Можно ли объективно оценить женскую красоту? Существуют ли для этого критерии? Рассмотрим женский образ в разных эпохах через призму искусства и общественного мнения: от первобытных "Венер" до Мэрилин Монро.
Мэрилин Монро — один из главных символов красоты XX века
Фото: © Imago / ASS
Слово ideal проникло в русский язык из немецкого в начале XVIII века в виде прилагательного "идеальный". А вот существительное со значением "совершенное воплощение чего-либо" получило распространение только в XIX веке. У французов же термин idéal означает "то, что существует только в нашем представлении как высший образец".
Конечно, восприятие красоты во многом субъективно, но принятые социумом стандарты имеют большой вес. Посмотрим, как они влияли на представление об идеальной женщине с течением времени.
Первобытное общество
Первыми произведениями искусства стали именно женские фигурки. Археологи назвали их "палеолитическими Венерами". Хотя выглядят они для современного человека крайне непривлекательно.
Венера Виллендорфская — древний артефакт языческой богини-матери, возраст статуэтки — 29 тысяч лет. Музей естественной истории Вена, Австрия
Фото: © frantic00 / Shutterstock / FOTODOM
Лицо, руки и ноги практически не просматриваются, зато гипертрофированы женские признаки — широкие бедра, большие обвисшие груди, свисающий до колен живот. Учитывая, насколько тяжела и опасна была жизнь в эпоху палеолита, такие дородные женщины ценились выше худых и стройных особ.
Древний Египет
Богиня Исида, сопровождающая царицу Нефертари в загробный мир
Изображение: The Metropolitan Museum of Art
В стране величественных пирамид и загадочных сфинксов идеалом женской красоты считалась высокая стройная брюнетка с широкими плечами, плоской грудью, узкими бедрами и длинными ногами.
Черты лица древней египтянки — тонкие, с ярко подведенными при помощи зеленой краски из углекислой меди глазами. Женщины той эпохи стремились к гладкой коже, практикуя восковую эпиляцию. После процедуры кожу смягчали маслами, а белилами придавали ей модный тогда светло-желтый оттенок.
Любили египтянки и пышные прически. Правда, вместо того чтобы естественным образом отращивать волосы, они поступали проще: брились налысо, а на голову надевали парики из овечьей шерсти.
Античность
Чтобы составить представление об идеалах красоты в период Античности, достаточно посмотреть на картину французского художника Жан-Леона Жерома "Фрина перед ареопагом". На ней изображен суд над известной греческой моделью Фриной, которая вдохновляла своим телом многих скульпторов.
"Фрина перед ареопагом". Жан Леон Жером, 1861 г.
Изображение: HAMBURGER KUNSTHALLE
С нее скульптор Пракситель ваял Афродиту, и это стало причиной обвинения в богохульстве. Девушке грозила смертная казнь. По легенде, "адвокат" Фрины оратор Гиперид решился на крайний шаг — он сорвал с нее одежду, показав судьям прекрасное тело. В итоге судьи решили, что в таком совершенном "сосуде" не может быть дурной души, и оправдали Фрину.
Фрина была гетерой — женщиной, имевшей спонсоров. Гетера ничем не была обязана своим покровителям. Она вступала в близость лишь по своему усмотрению и в любой момент могла отказать даже в дружеском разговоре.
Фигура Фрины на картине французского художника более массивна и округла, чем фигуры девушек на страницах современных журналов. А вот грудь в сравнении с пышным низом смотрится крайне маленькой, но именно такое сочетание было эталоном красоты в античный период.
Статуя Афродиты Книдской (Пракситель): рост — 164, грудь — 86, талия — 69, бедра — 93
Фото: © Vladimir Korostyshevskiy / Shutterstock / FOTODOM
Именно в Древней Греции впервые в истории попытались математически рассчитать каноны красоты. Расчет произвел древнегреческий скульптор Поликлет в V в. до н.э. (сочинение "Канон"). По его мнению, идеальное тело должны быть таким: голова — 1/7 роста, кисть — 1/10, ступня — 1/6, центр тела приходится на уровень пупка.
Средневековье
В суровом Средневековье женщина становится орудием дьявола, с помощью которого тот соблазняет и искушает слабых духом. Поэтому внешний вид дам становится крайне сдержанным.
Чтобы достичь бледности, девушки натирали лицо лимоном и практиковали кровопускание. Лицо старались сделать визуально длиннее. Для этого выбривали волосы над лбом по линии роста и избавлялись от бровей, а некоторые и выщипывали ресницы.
Эпоха Возрождения
Ослабление диктата Церкви привело к расцвету моды. Закрытые и темные наряды средневековых дам сменяют женственные платья, распущенные волосы и откровенные декольте.
Все та же бледность и высокий лоб, но выражение лица становится загадочнее, а волосы свободно уложены. В эпоху Возрождения идеал — то, что выглядит здоровым. Поэтому красотки не худые и не толстые, но обязательно с покатыми плечами и чуть заметным животиком.
Барокко и рококо
"Портрет мадам де Помпадур". Франсуа Буше, 1756 г.
Изображение: PINAKOTHEKEN
Барокко характерно тем, что четко принятого идеала красоты в нем не существовало. Все зависело от вкусов и внешности королевских пассий. Женщины подчеркивают длинную изящную шею и тонкую талию. Наступает эпоха корсетов и глубоких декольте. Красавицы тщательно охраняют себя от солнца, гордясь белоснежной кожей.
Ампир
В начале XIX века почитались стройность и возвышенность — это черты эпохи ампира. Девушка должна быть изящной и утонченной, в легком платье из муслина, с большими глазами и белой кожей. В моду входят болезненная женственность: бледность, слабость и обмороки.
"Портрет мадам Рекамье". Жак Луи Давид, 1800 г.
Изображение: ©Musee du Louvre / Gerard Blot
XX век
Настает век трансформации — женщины выбрасывают корсеты и надевают брюки. В идеальном женском силуэте начала XX столетия угадываются линии тела: пышный бюст, тонкая талия, выразительные бедра. Идеалом красоты становится Мэрилин Монро.
Первая мировая война на время заставляет женщин забыть о красоте и вспомнить об удобстве — появляется свободный и комфортный крой одежды. Новый тип женственности дарит по-мальчишески озорная эпоха "Великого Гэтсби" — короткие стрижки, яркие наряды и скорость, которая считывается в образе.
В 1960-е годы на пьедестал моды поднимается Твигги с ее стройным телом, длинными ногами и маленькой грудью, в которой нет ни намека на пышные формы. Через пару десятков лет, в 1980-е, все кардинально меняется — идеалом снова становятся высокие, спортивные и подтянутые женщины.
Британская топ-модель Твигги, 1968 г.
Фото: © DPA / TASS
XXI век
А что же ценится сейчас? В наше время нет четких стандартов прически или одежды. Женщины научились любить себя разными (такими их любят и мужчины). Сегодня, когда ритм жизни невероятно взвинчен, особую важность имеет здоровье, в том числе эмоциональное, и естественная красота.
Автор Анастасия Ахмадуллина
Магазин настольных игр, где можно найти много-много подарков и классных настольных игр. А еще, мы проводим ИГРОТЕКИ!
Подробные условия