Современные родители знают, что на детей нельзя давить, надо следовать за их интересами, поддерживать, сочувствовать, вставать на их сторону. А надо ли учить детей преодолевать сложности? Наш блогер Александр Бушуев уверен, что да. Вы можете не согласиться.
Мне кажется, одна из главных проблем современности — проблема эскапизма. Эскапизм — стремление человека уйти из мира реального в мир виртуальный. В Японии, даже есть термин "хикикомори" — им обозначают молодых людей, которые не учатся, не работают, проводят все время в четырех стенах за компьютером или телевизором.
Но это явление характерно не только для постиндустриальной Японии. По оценкам ЮНЕСКО в большинстве стран доля таких "дезертиров из социальной жизни" приближается к 15 процентам. И это происходит в мире, в котором нарастают экологические, экономические и социальные проблемы, а за их решение должен отвечать каждый из нас.
Почему же возрастает количество "пофигистов", "долампочников", циников? Имеются ли "якоря" способные удержать человека "в реале"? Я уверен, что один из них — это характер победителей. Известный американский психолог Эрик Бёрн и его последователи делят людей условно на две группы: выигрывающие (принцессы) и проигрывающие (лягушки). Первые проявляют упорство и настойчивость в достижении целей, вторые — чаще складывают руки и убеждают себя в невозможности что-либо изменить в жизни.
Во многом жизненный сценарий человека определяется уже в детстве. Если родители побуждают ребёнка к преодолению трудностей, поддерживают его при неудачах, ребёнок становится "принцем" или "принцессой", если родители пускают жизнь ребёнка на самотёк, постоянно критикуют его за неудачи, он становится вечно чего-то ждущей "лягушкой".
В наше время относительного комфорта и благоустроенности дети не получают закалку характера. Статистика не радует — увеличивается количество детей, не заканчивающих образование, откровенно "филонящих" при получении профессионального образования.
Сегодня как никогда важно развивать в детях волевые качества характера: самоконтроль, упорство, целеустремлённость, настойчивость. Где это можно делать? Думаю, тут поможет дополнительное образование: если ребёнок с охотой занимается чем-то, он накапливает опыт управления собой, опыт самоконтроля, преодоления проблем. Многолетнее социологическое исследование американских учёных однозначно показало: дети, которые занимались больше двух лет в какой-либо секции или кружке, как правило, оканчивают школу и колледж, а вот более половины прошедших мимо кружков и секций выбывают из образования. Если ребёнок ходит, к примеру, в шахматную секцию, он учится не только шахматам — он нарабатывает на будущее важные черты характера: уверенность в своих силах, настойчивость и целеустремлённость. Конечно, если родители его при этом поддерживают.
Увы, не все дети ходят на допонительные занятия. Возникает вопрос: что тогда может сделать школа для становления у детей волевых качеств? Достаточно ли мы, педагоги, уделяем внимания формированию у детей навыков самоконтроля и волевых привычек?
Боюсь, ответ отрицательный. Мы ставим слишком много целей, когда говорим о воспитании: стремимся воспитать "гармоничную личность", "идеального патриота", "талантливого человека". В будущем лидировать будут не столько страны с талантами и "умными мозгами", сколько с упорными, целеустремлёнными, настойчивыми молодыми людьми.
К тому же многие учебные и воспитательные проблемы, от которых задыхается школа, возникают как следствие недостаточного развития волевых качеств у детей — и мы привычно занимаемся последствиями, а не причинами. Но ведь давно известна педагогическая истина, что в процессе воспитания гораздо эффективнее "не выкорчёвывать сорняки, а взращивать густую поросль добрых всходов".
Сильная воля — качество, в котором заинтересованы и родители, и сами дети — вот где можно объединять усилия, постепенно выводя воспитание на самовоспитание. Огромное значение воспитанию волевых качеств уделяли классики педагогики, большое внимание в советское время уделялось самовоспитанию: можно посмотреть не утерявшие актуальности книги Ю. Орлова, Л. Рувинского, С. Хохлова. Нам этот опыт не нужен, нам что-нибудь модно-иностранное подавай?
Ученик проводит в школе как минимум 9 лет своей жизни. Если педагогический коллектив вместе с родителями, классными руководителями, учителями хорошо поработают над этой темой, то ("вода камень точит") мы получим более энергичное, упорное и, значит, более счастливое поколение.
Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.
Подробные условия