Перед сном мы с дочкой болтаем. С сыном такие разговоры назывались «шепотуньки» — тихое шептание о важном. Я придумала для нас с дочкой «практику», чтобы самой понять, что происходило с ней за день, и помочь ей или зафиксировать в памяти, или «разрядить» то, что важно.
Мы отвечаем на вопросы:
«А что из дня запомнили твои глазки?»
«А что запомнили ушки?»
«А что запомнил нос?»
«А что запомнили мысли»?
«А что запомнил язык (вкус)?»
«А что запомнили ручки-ножки?»
«А что бы ты хотела взять с собой в следующий день?»
(Или в чём была победа дня).
«А если бы можно было взмахнуть волшебной палочкой и что-то в этом дне изменить — как бы ты изменила?»
Если в памяти осталось что-то негативное, я прошу показать «размер» ручками или поставить оценку от 1-5. В случае если заряд негатива велик (4-5) — мы можем превратиться в волшебников, режиссёров, художников, и представить, что можно было бы изменить. Можем поиграть в карикатуры, изменяя так, чтобы было смешно, добавить деталей. Или представить, что можно поставить на стоп-кадр, вовремя вмешаться, сделать новое действие, по-другому отреагировать или чуть затушевать картинку.
Наша задача — не стереть опыт, не лишить ребенка важного опыта, а сделать его переносимым или дать поддержку.
Важно, что бы ребёнок ни говорил, — удержаться от любой критики и вообще оценок. И начинать говорить самим.
Иногда я говорю:
«У меня из дня в памяти остался вкус капусты. Не буду больше её есть. Поняла, что такую не люблю. Сейчас представлю, что ем помидор».
«У меня осталось ощущение холода — нужно доставать тёплую куртку. Сейчас укутаюсь в одеяло и сохраню тепло».
«У меня "в глазках" осталась твоя улыбка и твой рисунок. Так радостно их сохранить в памяти».
Это не просто разговор о том, что случилось хорошего/плохого за день. Говорить — это всегда чудесно, но часто только для ментального уровня. В том, что предлагаю я, — мы проходим по всем каналам восприятия, давая ресурс и сразу воздействуя на тот сложный опыт, который может повлиять на будущее.
Пусть наши дни будут наполнены тем, что хочется сохранить.
Светлана Ройз
Иллюстрация Kenard Pak
Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.
Подробные условия