Вопрос. Сыну 5 лет, ходит в садик. Перевели в группу к более старшим детям. Там дети более агрессивные, воспитатель настаивает, что сына нужно научить давать сдачи. Для нашей семьи это неприемлемо. Согласны, что нужно научиться защищаться, но «давать сдачи» — это продолжать и усугублять конфликты. Сам по себе сын очень позитивный, любит обниматься и телесный контакт. В старой группе садика было нормой обнимать друг друга, тут ему этого не хватает, и он уже «получил» за попытку кого-то обнять. Мы рассказываем ему про границы человека, что не все любят обниматься и перед объятиями нужно спросить разрешения (дома это тоже практикуем). Вижу, что сын стал чаще агрессию выплескивать физически, давать сдачи, как говорит воспитатель. В планах — отдать ребенка в школу в 6 лет (на следующий год), так как он сам этого очень ждет и любит учиться, но переживаю, как он будет справляться с направленной на него агрессией в школе. При этом, исходя из характера сына, не думаю, что к 7 годам он сможет как-то измениться.
Отвечает педагог-психолог московской школы № 2120 Вардуи Карапетян.
В вопросе содержатся сразу две проблемы: давать ли сдачи и готов ли ребенок пойти в школу с 6 лет.
Что касается первого вопроса — он действительно очень серьезный. Начнем с того, что реакция ребенка на конфликтную ситуацию во многом определяет уровень его социальной адаптации. Не всегда дети и взрослые отличаются добродушием, общество в принципе весьма агрессивно. Рано или поздно ребенку придется с этим столкнуться. И если он будет в неприятных обстоятельствах давать физический или словесный отпор обидчику, значит, будет отвечать агрессией на агрессию.
Взрослые в большинстве случаев отдают предпочтение словесной перепалке, а дети сразу начинают драться. Все потому, что у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте слабо развита произвольность психики, то есть способность сознательно менять и контролировать свои реакции на окружающую их действительность. Это и есть одна из главных причин, почему лучше не поощрять ребенка давать физический отпор. К тому же он может не рассчитать силы и поранить своего обидчика.
Также в этом возрасте у детей не всегда выстраиваются причинно-следственные связи, мы не можем объяснить, почему задира не прав, почему он обижает. Лучше объяснить ребенку, что стоит обратиться за помощью к воспитателю.
Но если воспитатель сам поощряет идею давать сдачи, то возникают большие вопросы к нему как к педагогу
Ведь пока родителей нет рядом, за ребенка отвечает именно воспитатель. Когда в детском коллективе возникает конфликтная ситуация, педагоги должны на месте разрешить конфликт. И тут, конечно, родителям нужно побеседовать с воспитателем, узнать, почему он поощряет такое поведение.
А с ребенком стоит отдельно проговорить, что все люди разные: кто-то умеет объяснять свои желания и чувства словами, а кто-то — нет, и поэтому он дерется и толкается. Это, конечно, не оправдывает драчуна, но проговорить это с ребенком нужно. И объяснить, что драчунов лучше обходить стороной, не играть с ними. А если они сами подходят — сообщить им твердым голосом: «Я не хочу с тобой играть. Ты дерешься и обзываешься». Если это не помогает — попросить помощи у воспитателя.
И обязательно обратить внимание ребенка, что такую стратегию поведения нельзя назвать ябедничеством, о чем так часто тревожатся дети и родители. Это не так. Ведь сначала мы настаиваем на разговоре с обидчиком напрямую, а не поощряем ребенка действовать у него за спиной. Он выражает свои чувства обидчику, и только если это не помогает, сообщает об этом взрослому.
Также важно проговорить с ребенком такую вещь, как выражение чувств. О них необходимо говорить другим людям, включая детей. Своему обидчику можно и нужно обозначить вслух: «Мне больно, мне обидно, ты разрушил мою пирамидку, сломал мою машинку. Я злюсь на тебя».
Второй вопрос — обучение в школе с 6 лет. В законе "Об образовании" говорится, что к школьному обучению могут приступить дети с 6,5 лет. Но даже в 6,5 лет родители должны подумать, готов ли психологически ребенок к обучению в школе. Психологическая готовность подразумевает под собой личностную, интеллектуальную, мотивационную и эмоционально-волевую зрелость согласно возрасту.
- Личностная готовность — умение строить адекватные отношения со взрослыми, умение общаться со сверстниками, не бояться неудач, обладать адекватной самооценкой.
- Интеллектуальная — это хороший уровень развития внимания и памяти.
- Эмоционально-волевая готовность предполагает наличие способности ставить цель, принимать решения, намечать план действия, придерживаться его и уметь в течение длительного времени выполнять не очень привлекательную работу.
Исходя из описанной в вопросе ситуации, есть ощущение, что ваш ребенок пока не совсем готов к обучению в школе. Это лишь смена одного микроклимата на другой в надежде, что там он сможет выстроить более адекватные отношения. Так что, прежде чем вести ребенка в школу, родителям нужно обстоятельно все обдумать.
Полезна: 1 голос
Не полезна: 0 голосов
Предлагаем почитать