Материалы взяты из разных источников (если их координатыне не утрачены за давностью лет или по небрежности, буду на них ссылаться) и из моей практики.
Материалы взяты из разных источников (если их координатыне не утрачены за давностью лет или по небрежности, буду на них ссылаться) и из моей практики.
Многопрофильное отделение с высококвалифицированными врачами на современном оборудовании
Подробные условия
Нейроны детского мозга соревнуются между собой. Неиспользуемые удаляются, победители выживают, и если они используются достаточно часто, они, в конечном счете, покрываются слоем белой жировой ткани, которая экспоненциально увеличивает скорость передачи информации. Серое вещество мозга преобразуется в белое вещество. Это не происходит одновременно во всех участках мозга. Однако когда это происходит, модернизация может быть очень быстрой – в некоторых областях 50% нервной ткани преобразуется всего за год. А всего 10% улучшение организации мозга в начале подросткового возраста, существенно изменяет IQ (показатель интеллекта) ребенка. После длительных поисков неврологи почти обнаружили местоположение групп серого вещества, ответственных за интеллект у большинства взрослых людей. Но во время их поиска они обнаружили нечто, заставившее их отказаться от долго просуществовавшего допущения о жесткой взаимосвязи между зонами мозга и его функциями. Нейронная сеть, которую использует маленький ребенок для интеллектуальных функций, не та же самая, которую использует подросток или взрослый. Они частично пересекаются, но есть существенные отличия.
Окончательный успех интеллекта и личностного самосознания подростка в значительной мере зависит от того, насколько его мозг сумеет научиться перемещать реализацию функций в эти более эффективные сети. У всех ли подростков это перемещение произойдет? От чего оно зависит? Какие условия необходимы для перестроек нейронных сетей от детского формата к взрослому?
Одна из основных целей психики (производной мозга) – адаптация организма к среде (физической и социальной). Мозг «сканирует» среду и «учиться» всему, что она требует. «Скан» мозга подростка должен систематически получать задачи, под решение которых он и модернизирует нейронные сети. Что формирует такие задачи, а что – нет?
Примитивная коммуникация в чатах и соцсетях, прослушивание музыки, просмотр видеороликов, мягко говоря, нужные задачи не формирует. А вот анализ мотивов поступков и чувств как героев книг, так и участников жизненных событий, как раз и формирует. Задачи эти ставит перед мозгом подростка всё, для чего требуется МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ процесс. Это и решения (самостоятельное, разумеется), задачек по физике, математике, химии и т.п., и написание эссе и сочинений, и создание проектов; а вот прохождение тестов по учебным предметам – в меньшей степени.
Таким образом, интенсивная стимуляция по формированию сложных форм мыслительной деятельности и личностных компетенций подростка – это шанс для развития его мозга «по взрослому типу».
Для примера назову некоторые аспекты личностной работы с ребенком младшего подросткового возраста.
Работа над ОБРАЗОМ САМОГО СЕБЯ:
- переживание непрерывности «я-есть» через создание нарративов «я в прошлом», «я в настоящим» и «я в будущем»,
- переживание принадлежности (к семье, к коллективу соучеников, к другим сообществам),
- перенос знаний, полученных относительно личностей других на самого себя,
- осознавание и описание себя как исполнителя разных социальных ролей (сына, внука, ученика, члена спортивной команды и др.).
Работа над СФЕРОЙ ЧУВСТВ И МОТИВОВ:
- восприятие тонких эмоций у других людей и у самого себя,
- понимание сложных чувств и внутренних конфликтных состояний у других людей и у самого себя,
- понимание моральных чувств и поведения, основанного на этих переживаниях,
- мотивирование себя.
Психолог О.А. Калиниченко