Накануне "Щедрого Вторника" тема благотворительности стоит в актуальной повестке дня. Но многих волнует вопрос, как совершать добрые дела: тайно или выставляя фото в социальные сети? Говорить об этом громко, или молчать? А если и делать все скромно, то прятать свои добрые дела ото всех, даже семьи, или с близким кругом все же делиться новостями? И держать ли детей от благотворительности подальше "пока не подрастут"?
На тюменском портале "Детки!" пользователям был задан вопрос:
"Привлекаете ли вы своих детей к благотворительности или волонтерской деятельности?" Из ста участников опроса 43% никогда об этом не думали, хоть и не против самой идеи; 17% участвует всегда вместе с детьми; 24% участвуют сами и стараются подать пример своим поведением детям; остальные задумывались над этим вопросом, но не знают, с чего начать. Так все же, надо ли убеждать малыша участвовать в различных волонтерских акциях?
В других странах есть много примеров, когда дети самостоятельно принимают решение присоединиться к благотворительным акциям или мероприятиям. Можно вспомнить 9-летнюю Рейчел Бэквис, которая мечтала собрать 300 долларов на постройку колодцев для жителей Африки, страдающих от нехватки питьевой воды. По ее расчетам, эта сумма помогла бы спасти жизнь 15 человек. Она открыла в интернете благотворительную страницу и за короткое время успела собрать 220 долларов.
«Если родители или семья ребенка не занимаются благотворительностью, то бессмысленно заставлять или уговаривать ребенка отдать что-то на благо других», - говорит Елена Кашкарова, депутат Тюменской областной Думы, региональный координатор федерального проекта «России важен каждый ребенок». – Дети смотрят на родителей: мамы и папы для них – пример для подражания. Своих детей приучаю к благотворительности, с помощью волонтерских движений, в которых они принимают участие».
Психологи утверждают: если родители активно занимаются благотворительностью, ребенок из желания быть похожим на маму или папу может сам попроситься принять участие в благотворительности.
"Я уверена, что участие несовершеннолетних в благотворительных акциях - важное условие формирования таких нравственных категорий, как доброта, сострадание, сопереживание, соучастие, готовность протянуть руку помощи тем, кому трудно. К сожалению, с этими качествами не рождаются, они, как мне кажется, приобретаются на протяжении всей человеческой жизни. И чем раньше это будет культивироваться в маленьком человеке, чем больше он будет видеть, как старшие делают добрые дела, тем быстрее ребенок, что называется, получит прививку жить в творении доброты, а участие в благотворительности станет для него нормой", - уверена Галина Васильевна Сушинских, в прошлом учитель, директор лицея ТюмГНГУ, а сейчас заместитель председателя регионального отделения "Российского детского фонда", - "полезно показывать подрастающему поколению, как трудно живется определенной категории детей, как они нуждаются в оказании помощи со стороны, информировать о тех или иных потребностях ровесников, искать разные варианты участия в благотворительности".
Но Галина Васильевна также подчеркивает важный момент - необходимо психологически готовить детей к тем ситуациям, которые могут возникнуть во время проведения благотворительных акций. Тогда бонусом к доброму делу будет общественное и, это очень важно, родительское признание значимости участия ребенка в мероприятии, озвучивание его результатов. Некоторые школы уже сейчас по инициативе учителей стараются привлекать своих воспитанников к волонтерской деятельности. Идет постоянная "заточка" на социальной значимости дела, освещение мероприятий и его героев в школьной печати; выписывается благодарность, в том числе родителям, за воспитание сына или дочери.
"Необходимо активизировать желание других детей стать частью большого благородного дела", - уверена Галина Сушинских, - "И обязательно у подростков должен быть выбор добрых дел и форм участия в них: кто-то может передать часть собственной библиотеки в сельскую школу, кто-то - помочь выкопать картофель, убрать снег, вымыть окна ветерану или одинокой бабушке, кто-то поставит спектакль для детей, находящихся в больнице на лечении или просто почитает этим детям книжки. Если возникла какая-то проблема, просто озвучьте её детям, а уж они точно найдут варианты её решения!"
Итак, педагоги безусловно сходятся в мысли, что родителям необходимо с раннего детства прививать детям чувство сострадания, участия и заботы. Объяснять, что благотворительностью может заниматься каждый в приемлемой и посильной для него форме. Надо просто решить вместе с ребенком, как и чем может быть полезен каждый из членов семьи, чем ваша семья может помочь другим. Но крайне важно осознавать, что желание участия в благотворительной деятельности должно идти от сердца и быть добровольным. Если ребенок не хочет, а родители его заставляют, этим можно добиться только еще большего отторжения.
"Самый быстрый путь к тому, как научить ребенка творить добро - показать это своим примером, участием в каких-либо акциях, где может быть задействована вся семья, - делится опытом мама троих детей Кашкарова Елена, - Приведу пример из нашего проекта "Создавая будущее", в нем есть акция "Добрая крышечка". Ее суть в том, что ребенок может не выбрасывать, а собирать пластиковые крышечки от бутылок и на наших мероприятиях сдавать их в специальный бокс. Собранный пластик направляется на переработку на «Тюменский завод полимерных изделий», а деньги, полученные от сдачи крышечек, - на счет проекта "Ключ к жизни". Тем самым ребенок и бережет природу, и учиться в игровой форме сортировать отходы (а этот навык нам с вами в будущем пригодится), и дарит шанс на здоровье больным детям. Проверено десятками тюменских семей: необходимо просто объяснить детям процедуру помощи, и уже через пару недель даже 4-летний малыш собирает крышечки, чтобы помочь другим деткам!"
Полезна: 0 голосов
Не полезна: 0 голосов
Предлагаем почитать