Радоваться и гордиться успехами ребенка в раннем возрасте принято практически во всех семьях. Нам нравится и носик, и глазик, и рисунок, и самостоятельный первый шаг. Но почему, когда ребенок вырастает, мы начинаем его ругать и попрекать практически во всем?
Теперь в нашем голосе звучат напряженные требовательные нотки, приводящие ребенка отнюдь не в восторг. Недавно такой гениальный и милый, а сегодня – масса претензий по поводу поломанной игрушки, обрисованных книжек и обоев, испорченного листа в тетрадке. К тому же не желает убираться в своей комнате…
Сравните! Ранее ребенок познавал мир посредством разбора игрушек на мелкие детальки, и вы его хвалили. Теперь он разобрал будильник – его наказали. Он не понимает за что. Ведь раньше было можно, а что изменилось сейчас? Теперь еще стали говорить: «почему такой неаккуратный», «как ты мог», «опять все испортил». Не кричи, не бегай, не прыгай… А раньше почему было можно?
Вот все это и вводит детей в недоумение и переносится ими весьма болезненно. Вместо стимуляции полезных, хоть и нежеланных действий и поведения вы требуете безоговорочно выполнять все просьбы не только ваши, но еще и других взрослых – знакомых, учителей… Чем не рабство?
Таким образом, ребенок все свои действия воспринимает как нежелательные, неправильные в принципе, чувствует себя неудачником во всем, начиная с простого общения со сверстниками и заканчивая учебой. В итоге – инициативы ноль, уверенности ноль, тихий, «забитый» ребенок. Управляться с ним легко, но кто из него получится в будущем, если он даже не сможет заявить о себе на работе?
И это еще не все. Далее часто родители спрашивают: «Почему ничего не делаешь?». А ребенок четко усвоил, что если ничего не делать, то и критики не будет. Он отвечает: «А что мне делать?».
– Поучи уроки, вынеси мусор, почитай книжку, сходи к бабушке, купи хлеба…
А ему так этого хочется, хоть конфетами не корми! Началась одна ежедневная рутина, и ничего интересного в жизни не происходит. Как следствие, у ребенка проблемы и дома, и в школе, и со сверстниками.
А теперь обратимся к названию статьи. Может ли неуверенный в себе ребенок быть успешным? Конечно же, нет. И уже будучи взрослыми, такие люди понимают суть всех своих проблем, но некоторым для успешного разрешения приходится обращаться к психологам, психоаналитикам, психиатрам… Вот к чему приводит неосознанность родителей в плане воспитания или халатное отношение. А вот и ответ на вопрос: «Откуда берутся маньяки, убийцы, и тому подобные», если не брать во внимание генетическую предрасположенность.
Теперь задайтесь вопросом: зачем до этого доводить? Зачем отнимать у ребенка время в будущем на выяснение проблем детства? И что нужно делать, чтобы не вырастить психологически нездорового человека, практически непригодного для социума?
1. Помните, будущее вашего ребенка в ваших руках. Если хотите что-то изменить, начните с себя. Ваш ребенок – это ваше отражение, а не чье-то другое.
2. Напрочь избегайте негатива, хвалите ребенка за успехи, а не ругайте за неудачи. Всегда употребляйте только позитивные утверждения, избегайте частицы «не». Вместо «Ты не вынесешь мусор?» спросите «Ты вынесешь мусор?». Иначе в первой реплике сам собой напрашивается ответ «Нет».
3. Всегда признавайте успехи ребенка, поощряйте их, подталкивайте к ним. Никогда не зацикливайтесь на неудачах, все приходит и уходит, так что не из-за чего расстраиваться.
4. В общении с ребенком тщательно выбирайте выражения, которые в итоге влияют на него. Говорите о том, что нужно, полезно, а не о том, чего нельзя, ведь всем известно – запретный плод сладок.
5. Есть интересная вещь – визуализация. Научитесь сами и научите ваших детей этому ценнейшему дару, доступному каждому. Помните, какими вы себя представляете сами, такими вас видят и окружающие. Это истина в первой инстанции. Методика визуализации представляет собой обучение умению представлять и программировать свой разум на успех. Подробную информацию вы сможете найти об этом в Интернете, а в трех словах это: «Представляйте себя успешными»! Пока ребенок мал, его воображение работает на него. Используйте это.
6. Научитесь вместе составлять короткие позитивные утверждения-установки типа: «У меня всегда все получается», «Я самый лучший ученик» и т.п. Не верите? Спросите у психологов, как это полезно!
7. Помогите ребенку негативные мысли заменять позитивными. Он страдает, к примеру, от того, что плохо успевает по математике. Лучше скажите: «Зато у тебя отлично с историей!». Не все должны ведь быть математиками, верно? Кому-то надо стать и юристами.
8. Всегда говорите детям, как вы их любите, какие они самые лучшие, что вы в них верите. И тогда вырастут только самые успешные люди. Помните, какими вы себя представляете сами…
9. Поддерживайте все начинания, даже самые странные. Это вам может быть не понятно, чем занимается дитя, а вот, к примеру, Эйнштейн понимал, что делает, будучи при этом самым нерадивым учеником.
10. Если ребенок что-то «утворил», старайтесь быть объективными, разобраться, чем он руководствовался, предложить альтернативу, указать на другой, положительный исход.
Уверенность в себе плюс необходимые действия – это и есть успех. Воспитывайте исключительно успешных детей! Воспитывайте так, чтобы они не исправляли в будущем за вас ваши ошибки в воспитании, ведь на это у них могут уйти годы. Как же сделать своего ребенка успешным? Начать надо с себя, с работы над собой в первую очередь!
Автор статьи: Максим Чиж, по материалам сайта
Группа кратковременного пребывания детей от 1,5 лет. Игровая деятельность, сказкотерапия, развитие речи, декоративно-творческие занятия. Сокопауза.
Подробные условия