Если Вы обеспокоены тем, как вырастить ребёнка в безопасности во всё более опасном мире, то Вы не одиноки. В настоящее время особенно остро родителей волнует защита своих детей. Обучать детей правилам безопасности должны сами родители, но для этого у них должна быть соответствующая информация. Сегодня мы, современные взрослые и родители, должны рассказать нашим детям о мире, в котором они живут, честно и осторожно. Мы всегда устанавливаем для наших детей какие-то границы послушания, добиваясь того, чтобы они не покидали их, настаивая, чтобы дети всегда находились на виду. На это есть причина: малыши не понимают, что для них безопасно, а что нет. Устанавливая границы, мы гарантируем нашему ребенку физическое здоровье. Это начало персональной безопасности. Дети дошкольного возраста очень доверчивы. Вот почему так важно активно вмешиваться и защищать их в случае необходимости, объяснить, как можно определить незнакомца.
Вот лучшее определение незнакомца, которому Вы можете научить малыша: «незнакомец – это тот, кого мы не знаем». На данном этапе важно передать дошкольнику знание о том, «кто есть кто» в его детском мире и научить наблюдательности по отношению к окружающим людям.
Неправильно было бы считать, что если мы будем чрезмерно опекать ребёнка, с ним ничего не может случиться. Но родители не могут постоянно находиться с малышом. В соответствии с возрастными особенностями детей, мы, взрослые, должны защитить их, научив элементарным действиям в той или иной ситуации.
Мы не должны пугать малышей, чтобы защитить их от беды. Детей нужно учить правильным действиям для достижения безопасности. Переход от запретов к ясным указаниям требует сознательного решения и усилий. Ваши слова и манера общения окажут большее влияние на то, будет ли ваш ребенок в безопасности. Маленьких детей очень легко обмануть, поэтому они всегда должны быть на виду у взрослых.
Чтобы обеспечить детям безопасность, взрослые обязаны понимать, когда нужно:
Контакты с незнакомыми на улице
Необходимо рассмотреть и обсудить с ребенком типичные опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице, научить их правильно вести себя в таких ситуациях. Вначале следует спросить ребенка, кого, по его мнению, можно считать «своим», близким человеком, а кого – «чужим». Кого можно назвать знакомым, чем знакомый отличается от близкого человека, а чем – от «чужого», постороннего. Для формирования более точного понимания того, кто является «своим» и «чужим», попросите ребенка изобразить на одном рисунке тех людей, кого он считает «своими» (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры, тётя, дядя), а на другом рисунке – «чужих», посторонних людей (продавец в магазине, прохожий на улице и т.п.). Если ребёнок помимо членов своей семьи изобразил на первом рисунке кого-то еще, например, воспитательницу детского сада, подругу матери, друзей, объясните, что такие люди называются «знакомыми». Это люди, которых ребёнок знает, но не так хорошо, как своих родных и близких. Предложите их нарисовать отдельно на третьем рисунке.
Для закрепления проведите с ребёнком следующую игру.
Дайте малышу 3 карточки.
На первой нарисован домик, на второй – домик, а рядом человечек, третья пустая.
Назовите людей из всех трёх групп, например? Мама, бабушка, близкая подруга мамы, друг папы, тётя в автобусе, дядя на скамейке и т.п. Объясните ребёнку, если вы называете «своего» человека, он должен поднять карточку №1, т.е. это люди, которые живут с нами дома. Если назван знакомый человек – поднять карточку №2, это люди, которые хорошо знакомы родителям, близкие родственники, друзья, которые часто бывают в их доме. Если это незнакомый человек – поднять карточку №3, пустая карточка означает, что об этом человеке мы ничего не знаем, он чужой.
Организуем обсуждение
Рассмотрите и обсудите следующие типичные опасные ситуации при возможных контактах с чужими людьми на улице.
