отсюда. Я не беру тяжёлые случаи, когда человеку показана помощь специалистов — логопеда, нейропсихолога, дефектолога. Но обычные дети в состоянии осваивать программу первого класса без посторонней помощи.
У нас такая школа под окнами. Ужасно крутая, английская, чтобы в неё попасть в прежние годы родители разбивали лагерь в школьном дворе за две недели до часа Х. Реально палатки ставили, к нам ходили «попить-пописать». С боем прорывались. И одним из «достоинств» было заявлено, что дети за первый год проходят программу первого и второго класса. Ну и что? Результат: тики, энурезы, расстройство пищевого поведения, страхи, навязчивые действия… Все признаки нервного истощения и стресса. Оно того стоило?
Задача ребенка в первые полгода в школе — адаптироваться к новым условиям жизни, найти друзей, приспособиться к учительнице. Буквы он выучит по-любому, считать научился уже очень давно, рисовать, петь, бегать за мячом… В общем-то, это всё.