5 шагов, которые превратят регулярную уборку из стихийного бедствия в спокойный ритуал и при этом сохранят отношения с близкими.
По мотивам курса вебинаров мастера домашнего тайм-менеджмента Светы Гончаровой «Когда все дома: от хаоса к порядку».
Очень хочется, чтобы дома был порядок — пусть не идеальный, но хотя бы достаточный. Еще хочется, чтобы дети были позитивны, отзывчивы к нашим просьбам и по возможности послушны. Но как только мы пытаемся привить детям уважение к порядку, подключить их к регулярной уборке, разгрести наведенный ими бардак в детской — их настроение, а с ним и поведение стремительно портятся. В результате дети капризничают и отказываются помогать, мы нервничаем и обижаемся, пытаемся справиться с хаосом в одиночку и неизбежно срываемся.
Давайте начнем сначала: постараемся наладить жизнь так, чтобы не погрязнуть в быту и не потерять контакт с близкими.
Шаг 1. Правильные установки
Настройте себя на правильное отношение к порядку и хаосу. Это особенно актуально во время изоляции, когда дети в четырех стенах постепенно начинают сходить с ума и каждый день умножают энтропию.
Порядок — это не результат, а процесс. Не нужно пытаться один раз все убрать и закрыть эту тему на сравнительно длинный срок: так это не работает. В доме, где люди живут, ходят, едят, будет неизбежно образовываться беспорядок, который будет требовать постоянного внимания. Генеральная уборка на весь день — штука неконструктивная, потому что всю субботу вы убивались, а к вечеру воскресенья дом окажется в том же состоянии, что и до выходных. Лучше совершать несколько маленьких шагов каждый день, чем раз в неделю бежать марафон.
Порядок не может быть идеальным. Как только вы вымыли пол, на него сразу упала пара песчинок. Если начинать лихорадочно их вытирать — так и останетесь на этом полу, даже спину выпрямить не успеете. Откажитесь от идеального порядка, снизьте планку, расставьте приоритеты. Допустим, есть три локации, от которых вы ждете постоянной идеальной чистоты (например, ванная комната, рабочая поверхность на кухне и ваша кровать). Вот над этими локациями работаем в первую очередь.
Порядок — для себя. Для чего мы моем посуду вечером? Для того чтобы порадовать себя. Чтобы утром на кухне нас встречали чистая раковина и сияющие кастрюльки. Когда делаешь что-то в первую очередь для себя, а не для мужа, сына, воображаемого внутреннего инспектора или просто «потому, что так надо», выполнять домашние дела становится заметно проще и приятнее. К тому же так мы избавляемся от соблазна заявить своим домочадцам, что «вы для них весь день спину гнули».
Не бороться за стерильность, а убирать. Вам, наверное, тоже в детстве постоянно твердили, что «чисто не там, где моют, а там, где не пачкают». Давайте признаемся себе: там, где не пачкают, особенно и не живут. Конечно, плита останется чистой, если на ней не готовить и вообще к ней не подходить, но у нас другие задачи. Поэтому лучше будем ЖИТЬ в нашем доме, действовать, без страха ходить по полу и пить из чашек, но после этого подметать и мыть посуду.
Шаг 2. Правила наведения порядка
Никаких стихийных уборок! Начните все планировать, отводить для уборки определенные часы и минуты. Аврал по вдохновению рискует отобрать у вас все время и силы.
Не убираемся в ущерб себе. Время на себя — утренние и вечерние ритуалы, спорт, забота о себе, сон — остается в приоритете. Не пытайтесь мыть и чистить вместо того, чтобы вовремя улечься спать: оно того не стоит.
Маленькие шаги к чистоте. Чем заменить еженедельную генеральную уборку? Короткими ежедневными «санитарными часами». Пишите план: что вы вымоете сегодня, где уберетесь, какой ящик расчистите. Потратив полчаса, вы будете иметь один островок чистоты ежедневно. За неделю их накопится достаточно много, и таким образом до следующих выходных весь дом не погрузится в хаос.
Умная доска. Все семейные планы, задачи, график уборки прикрепляйте в одно и то же место, чтобы все планы на день были у вас в нужный момент перед глазами.
Самое сложное дело — на самое лучшее время. Если сегодня вам предстоит очень сложный и ответственный этап уборки, отведите ему тот час, когда вы максимально полны сил и позитивны. Например, если вы жаворонок, не планируйте на вечер мытье окон и кухонных панелей. Если вы сова, не заставляйте себя пылесосить и вытирать пыль до обеда, когда вы только «раскачиваетесь».
Шаг 3. Отловить и приручить всех «ежиков»
«Ежики» — это ежедневные рутинные дела, которые требуют к себе внимания каждый день и никогда не кончаются. Обычно связаны с посудой, ежедневными ритуалами, бельем, приготовлением пищи и поддержанием общей чистоты.
Чтобы «ежики» не расплодились и не заполонили весь ваш день, нужно:
А) Удобно их сгруппировать. Например, есть «ежики», которые живут в ванной, на кухне, в комнате и т. д.
Б) Отвести им конкретное время. Например, с девяти до десяти идем в ванную и там работаем со всеми «ежиками»: развешиваем белье, убираем высохшее, моем раковину, протираем стекло и т. д.
