Школьники смотрят видео в "Лайки" и "Тик-Токе", в которых им рассказывают о том, на что они имеют право и что не имеет права делать учитель. Мы проанализировали самые популярные поисковые запросы, начинающиеся со слов "учитель имеет право".
Затем мы попросили семейного юриста Ольгу Горбачёву прокомментировать права и обязанности учителя, а нейропсихолога Ксению Вотякову — дать педагогам рекомендации, применимые в реальных школьных ситуациях. А они, как мы знаем, бывают самыми разными.
Имеет ли право учитель задавать домашнее задание в 1-ом классе?
Юрист Ольга Горбачёва
— Согласно нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 (ст. 10.10), задавать домашнее задание в 1-ом классе, а также балльно оценивать первоклассников было запрещено вплоть до 17 февраля 2020 года. Затем Министерство Просвещения пояснило, что этот вопрос теперь находится в ведении руководства школы. Иными словами, каждое конкретное учебное заведение самостоятельно решает, задавать ли домашнее задание в 1-ом классе и ставить ли оценки первоклассникам. Отвечая на вопрос, имеет ли право учитель задавать домашнее задание в 1-ом классе, можно сказать, что да, имеет, если это не запрещено правилами школы.
Нейропсихолог Ксения Вотякова
— Первое полугодие 1-го класса даётся на адаптацию ребёнка к школе, поэтому нагрузка не должна быть чрезмерной. В то же время дети осваивают достаточно сложные навыки — чтение, письмо и счёт. Для автоматизации и освоения навыка, например, умения читать, нужны не просто часы практики, но распределенные во времени регулярные тренировки. Поэтому домашнее задание даже в 1-ом классе важно. Предпочтение стоит отдавать игровым и интересным по содержанию заданиям, на выполнение которых дома уйдёт не больше 20-30 минут.
Имеет ли право учитель задавать задания на каникулы?
Юрист Ольга Горбачёва
— Нет, учитель не имеет такого права. Этот вопрос также регулируется СанПиН и говорит о том, что каникулы — это время отдыха детей. А когда дети делают домашнее задание — они не отдыхают. Данный подход дублируется также в Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ п. 11 ст. 34.
Нейропсихолог Ксения Вотякова
— Периоды интенсивной работы и погружения в учёбу должны чередоваться с периодами полноценного отдыха, когда можно полностью переключиться на другие дела. После такой перезагрузки дети, как правило, готовы заниматься с большим интересом и эффективностью. Поэтому с психологической точки зрения оправдано задавать домашнее задание на каникулы по желанию. При этом санкции к ученику, который не выполнил задание, не применяются. Таким образом мы поддерживаем автономию, свободу выбора ребёнка, а значит, ценную внутреннюю учебную мотивацию.
Имеет ли право учитель забирать телефон ученика, если он пользуется им во время урока?
Юрист Ольга Горбачёва
— Мне как маме подростков хотелось бы сказать, что да. Но нет, учитель не имеет такого права. Телефон — это собственность, а право собственности охраняется законом. Исключение одно — сдача экзаменов. На ЕГЭ ребёнок не может взять телефон. В противном случае его могут дисквалифицировать.
Нейропсихолог Ксения Вотякова
— Если смартфон доступен, он сам по себе провоцирует на то, чтобы его взяли в руки и использовали. Это своего рода вкусное пирожное, которое стоит на вашем столе, и в голове постоянно крутятся мысли, когда вы его съедите, сейчас или потом. Приходится постоянно подавлять импульсивное желание съесть его прямо сейчас, а не подождать обеда и съесть его на десерт. Для некоторых детей мобильный телефон служит таким же мощным стимулом, который привлекает непроизвольное внимание и затягивает на уроке или на перемене. Я поддерживаю политику тех школ, которые вводят запрет использования гаджетов на территории школы.
Имеет ли право учитель задерживать детей после звонка?
Юрист Ольга Горбачёва
— Учитель не имеет такого права. Перемена — это право на отдых ребёнка. "Звонок — для учителя, а не для учеников" — эту фразу можно было услышать в школе какое-то время назад. Сейчас нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 регулируют перерывы в учебном процессе. В обязанности учителя входит его организация.
Нейропсихолог Ксения Вотякова
— Очень важно, чтобы у детей был полноценный перерыв между уроками, когда они могут переключиться, подвигаться и размяться, пообщаться, подготовиться к другому уроку, если это необходимо.
Имеет ли право учитель кричать на ребёнка, швырять учебники и тетради, если разозлился?
