"Что значит "хорошая школа" с точки зрения распространения травли?
Это такая школа, в которой взрослым не все равно, а ученики понимают и чувствуют, что есть четкая система правил. При этом все равны: отличники и троечники, те, кто раньше вели себя хорошо, и те, кто уже совершили проступки".
Как отличить травлю от других типов нежелательного поведения?
"Правильная реакция — быстрая реакция:
чем меньше времени пройдет с момента, когда вы узнали о травле, тем больше шансов на успех.
Еще очень важно подключить семью участника инцидента на ранней стадии".
Буллинг в школе — это ситуация SOS! Поэтому очень важна быстрая реакция администрации.
Когда взрослые узнают о том, что дети подверглись травле, у них возникает много переживаний. Хочется, например, наказать обидчика, или, наоборот, обвинить самого ребенка в том, что по отношению к нему проявляют агрессию.
Но будьте внимательны! Сразу скажите категорическое нет: сарказму; агрессии; манипуляциям; унижению со стороны старших по отношению к любому из участников ситуации.
Перед разговором с детьми соберите у коллег по возможности больше информации и обязательно отслеживайте процесс на всех этапах, и не останавливайтесь, как только травля прекратилась.
Жертвой травли может стать абсолютно любой ученик (никогда нет 100% гарантии, что кого-то она обойдет стороной). Всегда помните про главную цель агрессора: повышение собственного статуса за счет принижения другого ученика. Выбор его, вероятнее всего, падет на того, кто просто будет отличаться в наибольшей степени от других ребят.
У кого шанс стать "выделенным" выше?
у ребенка с высоким уровнем тревожности: мало друзей, он не уверен в себе и предпочитает проводить время со взрослыми;
дети, у которых есть трудности в обучении, синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройства аутистического спектра, диабет, эпилепсия, иные хронические заболевания, особенно если они имеют яркое проявление во внешности или поведении, "заметны" для окружающих;
часто травят тех, кто не соответствуют общепринятым представлениям о собственном поле: например, слишком маскулинных девочек (тех, у кого много "мальчишечьих" черт);
дети, которые подвергаются в семье гиперопеке со стороны родителей и те, у кого мало опыта общения со сверстниками;
дети из семей с низким социально-экономическим статусом, иноязычные, инокультурные.
Важно уметь отличать свои мысли и чувства от того, что переживает жертва:
Она может быть в шоке и дезориентирована.
Она может не хотеть говорить о произошедшем.
Иногда (особенно, если речь идет о родителях, жертва может постараться оградить их от переживаний).
Она может считать произошедшее собственным "социальным провалом".
Важно! Дать ей возможность самой говорить так, как она может/считает нужным.
Использовать приемы активного слушания.
Избегать закрытых вопросов, на которые можно ответить односложно.
Избегать советов.
Не перебивать.
Один из подходов в решении задач, связанных с буллингом, — проблемно-ориентированный.
Поэтому, когда мы пытаемся говорить со школьником, ставшим жертвой, мы можем строить наш разговор, опираясь на наводящие вопросы.
Возможные стратегии поведения с жертвой
Конфронтация: можно начать с написания письма или аудиозаписи
Встреча с агрессорами — только если жертва готова, взрослому лучше выступать медиатором
Игнорирование — это отдельный навык, которому нужно учиться
Техники:
Заезженная пластинка: "Нет, я не пойду с вами" — многократное повторение без объяснений
Уклонение от нападок: фразы типа "Ты можешь называть меня жирной, но мой вес меня вполне устраивает", "Это может быть твое мнение, но я так не думаю", "Эх, да, но моя мама так вкусно готовит"!
Чувство юмора — иногда можно посмеяться над собой (есть ограничения!)
Техники концентрации: молитва, "Безопасное место" (техника, в которой ребенок может перенести себя в безопасное пространство в своем воображении).
Источник:
Создам для Вас детские, корпоративные, свадебные, торты ко дню рождения и юбилею, к любому Вашему празднику!
Подробные условия