Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Психология  / Буллинг в школе: почему это происходит?

Буллинг в школе: почему это происходит?

Человек, который стал жертвой травли, чаще всего чувствует себя беспомощным. Он словно в тупике: ему страшно, он понимает, что ситуация не изменится, а часто может чувствовать себя еще и виноватым. И, хотя история научного исследования проблемы насчитывает несколько десятилетий, запрос на то, чтобы разобраться в ней, до сих пор остается очень актуальным.

Поговорим о школьном буллинге с психологом, сотрудником лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Мариной Новиковой.

Чем характерен буллинг?

Для начала разберемся в понятиях. Буллингом называют повторяющиеся попытки более сильного индивида (или группы) причинить боль, унизить, расстроить или каким-то иным образом стрессировать менее сильного индивида (или группу) [Olweus, 1993].

  • неравенство сил между жертвой и обидчиком;
  • повторяемость;
  • переживание жертвой чувства беспомощности;
  • активная поддержка, подразумеваемое одобрение или безразличие со стороны других участников ситуации.

Виды буллинга

  • Социальная травля. Об ученике распространяют сплетни и слухи (часто они не являются правдой), с ним отказываются общаться, его не берут в совместные школьные проекты, не приглашают гулять, не предлагают пойти в гости и т.д.

  • Физическая травля. Кто-то более сильный отбирает у ребенка вещи, прячет или портит их. Бьет, толкает, пинает, запирает в школьном классе или туалете, угрожает тем, кто попытается встать на защиту.

  • Вербальный буллинг. Ученику дают обидные прозвища, смеются над его внешним видом, одеждой, манерой говорить и т.д.

  • Кибербуллинг. Угрозы, издевательства, оскорбления в соцсетях и мессенджерах. Демонстрация фото и видео, где ученик выставлен не в лучшем свете.

Почему это происходит? Как распределяются роли?

У детей есть вполне понятное желание повысить свой социальный статус, стать популярным, обратить на себя внимание. И нередко с помощью травли они пытаются закрыть именно эту потребность.

Для многих буллинг становится возможностью заработать статус в группе сверстников. Наверное, это удивительно, но в большинстве случаев эта стратегия работает! Агрессоров в коллективе воспринимают как более популярных, ведь травля помогает им заработать статус и удержать его с течением времени.

А если говорить о жертве, то чаще всего ею становится тот, кто чем-то отличается от остальных ребят. Но при этом — важно не забывать об этой особенности — стать жертвой буллинга может кто угодно. Никто не застрахован на 100% от этой беды.

Чтобы получить свой статус и поддерживать его, агрессору нужно:

  • Найти подходящую жертву (кого-то неуверенного, физически более слабого, склонного к подчинению и т.д.).
  • Выбрать подходящее время и место для нападения (важно! всегда должны присутствовать свидетели).

В ситуации травли всегда есть определенный набор ролей:

  • Свидетели, которым хочется как можно быстрее уйти из опасной ситуации, если случайно оказались рядом. Им не хочется связываться.
  • Свидетели, которым может нравиться то, что происходит.
  • Свидетели, которым не нравится наблюдать за травлей одноклассника, но они боятся что-то предпринять.
  • Главный обидчик — зачинщик нападения.
  • Помощники зачинщика — могут следить за тем, чтобы жертва не убежала, или чтобы не увидели взрослые.
  • Защитник — тот, кто вступится за жертву.

Каковы причины агрессии?

Дети не всегда понимают различия между лидерством и доминированием. У многих агрессоров отличные коммуникативные способности и лидерские качества, но они, к сожалению, не умеют использовать их правильно. А порой причиной буллинга может стать просто скука.

Случается и так, что у подростка не хватает важных социальных навыков: эмпатии, способности договариваться, справляться с негативными эмоциями. Для них характерен сильный эгоцентризм и неумение распознавать нужды окружающих. А кто-то с помощью такого поведения пытается завести себе друзей.

Среди агрессоров небольшая часть имеют расстройства личности, связанные с нечувствительностью к чужим страданиям и получением от них радости. В таких случаях требуется консультация специалиста, чтобы вовремя провести психологическую диагностику.

Последствия вовлеченности в травлю:

  • Снижение успеваемости.
  • Прогулы, отказ ходить в школу.
  • Аутоагрессивное (причинение себе вреда в физической и психической сферах) / агрессивное поведение.
  • Психосоматические проявления: головная боль, тошнота, рвота, температура и другие симптомы, не связанные с какой-то болезнью.
  • Депрессивные / тревожные расстройства.
  • Суицидальные мысли / намерения / действия. Во многих современных сериалах поднимается проблема травли в школе. Один из таких — "13 причин почему".
  • Криминальные действия. Среди тех учеников, которые были вовлечены в буллинг, многие находят в себе силы на месть и сами становятся агрессорами. Вспомните вооруженные нападения учеников на школы, которые в последнее время участились в нашей стране.

"Если в школе есть буллинг, то страдает не только жертва, но и все ученики, вовлеченные в ситуацию, — и агрессоры, и свидетели!"   

"Чаще обращай внимание на то, как чувствуют себя другие люди, ведь не все могут видеть и понимать ситуацию так, как ты. Пусть это непросто, но постарайся представить, как чувствуют себя те, кто стал жертвой травли"

Буллинг в России

  • Согласно данным PISA (2015), 27% школьников в России хотя бы раз за год подвергались физическому или вербальному буллингу, а также социальной агрессии;
  • 9,5% школьников в России оказывались жертвами травли часто (как минимум, несколько раз за месяц);
  • За последующие три года этот показатель вырос еще на 10% и стал составлять 37% (PISA, 2018).
  • В России буллинг в большей степени "сконцентрирован" в определенных школах: примерно 70% учеников ходят в школы, где травле несколько раз в месяц подвергается от 25% до 50% учеников (против 34% в среднем по ОЭСР).

В России показатели положительных ответов на приведенные утверждения значимо ниже, чем средние по выборке:

"Меня раздражает, когда никто не защищает учеников, которые подверглись травле";

"Это правильно — помогать тем, кто не может сам себя защитить";

"Присоединяться к буллингу — неправильно";

"Я плохо себя чувствую, когда вижу, как других учеников травят";

"Мне нравится, когда кто-то заступается за учеников, подвергнувшихся травле". 

 

А с этим утверждением в России согласились только 77% опрошенных. В других странах – почти 90%.

"Я плохо себя чувствую, когда вижу, как других учеников травят" 

Распространенность буллинга в зависимости от пола и возраста

Согласно результатам исследования ЛПАП Института образования НИУ ВШЭ (2018 г.), мальчики чаще оказываются вовлеченными в физическую травлю, причем как в роли жертв, так и в роли инициаторов. При этом они реже, чем девочки, оказываются инициаторами социальной травли. А вот девочки-инициаторы травли имеют склонность к тому, чтобы делать это время от времени, мальчики же — на постоянной основе. Как правило, распространенность буллинга падает к старшей школе, классы "группы риска" — 7 и 8.

Источник: https://rosuchebnik.ru

Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

На эту тему :

буллинг

Предлагаем почитать

Как правильно хвалить ребенка 16 очень полезных советов для родителей
О чем говорят вредные привычки детей? Как помочь своему ребёнку побороть данный "недуг"?
Они ничего не хотят! Советует родителям психолог-консультант Юлия Лукашенок

Буллинг в школе: почему это происходит?

Никто не застрахован на 100% от этой беды

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Мосигра - магазин настольных игр и подарков

Магазин настольных игр, где можно найти много-много подарков и классных настольных игр. А еще, мы проводим ИГРОТЕКИ!

Подробные условия