Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Психология  / Кнут и пряник: поощрять нельзя наказывать

Кнут и пряник: поощрять нельзя наказывать

В областной столице в течение двух месяцев на онлайн-курсе семинаров "Факультет осознанного родительства" в эфире обсуждают наболевшие и важные темы с топовыми психологами. Одной из последних стала "больная" проблема - наказание детей, допустимо ли физическое наказание или крик, как поступить, если ребенок совершил проступок и как правильно поощрять.

28 мая 2022 в 10-00 часов в прямом эфире на youtube-канале detkityumen72 со специалистом по детско-родительским отношениям, психологом-консультантом, детским психологом Яной Ивлевой мы поговорили на тему "Кнут и пряник: поощрять нельзя наказывать"

Ключевые моменты прямого эфира:

Здоровая привязанность

Начиная разговор на непростую тему, специалист по детско-родительским отношениям, психолог-консультант, детский психолог Яна Ивлева подчеркнула самое главное - воспитание всегда про любовь. Но порой дети и подростки ведут себя так, что при всей любви, родители повышают голос, забирают за непослушание гаджеты, лишают прогулок или вовсе хватаются за ремень.

"С точки зрения педагогики, наказание - это метод воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми, — говорит Яна Ивлева. - Чаще всего, выбирая как именно наказать ребенка за непослушание или проступки, родители опираются на свой опыт, на то, как в подобных ситуациях вели себя с ними их родители".

Все мамы и папы хотят, чтобы дети их слушались и соответствовали их представлениям об идеальном ребенке. Основа послушания - это здоровая привязанность - естественное ощущение эмоциональной близости, которой у обеих сторон сохраняется индивидуальность и осознаются личные границы.  Для формирования здоровой привязанности ребенку необходимо чувствовать себя в безопасности, ощущать безусловную любовь, принятие и заботу.

"Наказание бывает разным и порой физическое наказание, крик, запугивание, бойкот, лишение чего-то - все это иногда работает, но оставляет психологическую травму, особенно физическое наказание, когда большой взрослый поднимает руку на маленького ребенка, который не может за себя постоять, малыш чувствует себя униженным. Самое страшное наказание для детей - бойкот или игнорирование, при этом они чувствуют себя отвергнутыми", - говорит специалист.

Любое наказание имеет определенные последствия. Так, физическое наказание учит детей тому, как использовать силу и жесткость для решения проблем и конфликтов, а также реагировать на других людей, когда ты зол и раздражен.
Также такое наказание занижает его самооценку, увеличивает вероятность того, что ребенок вырастет ранимым и обидчивым. А еще это хороший урок того, что важно не попадаться, в процессе такого "воспитания" становится трусливым и подлым.

Крик для ребенка, особенно маленького, не менее страшен, чем физическое наказание. Повышая голос, родители хотят добиться нужного поведения дитя, а еще - выплеснуть свои эмоции, хоть не многие папы и мамы в этом признаются.

"Когда родитель осознанный, а мы стремимся к тому, чтобы родительство было осознанным, и его основной метод наказания - это крик, он может попросить ребенка помочь ему и обучить "технике безопасности". Когда мама или папа начинают кричать, нужно попросить малыша сказать: "Мамочка, мне страшно, не кричи на меня, пожалуйста" и быть готовым остановиться", - рассказывает психолог.

Разобраться в причинах

Есть три сферы запретов: жизнь и здоровье ребенка, когда запрещаются какие-либо действия, которые могут навредить его жизни и здоровью. Физическая и личная безопасность других людей, когда под запрет попадают действия, несущие угрозу жизни, здоровью других людей или являются актом неуважения к нему. Сохранность материальных, культурных и духовных ценностей, когда необходимо запрещать разрушающие действия в отношении природной и культурной среды. Задача родителей - объяснить ребенку что случится, если он нарушит эти запреты и к каким последствиям это может привести. Однако не всегда рассказы о возможных последствиях способны убедить ребенка, ведь для него речь идет о какой-то абстрактной ситуации. Поэтому для подкрепления слов, психолог советует посмотреть вместе с ребенком фильмы, в которых герой оказывается в похожей ситуации и сталкивается с последствиями своего проступка.

