Почему, когда выбираешь профессию, надо исходить из интересов?
Такой вопрос задают мне и имеют в виду вот что: а почему не исходить сразу из способностей?
Я отвечаю: потому что человеку себя трудно принуждать, если нет интереса. Честно говоря, мы все таковы: если нам книжка не интересна, мы её не будем читать.
Мне говорят: но ведь интересы меняются?
Отвечаю: в профориентации надо исходить из устойчивых интересов. Мы будем только такие интересы принимать всерьез, которые не просто заявлены человеком, а подкреплены действиями.
Вот юноша мечтательно сообщает: мне интересна физика! Но я скептик и я думаю: на самом ли деле это так? Мой опыт подсказывает: ой, не обязательно. И я говорю с подростком как следует — задаю ему вопросы по физике — вопросы на понимание. Случается, что подросток много прочел про физику, ставил опыты, производил расчеты, ломал голову над вопросами физики. И тогда мы можем согласиться: да, этот юноша действительно интересуется физикой.
Интересы и склонности в выборе профессии
Подлинный интерес сопровождается действиями, направленными на объект интереса:
• изучение объекта интересов
• чтение, просмотр видео
• эксперименты с ним
• практические действия с ним: разработка и починка, шитье, готовка и прочее.
Вот этот самый деятельный интерес к какому-либо делу и есть склонность к этому делу.
Вы спросите: Ну, а может, мальчику некогда читать да экспериментировать,он уроки учит?
Я отвечу. У человека всегда найдется сколько-то времени и сил на интересное ему дело.
Профессиональные склонности при выборе профессии
Одна девочка говорит, что хочет быть психиатром. Как видите, она интересуется не школьным предметом, а прямо-таки профессией! Но читала ли эта девочка о психиатрии хотя бы что-нибудь? Странно, но нет, не читала. Зато она много читала про другое — про организм человека, про системы органов, про правильное питание и работу мышц — про это она уже очень много знает!
Но почему же девочка не читает про психиатрию и видео не смотрит? Выясняю. Оказывается, ей не интересно узнавать про психиатрию. Получается, что сама девочка к психиатрии не склоняется.
Оказалось, что психиатрия — это была мамина идея и нереализованная мечта. Вот так так!. Однако на мамином интересе долго не продержишься. Нужен свой. И настоящий девочкин интерес дал плоды — она теперь много знает о том, чем реально она сама интересовалась. Она не просто так читает, изучает анатомию и физиологию движения и питания — а с прицелом на будущую профессию. Так что мы тут можем смело сказать, что это ее профессиональная склонность к соматической медицине.
Настоящие интересы ведут к знаниям
Итак, когда человек чем-то деятельно интересуется, то у него сами собой возникают знания об интересующем его предмете. Поэтому на профориентации мы забрасываем сети в знания ребенка. И порою улов бывает очень богатым! Подросток показывает глубокую осведомленность — по истории, по электрике, по палеонтологии!
Один взрослый дядя сказал мне так: мне было интересно изучать английский. Лет пять назад появился интерес. А вот две недели назад интерес кончился.
Это не интерес. Это некий осторожный вопрос к самому себе: а не выйти ли мне в люди? Но это не попытка выйти в люди. До попытки дело не дошло, потому что интеллектуальный труд для данного человека штука неизведанная.
Но, может быть, интерес гаснет из-за страха, что не получится у него или лень....
А что такое лень? Это такая дамочка, которая иногда приходит к каждому из нас. Но она — лишь личина. А под покровом — психологическая травма, усталость, отсутствие мотивации, отсутствие привычки к труду, не тренированность.
Склонности и способности при выборе профессии
У меня спрашивают: а если есть интерес, но нет возможностей реализовать этот интерес — вы это как-то можете проверить? Например, хочется петь, но голоса нет.
Отвечаю так: Всем нам известны случаи, когда артист — любимец публики, а голос у него не сильный. А вдруг у вас невероятной силы артистизм, обаяние. И тогда можно без особенного голоса завладеть сердцами людей.
А если нет артистизма — значит идем дальше: талант ваш в другом.
Нормальная профориентация основывается не только на интересе, но и на возможностях человека — физических, умственных, человеческих.
Определение интересов и склонностей при выборе профессии
Как же родителям понять — какие есть возможности у ребенка ? И какие у него есть интересы? Какие вещи в окружающем вас мире могут ребенка очаровать?
Очень просто. Сыну и дочери дать попробовать многое.
Ну, вот ребенок пробует дело и увлекается им. Мы видим, что у ребенка обозначились склонности к какому-то делу. Он требует у нас купить ему инструменты для стрижки, голову с париком для причесок.
И что же? Значит, все? Он уже парикмахер?
Вот тут бойтесь, уважаемые родители, нагрузить ребенка сверх меры. Он сказал "ля", а вы побежали и купили ему сразу рояль. Так не делайте. Дайте созреть его интересу. Серьезно отнеситесь к интересу и дайте ему возможность попробовать на чужом инструменте. Хочет барабанную установку — не покупайте сразу. Пусть занимается пока на чужой. Всё же установка дорогая и вы, купив, внутренне начинаете ожидать повышенных результатов. А их, может, не будет никогда. Но пробовать ребенку надо. Пусть пробует и заодно проявится сила его желания, его склонностей.
Созревание интересов и склонностей
Яблоня даст плоды в августе, а в мае она только цветет и не ждите сладких яблок ни в июне, ни в июле. Интересы могут проявляться ярко, а могут протекать незаметно для вас. Будьте внимательны к малейшим проявлениям интереса: создайте ребенку условия для экспериментов, поле деятельности. Не слишком забегайте вперед и не грузите серьезными задачами, идите рядом и подбрасывайте веточек в огонь. Иногда интерес затухает, иногда загорается вновь.
Важно, чтобы ребенок сам работал над темой. Не вы вместо него собирайте Лего, а он сам пусть собирает.
Мальчик Глеб незаметно для мамы овладел графическими редакторами. Мама пришла ко мне на профориентацию — в полном отчаяньи от своего ничем не интересующегося сына. А в сыне давно зрели и созрели зерна хорошей профессии. Мама очень удивилась и осталась довольна сыном.
Мальчик Сеня очень любил выпекать кексы. И при всяком удобном случае стремился на кухню. А мама его прогоняла — мешаешь мне, я тут ужин готовлю. А такие инициативы ребенка надо очень высоко ценить. В них таится зерно будущей профессии — какой именно — мы ещё не знаем, но зерно точно таится. Такие инициативы, такие склонности и выбор профессии стоят рядом. Отнеситесь серьезно. Вообще, я заметила, что самые важные на свете вещи приходят к нам как-то незаметно, без объявлений, и также незаметно они уходят. Будьте внимательными к проявлениям своих детей.
Эльмира Давыдова, психолог, специалист по выбору профессии, кандидат психологических наук
Полезна: 0 голосов
Не полезна: 0 голосов
Предлагаем почитать