Личное пространство для каждого человека — неотъемлемая часть гармоничного развития, которое подразумевает как отдельную территорию, так и приватность. С возрастом потребность в психологической дистанции растет, и это нельзя игнорировать. О том, почему это так важно, рассказала психолог семейного центра "Сокол" Любовь Прохоренко.
Границы нарушены
В семейный центр "Сокол" обратилась Марина. Мама переживала из-за трудностей в общении с дочерью-подростком, а также из-за того, что девочка не могла найти общий язык со сверстниками.
Марина рассказала, что дочь в какой-то период времени замкнулась в себе и не хочет ни с кем идти на контакт. Во время консультации с психологом выяснилось, что до 12 лет взаимоотношения выстраивались по желанию и требованию родителей: за ребенка выбирали школы, увлечения и друзей, но у девочки всегда было свое личное пространство в виде отдельной комнаты. Родители уважают физические границы ребенка, но эмоциональная поддержка отсутствовала и личные границы были нарушены.
Ребенок не умел выстраивать отношения с другими, так как его не научили, не позволяли проявлять себя. Работа специалистов семейного центра была направлена на эмоциональное поддержание подростка, индивидуальные консультации и встречи как с девочкой, так и с родителями. Это позволило проработать существующие шаблоны поведения, Марина поняла свои ошибки и начала над ними работать. А девочка записалась в подростковый клуб семейного центра "Сокол" и обрела новых друзей. Процесс выстраивания диалога со сверстниками давался первое время сложно, но благодаря поддержке специалистов Наташа успешно его преодолела и теперь легко вливается в любой коллектив.
"В практике часто встречаются случаи, где родители, особенно матери, боятся отпустить своего ребенка, позволить ему сделать выбор, дать долю ответственности за что-либо, тем самым, нанося вред в дальнейшем приспособлении и коммуникации с внешним миром", — говорит психолог.
Вот некоторые советы, которые помогут выстроить личные границы ребенка:
Личное пространство. Чаду необходимо выделить помещение в личное пользование: комнату, часть комнаты. Место, где ребенок может разложить свои вещи, разбросать игрушки.
Выбор. Позволить ему выбирать еду, одежду, увлечения, друзей. Это необходимо вводить постепенно в соответствии с возрастным развитием. Для того, чтобы у ребенка была свобода познания другого, исходя из своих интересов.
Мнение. В различных бытовых и семейных ситуациях интересоваться точкой зрением и позицией. Это важный момент в формировании личности.
Группа кратковременного пребывания детей от 1,5 лет. Игровая деятельность, сказкотерапия, развитие речи, декоративно-творческие занятия. Сокопауза.
Подробные условия