"С точки зрения ребенка наказания бывают справедливыми и несправедливыми. В первом случает он, понимает, что он нарушил правила и за это несет ответственность Во втором случае, он не понимает за что его наказывают. Например, родители могут наказать маленького ребенка, который на час позже обещанного вернулся домой прогулки, при этом дитя еще не умеет определять время на часах", - говорит Яна Ивлева.

Если непослушание или проступки ребенка стали регулярным явлением, следует разобраться почему он себя так ведет, а сменять одно наказание другим.
За любым негативном поведением стоит неудовлетворённая потребность ребенка, задача родителей - определить эту потребность и удовлетворить приемлемым способом.

Не перехвалить

Хвалить и поощрять дитя куда приятнее наказания. Каждому родителю нравится осознавать какой его ребенок молодец и умница. Но в похвале тоже есть свои правила и подводные камни.

"Не нужно оценивать самого ребенка, только его поступки и действия. Похвала должна давать возможность ребенку сделать реалистичные выводы о себе самом, она должна быть безоценочной, когда мы обозначаем действия ребенка, за которые хотели бы его поблагодарить. Выражаем свое отношение к тому, что он сделал через призму своих ощущений: "Спасибо, что помыл посуду, мне очень приятно, что ты это сделал". Он молодец, но за что-то определенное. Нельзя хвалить из жалости или желания понравиться, ведь у этой медали тоже есть обратная сторона, и это - формирование неправильной самооценки", - говорит психолог.

В общении с детьми нужно взять за правило говорить приятные фразы: "Мне хорошо с тобой", "Я рада тебя видеть" и др. Через эти добрые, принимающие слова ребенок учится воспринимать себя как "со мной все хорошо". А когда со мной все хорошо, то и с окружающими людьми тоже все хорошо.

Важен и физический контакт - обнимать не менее 8 раз в день, а лучше больше. Теплые прикосновения улучшают настроение.

"Сначала реагирует тело и только потом подключается наш мозг. Поэтому обнимашки с детьми жизненно необходимо, впрочем, как и со взрослым", - подчеркивает специалист.

Воспитывая ребенка, родителям нужно помнить, что детей учит то, что их окружает.  Ребенок, окруженный критикой, учится обвинять, тот, над кем постоянно смеются, учится быть недоверчивым, кого всегда обманывают, учится врать и т.д. И только сильные личности могут порвать этот круг, а не ходить по нему всю свою жизнь.

И, наоборот, ребенок, окруженный поддержкой, учится защищать, тот, кого принимали, учится быть уверенным, родители, которые были честны, учат ребенка быть справедливым, а дети, воспитанные любовью, учатся любить и дарить любовь. Как подчеркивает психолог, такое воспитание уже не сломить, и как правило, люди, выросшие в любви и поддержки, становятся успешными.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему "Кнут и пряник: поощрять нельзя наказывать" 

 

ЗАПИСЬ ПРЯМОГО ЭФИРА 

 

Посмотреть прошедшие лекции можно на странице ФАКУЛЬТЕТА.

Организаторы и партнеры проекта

 



 


 
Полезна: 1 голос Не полезна: 0 голосов

Предлагаем почитать

Почему нужно обнимать детей как можно чаще: 7 причин 7 медицинских причин, по которым вы должны прямо сейчас начать выполнять эти "нормативы"
Как грамотно выстраивать семейные границы На форуме "Семья" родителям рассказали, что делать, если бабушки и дедушки вмешиваются в воспитан ...
Как правильно хвалить ребенка 16 очень полезных советов для родителей

Кнут и пряник: поощрять нельзя наказывать

Рассказывает специалист по детско-родительским отношениям, психолог-консультант, детский психолог Яна Ивлева

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Детский развивающий центр "Лукошко"

Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.

Подробные условия