Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Воспитание / Экология со школьной скамьи

Экология со школьной скамьи

Как заинтересовать школьников экологической повесткой и отвлечь от гаджетов

В школах всё популярнее становятся экоуроки, задача которых – привлечь внимание подрастающего поколения к проблемам окружающей среды и объяснить, как важно каждому заботиться о природе и сохранении планеты, тем самым вместе создавая общее будущее.

Инициаторами и организаторами экологических встреч выступают общественные ассоциации, экологические объединения, эковолонтеры, региональные операторы по переработке отходов. Образовательные программы для школьников есть у промышленных предприятий, которые ведут непрерывную работу по минимизации вредного воздействия на окружающую среду, и у бизнес-структур, которые вносят свой вклад в решение экологических проблем. 

- Знания, полученные на таких уроках, очень важны. Экообразование – это непрерывный процесс, который начинается в раннем детстве благодаря родителям и семье и продолжается в рамках школы, – подчеркивает Елена Кашкарова, руководитель семейного проекта "Создавая будущее". – Экология пока не включена в перечень школьных предметов, но экообразование активно реализуется в рамках внеурочной деятельности. Олимпиады, проекты, конкурсы – такие обучающие форматы интересны ученикам разных классов и позволяют школьникам погрузиться в эту тему и предложить свои пути решения разных проблем, связанных с загрязнением, замусориванием, глобальным потеплением. 

О том, как проходят экологические диалоги с современными детьми и подростками, при помощи каких форм обучения реализуется экообразование и что вызывает у школьников наибольший интерес, рассказывает Михаил Гончаров, куратор проекта "ПроЭнергию" в городе Тюмени.  

– Расскажите, как и кем был задуман ваш проект? В чем его просветительские цели и задачи?

– 10 лет назад энергетическая компания "Форвард Энерго" (бывшая "Фортум") решила разработать проект в рамках своей социальной ответственности. Задачей было создание полезного образовательного продукта, направленного на повышение осознанности потребителей энергии. Так родился проект "ПроЭнергию".

– Михаил, близка ли лично вам тема экологии и почему считаете необходимым привлекать к ней внимание школьников?

– Безусловно, экологическое воспитание – это важный аспект развития детей. Как показывает практика, обучая школьников на уроках "ПроЭнергию", мы оказываем влияние и на взрослых, ведь дети, приходя домой, учат родителей, как беречь планету и экономить энергию. Таким образом мы воздействуем на разные поколения.

– Расскажите подробнее о проекте: в какой форме проводятся уроки? Какие обучающие методы используете и как в образовательный процесс вовлекаются школьники?

– Проект реализуется в школах как внеурочная деятельность, или дополнительное образование. Уроки проводятся один раз в неделю в третьих и четвертых классах учителями начальной школы. У нас есть разработанные методические материалы и рекомендации, рабочая тетрадь – всё это участники проекта получают абсолютно бесплатно. В тетради большая вариативность заданий: таблицы, кроссворды, упражнения "пазлы", текстовые и проектные задания и множество других. Кроме того, каждый месяц мы проводим различные конкурсы и акции с классными призами. Такое разнообразие обучающих методов увлекает школьников и помогает усваивать материал не только в теории, но и на практике.

– Есть ли какие-то прикладные задания, предусмотренные проектом, выполняя которые школьники могут полученные знания применить на практике?

– Помимо ежемесячных конкурсов и акций, в течение учебного года проходит конкурс семейных проектов, в котором мы предлагаем ученикам провести научно-исследовательскую работу вместе со своей семьей и таким образом применить полученные знания на практике. Ребята создают очень интересные проекты: разрабатывают настольные игры, создают макеты умных домов, проводят замеры и анализ потребленной энергии в доме до и после получения знаний об энергосбережении. В прошлом учебном году на конкурс были представлены такие работы, которые можно было смело отправлять на гранты и реализовывать в реальной жизни.

– Влияют ли школа, учителя и экоуроки на формирование ответственного отношения к окружающей среде и появлению полезных с точки зрения экологии привычек у детей и подростков?

– Конечно влияют. У нас есть примеры того, как дети приучили всю семью сортировать вторсырье, участвовать в субботниках, следить за рациональным потреблением природных ресурсов. Поэтому мы считаем, что такие программы, как проект "ПроЭнергию", важны и должны преподаваться в школах.

– Поделитесь экологическими лайфхаками своей семьи: что делаете, чтобы беречь природу от загрязнения, замусоривания и прочего негативного воздействия человека?

– Самое главное правило нашей семьи – на улице донести мусор до урны. Это то, что может сделать каждый и тем самым внести свой вклад в сохранение экологии.

– Как семья и родители могут способствовать воспитанию ответственности ребенка за природу и окружающий мир? С чего можно начинать воспитание детей в этом направлении и с какого возраста?

– Всем известна фраза: "Хотите чему-то научить ребенка – покажите ему свой личный пример". Конечно, если родители в семье не соблюдают простейших правил для улучшения экологии и сохранения природы, а в школе об этом не рассказывают, то дети об этом и не узнают. Поэтому нам, взрослым, необходимо начинать с себя. Лучшее воспитание – быть примером. Если говорить о возрасте, то тут нет четких ограничений, так как если ребенок рождается в семье осознанных родителей, то полезные привычки он буквально впитывает с молоком матери. Но, как говорится, никогда не поздно начать, и эта история точно не о том, что "раньше надо было воспитывать". Осознать свое влияние на экологию можно в любом возрасте, но чем раньше, тем лучше.

фото ecosociety.ru

 

Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

На эту тему :

экология школьники

Предлагаем почитать

Чек-лист на август для родителей-первоклассников Первокласснику будет легче адаптироваться к новым условиям
10 вещей, которым стоит научить ребенка до школы Здесь нет почти ничего про обучение письму и чтению
Обучение домашним обязанностям Задача в том, чтобы дети научились азам уборки и улучшили исполнительные функции

Экология со школьной скамьи

Как заинтересовать школьников экологической повесткой и отвлечь от гаджетов

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Группа дневного пребывания "Лукошко"

Группа кратковременного пребывания детей от 1,5 лет. Игровая деятельность, сказкотерапия, развитие речи, декоративно-творческие занятия. Сокопауза.

Подробные условия