Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Воспитание / А как же воля к победе? Надо ли воспитывать в детях "сильный характер"

А как же воля к победе? Надо ли воспитывать в детях "сильный характер"

Современные родители знают, что на детей нельзя давить, надо следовать за их интересами, поддерживать, сочувствовать, вставать на их сторону. А надо ли учить детей преодолевать сложности? Наш блогер Александр Бушуев уверен, что да. Вы можете не согласиться.

Мне кажется, одна из главных проблем современности — проблема эскапизма. Эскапизм — стремление человека уйти из мира реального в мир виртуальный. В Японии, даже есть термин "хикикомори" — им обозначают молодых людей, которые не учатся, не работают, проводят все время в четырех стенах за компьютером или телевизором.

Но это явление характерно не только для постиндустриальной Японии. По оценкам ЮНЕСКО в большинстве стран доля таких "дезертиров из социальной жизни" приближается к 15 процентам. И это происходит в мире, в котором нарастают экологические, экономические и социальные проблемы, а за их решение должен отвечать каждый из нас.

Почему же возрастает количество "пофигистов", "долампочников", циников? Имеются ли "якоря" способные удержать человека "в реале"? Я уверен, что один из них — это характер победителей. Известный американский психолог Эрик Бёрн и его последователи делят людей условно на две группы: выигрывающие (принцессы) и проигрывающие (лягушки). Первые проявляют упорство и настойчивость в достижении целей, вторые — чаще складывают руки и убеждают себя в невозможности что-либо изменить в жизни.

Во многом жизненный сценарий человека определяется уже в детстве. Если родители побуждают ребёнка к преодолению трудностей, поддерживают его при неудачах, ребёнок становится "принцем" или "принцессой", если родители пускают жизнь ребёнка на самотёк, постоянно критикуют его за неудачи, он становится вечно чего-то ждущей "лягушкой".

В наше время относительного комфорта и благоустроенности дети не получают закалку характера. Статистика не радует — увеличивается количество детей, не заканчивающих образование, откровенно "филонящих" при получении профессионального образования.

Сегодня как никогда важно развивать в детях волевые качества характера: самоконтроль, упорство, целеустремлённость, настойчивость. Где это можно делать? Думаю, тут поможет дополнительное образование: если ребёнок с охотой занимается чем-то, он накапливает опыт управления собой, опыт самоконтроля, преодоления проблем. Многолетнее социологическое исследование американских учёных однозначно показало: дети, которые занимались больше двух лет в какой-либо секции или кружке, как правило, оканчивают школу и колледж, а вот более половины прошедших мимо кружков и секций выбывают из образования. Если ребёнок ходит, к примеру, в шахматную секцию, он учится не только шахматам — он нарабатывает на будущее важные черты характера: уверенность в своих силах, настойчивость и целеустремлённость. Конечно, если родители его при этом поддерживают.

Увы, не все дети ходят на допонительные занятия. Возникает вопрос: что тогда может сделать школа для становления у детей волевых качеств? Достаточно ли мы, педагоги, уделяем внимания формированию у детей навыков самоконтроля и волевых привычек?

Боюсь, ответ отрицательный. Мы ставим слишком много целей, когда говорим о воспитании: стремимся воспитать "гармоничную личность", "идеального патриота", "талантливого человека". В будущем лидировать будут не столько страны с талантами и "умными мозгами", сколько с упорными, целеустремлёнными, настойчивыми молодыми людьми.

К тому же многие учебные и воспитательные проблемы, от которых задыхается школа, возникают как следствие недостаточного развития волевых качеств у детей — и мы привычно занимаемся последствиями, а не причинами. Но ведь давно известна педагогическая истина, что в процессе воспитания гораздо эффективнее "не выкорчёвывать сорняки, а взращивать густую поросль добрых всходов".

Сильная воля — качество, в котором заинтересованы и родители, и сами дети — вот где можно объединять усилия, постепенно выводя воспитание на самовоспитание. Огромное значение воспитанию волевых качеств уделяли классики педагогики, большое внимание в советское время уделялось самовоспитанию: можно посмотреть не утерявшие актуальности книги Ю. Орлова, Л. Рувинского, С. Хохлова. Нам этот опыт не нужен, нам что-нибудь модно-иностранное подавай?

Ученик проводит в школе как минимум 9 лет своей жизни. Если педагогический коллектив вместе с родителями, классными руководителями, учителями хорошо поработают над этой темой, то ("вода камень точит") мы получим более энергичное, упорное и, значит, более счастливое поколение.


https://mel.fm/

Полезна: 1 голос Не полезна: 0 голосов

Предлагаем почитать

10 вещей, которым стоит научить ребенка до школы Здесь нет почти ничего про обучение письму и чтению
Детский тайм-менеджмент Простые советы, которые обязательно помогут!
Чек-лист на август для родителей-первоклассников Первокласснику будет легче адаптироваться к новым условиям

А как же воля к победе? Надо ли воспитывать в детях "сильный характер"

Во многом жизненный сценарий человека определяется уже в детстве

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Детский сад полного дня "Лукошко"

Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.

Подробные условия