В) Не заниматься одними и теми же «ежиками» каждые 15 минут. Можно каждую минуту вытирать стол на кухне, поэтому лучше назначить те три раза, когда вы его вытираете, а в остальные моменты заниматься чем-то другим. Едва вы соберете игрушки, они снова будут раскиданы, поэтому установите «час игрушек»: собираем их в коробку перед обедом, перед дневным сном и вечером, в остальное время — пусть валяются, мы не обращаем на них внимания.
Г) Помнить, что дети и «ежики» могут подружиться. Приглашайте детей заниматься вместе с вами ежедневными делами: к ним легко приучиться, ведь они повторяются каждый день и создают определенный ритм. Повесить и убрать белье, сложить посуду в посудомоечную машину, заправить свою кровать, помыть обувь — все это вполне доступные для детей задачи. Кроме того, у детей есть и свои собственные «ежики»: почистить зубы, умыться, собрать игрушки, сделать уроки… Пусть у каждого члена семьи будет свой список ежедневных дел, которые выполняются практически на автомате.
Шаг 4. Включаем детей в работу над порядком
Основная родительская ошибка — начать сразу раздавать указания менторским тоном. Здоровый и самодостаточный человек не может отреагировать спокойно на управляющее, функциональное отношение к себе: он чувствует, что его используют для создания в доме какого-то условного порядка, и обязательно бунтует — внутренне или открыто.
Начните с заботы, с любви, с укрепления привязанности. Контакт глазами, улыбка, прикосновение, маленький подарок, любой акт заботы — и всего этого должно быть столько, сколько может поместиться в ваш день. Если из-за этого вы забудете помыть пол или убраться в детской — невелика потеря. Привязанность с близкими можно потерять в два счета, особенно если находитесь рядом двадцать четыре часа в сутки. Главная задача — укрепить привязанность. Если сделаем это, несложно будет разобраться и с уроками, и с порядком в доме, и с целым полчищем «ежиков».
Как укрепить привязанность?
❣️ Общайтесь. Если ваши диалоги с детьми сводятся к указаниям и анонсам вроде «убери за собой посуду» и «через десять минут обедаем», значит, вы что-то упускаете.
❣️ Говорите, что любите. Можно словами, жестами, взглядом, маленькими записочками и подарками, прикосновениями и объятиями — лучше всего, чтобы близкому человеку был понятен именно этот язык. Если подросший ребенок не очень любит, когда к нему прикасаются, можно обойтись словами или чашкой чая, если муж не любит слов — прикасайтесь, обменивайтесь взглядами.
❣️ Ритуалы расставания и воссоединения. Перед сном и после пробуждения, если вы уходили из дома или если просто долго сидели у себя в комнате, — воссоединитесь. Посмотрите друг на друга, скажите «привет», порадуйтесь тому, что вы встретились после двухчасовой разлуки.
❣️ Просите о помощи. Не приказывайте, не требуйте, а попросите. И, соответственно, за сделанную работу старайтесь не хвалить, а благодарить: это совсем другая форма общения, которая позволяет человеку любого возраста и положения почувствовать себя вашим партнером, а не слугой.
Шаг 5. Сделайте все это возможным
Заботиться, благодарить, распределять, планировать, переключаться, расставлять приоритеты — все это получится только тогда, когда вы в ресурсе. Не устанем повторять: вкладывайтесь в себя, в свой сон, здоровье, эмоциональное состояние, иначе при всех стараниях очередная уборка может превратиться в тяжелую работу, а то и в скандал.
Обратите особое внимание на утренние и вечерние часы: вход в новый день и выход из него — как взлет и посадка для самолета, самые ответственные и, увы, самые опасные. Постарайтесь вести свой «самолет» особенно осторожно в начале дня: провести все нужные ритуалы для себя и для домашних, зарядиться друг от друга нежностью, энергией и хорошим настроением. Поссориться с кем-то с самого утра, случайно нагрубить и потом весь день чувствовать себя виноватой — согласитесь, в этом сценарии мало пользы.
То же самое с отхождением ко сну: «посадка» в ночь должна быть мягкой, плавной, ласковой, чтобы ни у кого не было повода ворочаться в кровати и вздыхать о том, что надо было быть внимательнее, аккуратнее, не делать ненужного замечания, не пенять, а сказать что-то доброе перед сном.
Итак, резюмируем:
✅ 1. Чтобы продержаться во время изоляции, летних каникул, декрета и вообще любого «забега», нужно пересмотреть свои установки относительно порядка в доме. Сфокусироваться только на главном, на остальное обращать минимум внимания. Не стремиться к идеальному порядку как к результату, а воспринимать порядок как путь к идеалу, пусть и бесконечный.
✅ 2. Ограничивайте себя планами, графиками и правилами, которые позволят вам оторваться от уборки и заняться чем-то более полезным.
✅ 3. Ежедневные мелкие дела нужно группировать и упорядочивать, отводить им определенные часы.
✅ 4. Укрепляйте отношения с семьей, будьте вместе, вкладывайте силы в привязанность. Тогда вам будет легко пригласить в повседневные дела ваших домашних, и это будет не поводом для ссоры и капризов, а обычным, нормальным делом.
✅ 5. Чтобы все это получилось, уделяйте время себе. Никогда не наводите порядок в ущерб себе, своему сну и повседневным позитивным ритуалам.
Автор Света Гончарова
Многопрофильное отделение с высококвалифицированными врачами на современном оборудовании
Подробные условия