Объясните ребёнку, что не следует вступать в разговор с незнакомым человеком без присутствия взрослых. Или ему нужно ограничиться следующими высказываниями: «мне некогда с вами разговаривать», «меня ждут, и я тороплюсь», «я вам не скажу этого, вы мне незнакомы». В крайнем случае ребёнок должен кричать «Помогите!», «Ко мне пристаёт чужой!».
Вспомните сказку про Аладдина и Волшебную лампу, про то, как злой волшебник представился дядей Аладдина, пригласил его прогуляться, купил ему красивую одежду, обувь, дорогие подарки, сладости, еду, одарил деньгами, при этом обманул мальчика, оставив его погибать в тёмном подземелье.
Всем деткам должно быть ясно - Идти с незнакомым очень опасно!
Дети должны запомнить, что доверять следует только близким людям, а незнакомый человек может быть опасным и причинить большой вред, например, разлучить с близкими, испугать. Поэтому нельзя поддаваться на уговоры чужого человека, идти с ним куда-либо, соглашаться сесть в машину.
Попросите ребёнка вспомнить и рассказать, что случилось с Буратино, когда кот Базилио и лиса Алиса позвали его пойти с ними на Поле Чудес.
Задают вопросы:
Для закрепления знаний по данной проблеме можно прочитать ребёнку, например, «Сказку о глупом мышонке» С. Маршака.
Контакты с незнакомыми людьми дома
Необходимо рассмотреть и обсудить с ребёнком опасные ситуации, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми дома, научить, как правильно вести себя в таких случаях.
Расскажите ребёнку о том, что опасности могут подстерегать не только на улице, но и дома. Объясните, что нельзя входить в подъезд дома, а тем более в лифт, с незнакомым взрослым. При этом особое внимание уделите ситуации, когда незнакомый человек хочет войти в квартиру и уговаривает ребёнка открыть дверь. Ребёнок не должен делать этого, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется милиционером, знакомым родителей, знает, как их зовут, и утверждает, что действует от их имени.
Можно провести тренинг: ребёнок представляет себе, что он один дома играет в игры, смотрит телевизор, и вдруг звонят в дверь. Взрослый может выполнить роль бандита, который просит открыть ему дверь. Разыграйте этот сюжет. Обратите внимание, как будет отвечать ребёнок в этой ситуации и как себя вести. Затем предложите ему образцы поведения:
Объясните, что можно позвонить по телефону соседям или близко живущим родственникам и рассказать им, что происходит.
Попросите ребёнка продолжить игру, используя эти образцы поведения.
Рассмотрите и такую ситуацию, когда чужой человек пытается сам открыть дверь. Спросите, что он будет делать в этом случае, и объясните, что лучше всего звонить по телефону «02» и вызвать милиционера. Можно стучать по трубе или батарее отопления, кричать и звать на помощь соседей, звонить им по телефону, открыть окно и звать на помощь прохожих.
Если чужой человек звонит по телефону в то время, когда ребёнок один, нельзя сообщать никому своё адрес, говорить, что находишься один дома, называть имена родителей. Лучше всего отвечать односложно «да» или «нет». Сказать, что папа дома, но сейчас подойти не сможет, и положить трубку.
Не следует превращать этот тренинг в весёлую игру – пусть ребёнок отнесется к нему серьезно. Нужно научить ребёнка вести себя правильно, не бояться, действовать уверенно и активно. В целях профилактики детских страхов заканчивайте каждую игровую ситуацию позитивно – спасением детей и наказанием чужого человека со злыми намерениями. Предложите ребёнку придумать различные варианты счастливого конца. Прочитайте ребёнку русскую-народную сказку «Кот, петух и лиса». Вспомните, что же случилось с петушком, почему хитрая лиса его обманула.
Устройте маленькую проверку малышу, задав вот такие вопросы:
Статья представлена журналом
Автор статьи: Дегтярева В.В., педагог первой квалификационной категории, заместитель заведующей ДОУ по воспитательно-методической работе.
Личный врач для Вашего ребенка. Узкие специалисты. Консультации по грудному вскармливанию, питанию, массажу, закаливанию, по лечению также на дому.
Подробные условия