Внук окончил 1-й класс. На лето дали задания: почитать, пописать. Но заниматься он категорически не хочет. Ни на какие просьбы и уловки не реагирует. Если заставлять — начинается истерика. Сын говорит, что у него стресс, надо с ним договариваться. А как?! Почитал 5 минут — дали телефон. Отдает с истерикой, после нескольких требований. Да и вообще, чуть что идет не по его сценарию — слезы, которые невестка выдержать не может. Вьет веревки из родителей. Как быть?
Отвечает детский психолог и нейропсихолог Наталья Наумова:
Принуждать, напоминать, приставать — бессмысленно и даже вредно. Всё это вызывает у ребенка лишь разочарование и провоцирует попытки защититься от таких нападок. Истерики и слезы — это как раз те виды манипуляций, которые избрал мальчик, чтобы избавить себя от того, что ему неинтересно.
Важно сменить фокус ребенка в отношении летних занятий. Нужно учить его самостоятельности и делегировать ответственность за занятия ему.
Что можно сделать
Поговорите с ребенком о том, что он уже большой, самостоятельный и ответственность за домашнее задание — это его ответственность.
Дайте ему понять, что он сам решает, как он будет учиться. И от его решений зависит как его настоящее, так и его будущее.
Обсудите с ним объем заданий и возможные сценарии развития событий в случае, если он их выполнит и не выполнит. Важно задавать лишь наводящие вопросы, чтобы ребенок сам приходил к тем или иным выводам и это был его ответ на вопрос.
Старайтесь, чтобы разговор с ребенком проходил максимально спокойно. Это должна быть уютная атмосфера и минимальное включение эмоций с вашей стороны. Нужно постараться не транслировать ребенку тревогу за его будущее, не думать о том, как же его переделать, как его перевоспитать. Дети очень чувствительны к эмоциям близких и значимых взрослых, и даже если вы будете говорить одно, но при этом чувствовать другое — он считает именно невербальный посыл, а не то, что вы сказали.
Методично, шаг за шагом задавая вопросы относительно заданий и их объема, выводите ребенка на понимание того, что нужно сделать, чтобы успеть и их выполнить, и отдохнуть.
Помогите ребенку составить план занятий (если он попросит об этом, не принуждайте). Обсудите, сколько времени в день будет достаточно, чтобы разобраться со всеми заданиями.
Не ждите, что ребенок побежит всё выполнять согласно своему графику и расписанию. Он, безусловно, будет забывать, возможно, саботировать всё это. Однако ваша задача быть рядом. Ненавязчиво интересоваться, всё ли у него хорошо, со всем ли он справляется?
Первоклассникам и второклассникам часто нужна помощь родителей, чтобы они просто посидели рядом. Это связано с недостаточно сформированной лобной корой, отвечающей за самоконтроль.
Нужно учитывать и характерологические особенности ребенка. Если он гиперактивный и неусидчивый, то, безусловно, ему не обойтись без мягкой помощи и поддержки взрослых.
Если же вы видите, что, несмотря на все ваши усилия, ребенок не справляется, то имеет смысл обратиться к нейропсихологу, который проведет диагностику и, возможно, подберет курс нейрокоррекции, позволяющей развить концентрацию внимания, самоконтроль и усидчивость.
Главное — подойти к решению этой проблемы с уважением, терпением и поддержкой.
Фото: Yavdat / Shutterstock / Fotodom
Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.
Подробные условия