Рождение ребенка в семье — большое счастье. Родители и близкие с большим нетерпением ждут появление на свет нового члена семьи. Они мечтают о том, что это будет спортсмен, отличник в школе, а может, он будет талантлив в искусстве…
Но, увы, к сожалению, все чаще и больше появляется детей с проблемами в развитии, которые не удается преодолеть с годами. Инвалидность — вот перспектива этих детей. Переживания родителей, связанные с рождением больного ребенка, являются очень серьезным испытанием для семьи.
Никогда ни одна семья не готова к тому, что их долгожданный малыш придет в этот мир с тяжелым нарушением здоровья, с инвалидностью. Появление малыша с патологией развития — трагедия для всей семьи. Пройдет немало времени, прежде чем близкие смогут по-настоящему справиться с этим. Идут родители по этому нелегкому пути, ища себе союзников, рука об руку со специалистами и единомышленниками.
Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей. Чтобы успешно решать какую-либо жизненную проблему или трудную ситуацию, необходимо хорошо в ней разбираться. Поэтому родители должны знать определенные психологические рекомендации, что позволит им эффективно и стойко преодолевать жизненные трудности.
Имея немалый опыт психологического консультирования родителей детей с ОВЗ, Пашина Оксана Викторовна, психолог в школе "Новый путь" дает полезные рекомендации родителям детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).
Инвалидность ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями в развитии изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи.
Инвалидность ребенка почти всегда вызывает у родителей тяжелое, стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным, родители такого ребенка могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.
К сожалению, далеко не все мамы и папы проблемных детей приходят к правильному решению. Многие родители не могут самостоятельно приспосабливаться к социальным условиям жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы. Не выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут самоизолироваться, потерять смысл жизни. В этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о патологии или серьезной болезни ребенка, они тоже испытывают стресс. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится как собственных чувств и эмоций, так и чувств родителей данного ребенка. Особенно тяжело бабушкам и дедушкам. Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, не замечать сложившуюся ситуацию, что еще больше затрудняет положение родителей ребенка.
В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Родителям трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок "не такой, как все".
Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание психологических особенностей воспитания, чувство стыда за то, что "родили неполноценного малыша", приводят к тому, что родители зачастую отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку.
Жизнь с ребенком с ОВЗ всегда сложна, однако есть периоды, особенно трудные, кризисные.
Важно!
Наиболее трудные, в психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих детей-инвалидов:
1-й период — Выявление врачами факта нарушения развития ребёнка — когда родители узнают, что их ребёнок — инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое качество), и тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от разом рухнувших надежд.
2-й период — Старший дошкольный возраст ребенка (5 — 7 лет). О том, что ребенок не такой, как все остальные дети, родители могут узнать в первые 3 года его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при поступлении в школу (в основном это касается отклонений в интеллектуальном плане). Это известие для родных и близких как "удар обухом". Родители не замечали явных отставаний в развитии ребенка, успокаивали себя тем, что все обойдется, "подрастет, поумнеет", и вот — приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе.
3-й период — Подростковый возраст ребенка (13 — 15 лет).
Ребенок переживает психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис. Он стремится к общению со сверстниками и самоутверждению. У него активно формируются самооценка и самосознание.
В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — не такой, как все.
К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом, добавляется и кризис "середины жизни" родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов. По мнению детского психолога Е. Вроно, "кризис сорокалетия у взрослых людей протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый кризис".
4-й период— Старший школьный возраст (15 — 17 лет) — это период юношества ребенка, когда остро встают вопросы формирования его дальнейшей жизни — получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Родители все чаще задумываются о том, что же будет с ребенком, когда их не станет.
Что же делать?
В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением и они успешно преодолели трудный период.
Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость.
Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.
Необходимо дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни и помогать другим мамам и папам с такими же проблемами обрести душевное равновесие.
Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя жертвой, отказываясь от своей личной жизни.
4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!
15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
И всегда помните о том, что рано или поздно ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!
Памятка. Важные советы родителям
Возможность для активного отдыха и спортивных достижений
Подробные условия