Одна моя клиентка как-то жаловалась: “Мне надоело работать попугаем! Я могу по 15 раз говорить сыну: выключи телевизор, убери ботинки на место, отнеси тарелку. Он просто не реагирует, пока не прикрикну! И, вообще, бывают ли дети, которые слушаются с первого раза?”
Этому мальчику Ване 7 лет. Я пригласила его с мамой к себе в гости. Ребенок вошел и первым делом включил телевизор, – без спросу, сам. Я его попросила: “Ваня, выключи, пожалуйста, телевизор”. Он по привычке не отреагировал. Я подошла к нему, взяла его за руку, посмотрела в глаза и сказала: “Ваня, телевизор”. После чего он спокойно его выключил и на протяжении остальных трех часов все мои просьбы выполнял с первого раза.
Я показала маме Вани, что дело тут вовсе не в ребенке. Просто бывают взрослые, которые по два раза не повторяют.
Детей нужно научить слышать нас и слушаться с первого раза. Когда мама много говорит, то для ребенка ее голос становится фоном, и он действительно перестает слышать.
Женщины, в принципе, по своей природе много говорят. В день нам необходимо выговорить от 5 до 10 тысяч слов! Представляете? Но совсем необязательно весь этот поток выливать на ребенка. Можно звонить подругам, маме, оставить немного слов мужу.
Одна из самих частых проблем – детям дают много инструкций, постоянно что-то просят, но не отслеживают выполнение:
“Ты куда пошел? Туда нельзя! Эх, постоянно куда-то лезешь!” – говорит мама и сама же помогает забраться малышу туда, куда только что лезть запретила…
На выходных наблюдала: Ребенок кидает камушки в речку. Казалось бы, какое милое и приятное занятие. Но рядом стоит мама и говорит: “Ты как кидаешь? Давай в другую сторону. Ой, не докинул… Ты встань – у тебя тогда лучше получится. Зачем ты все камни-то сразу кидаешь? Хочешь дождик сделать? Ну кидай уже, ты чего застыл!” Ребенок молчал, и по всему было видно – он маму вообще не слышал.
Если Вы узнаете себя в этом описании, то сделайте паузу.
1. Разделите Ваши разговоры с ребенком на 2 разных типа:
Непринужденное общение. Просто разговор, в котором нет место указаниям. Здесь может быть много слов, эмоций, вопросов.
Просьбы, указания, требования. Это короткие сообщения, которые повторяются один раз. После чего отслеживается их выполнение.
2. Оцените свои требования.
Маленькие дети очень активны. Им постоянно нужно движение, игра, шум. Во время игр должно быть минимум запретов. Самое главное, чтобы себе не навредили, другим людям, не попортили ценное или чужое имущество – остальное можно. Если есть какие-либо дорогие игрушки, с которыми нужно аккуратно обращаться, то их можно убрать повыше и доставать на спокойные совместные игры с мамой и папой.
На большое количество требований и указаний у ребенка может возникнуть одна из двух противоположных реакций – бунт или безразличие.
Если ребенок бунтует, то будет крушить все на своем пути. Устраивать истерики, сопротивляться Вашим просьбам. Всю свою силу он тратит на сопротивление, тогда как эта энергия дана ему для развития и роста.
Безразличие – это отсутствие желаний у ребенка. Такой малыш сядет в уголочек и ждет указаний от мамы. Что ему делать? Копать лопаточкой песок? Покачаться на качели? Поесть? Это очень грустно, потому что ребенок просто теряет интерес к жизни…
3. Замените отрицание на пожелание.
Сообщение: “Не сиди на мокром” может привести малыша в растерянность. Не сидеть – а что делать-то? Ребенку проще понять, чего от него хотят, если сказать: “Встань с мокрого”. Тут все понятно – нужно встать!
Несколько примеров замен:
“Не кричи!” – “Говори тише. Тс-с-с…”
“Не кидай мяч на кухне” – “Играй с мячиком в своей комнате”
“Ты идешь очень медленно!” – “Иди быстрее, пожалуйста”
И так далее…
4. Установите контакт.
Этим нередко пренебрегают даже опытные мамы. У ребенка куча дел! В голове постоянно идут размышления, сравнения, появляются новые идеи… Ему сложно моментально вырваться из этого круговорота и побежать выполнять Вашу просьбу. Поэтому привлеките внимание ребенка: возьмите его за руку, поймайте взгляд, получите ответный кивок - Мол, да, мам, я тебя услышал.
Бывают случаи, когда стоит обращать внимание, чем занят ребенок в данный момент и насколько трудно ему переключиться на выполнение просьбы. Иногда нужно предупредить ребенка заранее. Например, ребенок в активной игре или наша просьба потребует полную смену деятельности:
“Через 10 минут будем готовиться ко сну”
“Еще 5 минут побегай и пойдем домой”
5. Отслеживайте выполнение Ваших указаний.
Сказали, что ребенку нужно сделать – остановитесь, не говорите больше ничего, посмотрите на реакцию ребенка.
Если сделал то, что Вы просили – улыбнитесь ему, кивните или скажите “Хорошо”.
Если не сделал – подойдите, возьмите за руку, посмотрите в глаза: “Мама сказала, поднять игрушку. Сделай это, пожалуйста”
Пусть мамины слова, мамины просьбы будут для ребенка ценностью. На самом деле, это такое счастье – слушаться маму.
Мария Горн, по материалам группы
Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.
Подробные условия