Юрист Ольга Горбачёва
— Разумеется, нет. Декларация о правах ребёнка и Федеральный закон об образовании гарантируют школьнику право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
О том, как лучше вести себя учителю, если между ним и его учеником возник конфликт, можно прочитать в другой нашей статье.
Нейропсихолог Ксения Вотякова
— Когда взрослый кричит на ребёнка — это значит, что в сложной ситуации он не справился со своими эмоциями, не нашел другого подходящего способа реагирования. Иногда это связано с усталостью учителя или с непониманием, как можно ещё разрешить сложную конфликтную ситуацию. Бывает всякое. Но в такие моменты важно помнить, что это плохая модель поведения, и стараться избегать её, пытаясь заменить на менее травматичное выражение своих чувств. Например, используя "я-высказывание", когда вы озвучиваете эмоции вслух: "Я сейчас очень злюсь на тебя из-за того, что ты мешаешь мне вести урок и болтаешь".
Имеет ли право учитель выгонять из класса, если ученик нарушает дисциплину?
Юрист Ольга Горбачёва
— Учитель не имеет такого права. Права учителя подразумевают возможность обратиться к руководству, вызвать родителей или написать замечание.
Нейропсихолог Ксения Вотякова
— Я думаю, что случаются такие ситуации, когда ребёнка нужно вывести из класса, вывести из конфликтной ситуации. Например, если он демонстрирует агрессивное поведение или не может успокоиться. Ему нужно какое-то время, чтобы побыть одному. Но как санкция в наказание за плохое поведение — это плохая идея.
Имеет ли право учитель ставить двойку за плохое поведение на уроке?
Юрист Ольга Горбачёва
— Эти действия незаконны. В этом случае может последовать даже увольнение, хотя лично я о таком не слышала. Есть письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98г. № 1561/14-15, которое говорит о том, что оценка — это определение качества достигнутых школьником результатов обучения, а не поведения. Таким образом, права учителя не предусматривают возможность ставить оценки за поведение.
Нейропсихолог Ксения Вотякова
— Двойка в данном случае — попытка изменить поведение ребёнка с помощью наказания. Учитель ставит оценки за знания, умения, образовательные результаты. Эффективный способ повлиять на ученика — это разобраться в причинах нежелательного поведения и только потом решить, что именно делать. Причины такого поведения могут быть разными: индивидуальные особенности, например, гиперактивность или конфликтность, сложная жизненная ситуация, накопившееся в моменте утомление или острая эмоциональная реакция на стресс.
Имеет ли право учитель не пускать ученика в класс, если он сильно опоздал на урок?
Юрист Ольга Горбачёва
— Нет, так как в этом случае речь идёт о безопасности. Как только школьник прошёл через турникет, ответственность за его жизнь и здоровье несёт школа. Такие поступки запрещены как уставом школы, так и нормами СанПиН.
Нейропсихолог Ксения Вотякова
— Скорее всего, учитель не пускает ученика в класс в качестве наказания, чтобы показать, что такое поведение недопустимо. Хорошо бы обсудить последствия этого поведения для ученика и всего класса: пропустил начало урока и важную информацию — сократил себе время на выполнение заданий, создаешь репутацию необязательного и неорганизованного человека. Можно придумать другие санкции. Это могут быть дополнительные обязанности на уроке, устный ответ или плюс одна задачка к домашнему заданию. Можно обсудить уместность санкций и важность правил с учениками.
Имеет ли право учитель ставить двойку за невыполненное домашнее задание?
Юрист Ольга Горбачёва
— Это входит в права учителя. Домашнее задание — часть образовательного процесса, а оценка знаний входит в обязанности учителя. Если ребёнок болел или плохо себя чувствовал, и родители сообщили об этом, то учитель может поступить на своё усмотрение. Эти отношения регулируются уставом школы. Предполагается, что все участники образовательного процесса должны ознакомиться с этим документом.
Нейропсихолог Ксения Вотякова
— Важно всегда оставлять право на пересдачу невыполненного домашнего задания, оценка за которое полностью перекрывает поставленную двойку без снижения итогового балла. Тогда мы передаем ученику ответственность за результат обучения: ты не сделал домашнее задание по каким-то причинам, но ты можешь исправить ситуацию. Если мы снижаем итоговую оценку после пересдачи домашнего задания, то таким образом девальвируем усилия ребёнка и его мотивацию исправить ситуацию.
Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.
Подробные условия