Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Разное / Обучение детей с особыми потребностями в школах

Обучение детей с особыми потребностями в школах

 
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России в конце прошлого века: в 1991 году в Москве по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открыли школу инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). А с осени 1992 года началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в результате которой в 11-ти регионах страны были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. 
 
После подписания в 2008 году Конвенции ООН «О правах инвалидов», в которой говорится, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека, методика «включенного образования» стала внедряться повсеместно. О том, как обстоят дела с обучением детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, мы поговорили с автором проекта "Создавая будущее", депутатом Тюменской областной Думы Еленой Кашкаровой:
 
- Елена Витальевна, почему вы уделяете столько внимания просвещению горожан о внедрении инклюзивного образования? В обществе еще существуют мифы на его счет?
 
- Действительно, в проекте "Создавая будущее" на 2017 год выделен отдельный блок по принятию в обществе инклюзивного образования. Его включение продиктовано временем. Мы провели опрос среди 350 родителей и, с сожалением выяснили, что больше 50% не знают, что такое инклюзия. А это означает, что в случае появления в окружении их ребенка, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, реакция детей и взрослых может быть непредсказуема и не всегда адекватно соответствовать ситуации. Поэтому мы просто обязаны работать в направлении просвещения родителей, педагогов, детей и подростков. Чем меньше будет непонимания и недосказанности - тем легче пройдет процесс адаптации всех участников процесса. Проект "Создавая будущее" нацелен на работу с семьей, и, в первую очередь - с родителями, потому как именно отношение родителей к тому или иному вопросу задает тон для детей. Все страхи, переживания, непринятие родителями очень быстро перенимаются детьми. И, если мы хотим решить какую-либо проблему, снять напряженность, то и работать мы должны сначала с родителями. Когда взрослые получат ответы на волнующие их вопросы, они сами сумеют спокойно, в комфортной домашней обстановке, где ребенок проводит большую часть времени, правильно донести эту информацию до своего ребенка.  
 
- Если перечислить основные проблемы, которые волнуют родителей детей, у которых в группе или классе есть ребёнок с ограниченными возможностями, то какие они?
 
- Недостаток внимания педагогов к обычным детям, т.к. особый ребенок требует зачастую больше внимания к себе; непринятие ребенка-инвалида здоровыми детьми; "копирование" поведения особого ребенка с ментальными нарушениями; "заразность" некоторых заболеваний; отсутствие у педагогов квалификаций должного уровня для работы с такими детьми. Безусловно, это проблемы, го к счастью, все они решаемы. 
 
- Инклюзивное образование внедряется по всей стране. Можно ли говорить о регионах-лидерах и, какое место в этом процессе занимает Тюменская область?
 
- Тюменская область - экспериментальная площадка. Наш регион один из первых в России вошел в эту программу. И мы показываем отличные результаты. Например, в 2017 году тюменский сад № 133 признали одним из лучших в России в номинации «За развитие инклюзивных технологий и авторские методики и авторские методики обучения». Опыт по обучению и адаптации особых детей в школе № 70 г. Тюмени признан одним из самых успешных в стране, школа заняла второе место в номинации "Лучшая инклюзивная школа России". Этим нужно гордиться. 
 
- Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для того, чтобы инклюзивное образование внедрялось как можно более деликатно и дети с обеих сторон чувствовали себя комфортно в школах?
 
- Все мы, в большинстве своем, консерваторы. Все новое вызывает недоверие. Как я уже сказала выше - нужно методично работать со всеми участниками процесса инклюзивного обучения - детьми, родителями, педагогами. Формы работы могут быть разными - лекции, семинары, тренинги, мастер-классы, игры. Нужен активный диалог, в первую очередь, со стороны родителей - как здоровых детей, так и детей с особенностями развития. Ну и, безусловно, большая нагрузка ложится на школьных психологов, учителей и руководителей. Их желание и умение выстроить эти отношения играют огромную роль.
 
- Чего в рамках проекта «Создавая будущее» вам удалось достичь в вопросе просветительской деятельности об инклюзии? Какие задачи ставите перед собой на следующий год?
 
- Мы нацелены на максимальное распространение информации об инклюзии, разъяснение сложностей и плюсов, которые она дает. Той информации, которая даст "пищу" для ума, для размышлений и обсуждений. Для нас текущий год был очень насыщен событиями, мероприятиями и конкурсами, семинарами и конференциями. Нами проведено 30 мероприятий по Тюменской области, в которых приняло участие более 8000 человек. В 2018 году в проекте "Создавая будущее" появятся новые направления по профилактике социального сиротства. Большое внимание уделим работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, замещающим семьям. По основным направлениям проекта работа будет продолжена. Нас ждет много интересного!
Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

Предлагаем почитать

Я боюсь отпускать ребенка в лагерь Как понять, готов ли он?
Семь ошибок, которые мешают выбрать профессию по душе Важно знать, что нет "плохих" и "хороших" профессий
Дневной сон и "лягушки" на завтрак: 8 советов, как всё успевать Как взять время под контроль и больше успевать?

Обучение детей с особыми потребностями в школах

Наш регион один из первых вошел в программу инклюзивного образования

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Детский сад полного дня "Лукошко"

Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.

Подробные условия