Главная /  Библиотека / 18+ / Здоровье и безопасность / Как не навредить своим детям в попытке уберечь их от ошибок и травм

Как не навредить своим детям в попытке уберечь их от ошибок и травм

Как отпустить подростка в самостоятельное плавание и чем помочь, если он попал в травмирующую ситуацию, – в новом сезоне проекта "Факультет осознанного родительства"

Родители, в чьей семье появился подросток, знают, как непросто с ним бывает договориться, а еще сложнее – принять его самостоятельность и право на автономию. Взрослеющие дети всеми силами стремятся выйти из-под контроля взрослых, в то время как родители хотят уберечь своего ребенка от любых невзгод. Что делать, если ребенок столкнулся с травмирующим событием? Рассказывает психолог Екатерина Громова.

Проект "Факультет осознанного родительства" – это цикл бесплатных онлайн-семинаров, дающих возможность родителям взглянуть на сложности в общении с детьми со стороны, услышать экспертное мнение по волнующим вопросам и применить эти знания на практике в своей семье.

- Быть родителем – непростая задача, но, обладая нужными знаниями, процесс воспитания детей можно сделать более осознанным и комфортным и получать от этого удовольствие и радость. Наш проект призван помочь родителям научиться правильно реагировать на проблемы, неизбежно возникающие в любой семье, где рождается ребенок, и дать полезные рабочие инструменты, которые помогают снизить уровень родительской тревожности и повысить взаимное доверие и уважение, – отмечает Елена Кашкарова, руководитель семейного проекта "Создавая будущее", организатор "Факультета осознанного родительства".

Что делать, если ребенок попал в травмирующую ситуацию?

Психолог в гештальт-подходе Екатерина Громова объяснила, что нужно делать, если ребенок столкнулся с травмирующим событием, чтобы психологическая травма не закреплялась.

- Эта тема непростая, но важная, ведь жизнь такова, что и дети, и взрослые сталкиваются с непредвиденными ситуативными травмами, которые несут угрозу жизни и здоровью и к которым невозможно подготовиться по причине их неожиданности. Кроме того, у ребенка опыта изначально меньше, чем у нас, взрослых, поэтому отреагировать на такое событие ему сложнее, пусть даже оно представляет собой воображаемую, а не реальную угрозу, – с таких слов начала свое выступление Екатерина Громова.

По каким признакам можно определить, что произошла травма? Дети начинают тревожиться и бояться, физически зажимаются, могут беспокойно спать и отказываться от привычных вещей, не хотят обсуждать случившееся.

Иногда родители, раздувая ситуацию, могут самое рядовое событие превратить в травмирующее.

- Скажем, ребенок встретился в подъезде с собакой, которая его обнюхала и разок гавкнула, а взрослый человек рядом начал кричать и ругаться на хозяев животного – эти действия создадут напряжение, – рассказывает психолог. – Если так случилось, то важно обсудить с ребенком произошедшее. Чтобы событие не переросло в травму, важно рассмотреть его с разных сторон, обсудить чувства и мысли, проговорить их, причем не один раз, сделать выводы. Если ситуацию таким образом завершить, то происходит момент саморегуляции и событие перестает быть зоной отчуждения, в которую не хочется возвращаться.

В результате травмы у ребенка нередко возникает чувство вины и собственной "ненормальности". Чтобы этого избежать, нужно не только разговаривать с детьми о событии, но и хвалить за все, что им удалось сделать в непредвиденной ситуации правильно.

- Например, ребенок потерялся в торговом центре, но не ушел с места, где разошелся с родителями. Или он подошел к администратору и сказал, что потерялся, либо сбегал до машины и снова вернулся на то же место. Важно похвалить его за шаги, которые он предпринял, чтобы его нашли. Это нужно сделать, чтобы событие не стало травмирующим, – поясняет психолог.

Еще один важный момент – называть вещи своими именами, подчеркивает Екатерина Громова.

- Скажем, случился перелом – мы говорим ребенку, что это перелом и ему придется походить в гипсе. Если попали в аварию, то это авария. Бывают катастрофические травмирующие события, например, опасные заболевания, угрожающие жизни, но их тоже нужно называть своими именами и стараться делать так, чтобы ребенок их признал и адаптировался к новым условиям.

Любая травма не только забирает какие-то возможности, но и дает новые.

- Ребенок приобретает навык поведения в стрессовых ситуациях: не самый приятный, но необходимый в жизни. За счет травм детки растут, – объясняет Екатерина Громова. – Невозможно вырастить ребенка под колпаком и прожить жизнь без стресса. Травма – это дезадаптивное событие, но благодаря ему ребенок учится адаптироваться и идет дальше. 

Нехорошим выходом из травмы может стать идея о том, что дальше двигаться не надо.

- В таком случае происходит своего рода задержка развития. Так, у школьников это может проявляться в виде нарушения сна и пищевого поведения, снижения успеваемости. Ребенку сложно учиться, потому что все мысли уходят в переживания. Он дистанцируется и закрывается: меньше контактирует с друзьями и родственниками, – так психолог описывает симптомы травмы. – Если ребенок замолчал и дистанцировался, то нужно обращаться за психологической помощью.   

Понять, что ребенок вышел из травмирующей ситуации, можно по вернувшемуся доверию.

- Проходит зацикленность на событии, тотальность эмоций. Например, ребенок, столкнувшийся с собакой, перестает бояться каждую из них и начинает вспоминать событие с другой эмоциональной окраской, – поясняет Екатерина Громова.

Ознакомиться с пошаговой инструкцией, как действовать в травмирующей ситуации, чтобы травма внутри ребенка не закреплялась, – в полном видео выступления психолога в гештальт-подходе Екатерины Громовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

Предлагаем почитать

Неспящие подростки: как наладить сон у "не самых маленьких" детей? Чем опасна вынужденная подростковая бессонница, как с ней справиться?
В когтях Интернета Как обезопасить своего ребенка?
Как соцсети влияют на подростков и что с этим делать? Подростки, психолог и социолог — о стандартах красоты

Как не навредить своим детям в попытке уберечь их от ошибок и травм

Рассказывает психолог в гештальт-подходе Екатерина Громова в рамках проекта "Факультет осознанного родительства" 2024

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Детский развивающий центр "Лукошко"

Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.

Подробные условия