Состояние сильнейшего шока, стресс, физическое насилие – все это оставляет не только эмоциональную травму, но и словно неправильно сросшаяся кость будет напоминать о себе, если ребенок не пройдет курс реабилитации после определенных событий.
"Ресурсным" взрослым, которые окружают ребенка предстоит участвовать в восстановлении его разрушенного внутреннего мира.
Далее в статье тезисно обговорим рекомендации, которые необходимо выполнить в первую очередь при событиях, описанных выше.
— Создайте атмосферу безопасности. Ребенок должен чувствовать, что находится рядом с человеком, который его поддерживает. НЕ пытайтесь достать из него информацию настойчивыми вопросами, наберитесь терпения, дайте понять, что с вами рядом он имеет право на любые эмоции и чувства от пережитого.
— Принимайте чувства ребенка. Иногда дети могут проявлять агрессию из-за страшных ситуаций, которые ему пришлось видеть, пережить. Воздержитесь от критики и ответной агрессии. Говорите о своих чувствах, когда ребенок показывает гнев: "Ты очень злишься", "Мне больно от твоих слов".
— Обратитесь за помощью к психологу. Ребенок может как бы застрять в прошлом, в травматической ситуации, если не дать ему возможность пройти путь "оздоровления". Психолог поработает с его чувствами страха, стыда, вины, бессилия, минимизирует их и поможет в укреплении собственной значимости ребенка.
Ведущий психолог тюменского Регионального центра "Семья" Галина Кофанова объясняет, что дети "до" или "после" тяжелых ситуаций испытывают шок, стресс, страх – острые эмоции, которые могут усиливаться из-за эмоциональной реакции родителя. Поскольку ребенок не до конца осознает, что происходит, в случае, например, чрезвычайной ситуации, ужас и тревожность у него в разы выше, чем у взрослых людей.
Каждый переживает психологическую травму по-своему. Но опытный специалист или внимательный родитель заметит признаки, которые сигнализируют о том, что ребенок нуждается в помощи психолога.
Подростки более импульсивны, более склонны к аддикциям (курение, алкоголь, ранние половые связи), при этом они, как правило, остро переживают чувство одиночества, безнадежности.
Подробнее о том, как помогать детям, поговорим в интервью с нашим специалистом.
— Не начинайте разговор со слов: "Забудь, все уже прошло – это теперь в прошлом". Просто будьте рядом, не навязывайте помощь. Вы не можете предугадать, какой будет реакция у ребенка, а своей излишней настойчивостью можете ее усилить. Когда у вас происходит доверительная беседа, внимательно слушайте ребенка, не перебивайте, старайтесь сдерживать свои острые реакции, заменяйте их фразами: "Я понимаю, тебе было очень страшно".
Не стремитесь обнять, если видите, что ребенок от вас отстраняется. Старайтесь понять, что ему сейчас нужно: помолчать, погулять, побыть одному. Выслушать и принять его чувства – это главное.
— В идеале в этих разговорах необходимо сделать для себя (не проговаривая ребенку) акцент на том, что вызвало у него больший стресс: событие или реакция родителя/ других взрослых. Если понимаете, что больше всего ребенок испугался вашей реакции (напрямую он, скорее всего, этого скажет, но может косвенно указать через фразы: "А потом ты, мама, так сильно плакала, и я…"), то аккуратно и деликатно объясните свои поступки и эмоции.
Давайте возможность выговориться. В ситуации, когда ребенок словно зациклился на событии, "застрял" там, лучше сразу обратиться к психологу. На индивидуальной консультации специалист создаст безопасные условия, где ребенок сможет поделиться своими страхами и переживаниями. Психолог проявит сочувствие и окажет поддержку несколько отстраненно, без лишних эмоций, в отличие от родителя, который при таких разговорах обычно сам "проваливается" в воспоминания.
Взрослый из-за сильных переживаний не в состоянии реагировать на сказанное ребенком нейтрально, поэтому ребенок снова пугается – в результате получает еще одно травматичное воспоминание. И тогда, помимо страха, он начинает чувствовать себя виноватым, что расстроил маму или папу.
— Взрослому необходимо обеспечить ребенку возможность легализовать свои чувства. То есть дать ему право на горе. Если маленький ребенок плачет, то это нормально – будьте рядом. Важно не останавливать мальчиков-подростков словами: "Ну ладно, держись, ты же мужик" – слезы помогают нам выплакаться, в психологическом плане – вывести горестные чувства.
Любую утрату первым делом нужно проплакать, прогоревать. Вот это самое важное. И тогда путь к проживанию горя пойдет своим чередом, когда человек от сильных эмоций успокоился, приходят другие стадии горя: депрессия, агрессия, торг, вина и принятие.
Более старшему ребенку можно проговорить, что все то, что сейчас с ним происходит, это нормально, когда все пройдет, горевание закончится – появятся силы и желание жить дальше. Одни реакции сменятся другими, если их не блокировать, а быть рядом, оказывать поддержку.
— Конечно, да. Это поддержка, причем уже не только от профессионалов, но и тех, кто испытал схожие с тобой чувства. В таких группах делятся своим опытом, рассказывают, что помогло им. Часто такие встречи сопровождаются общей деятельностью: люди занимаются арт-терапией, нейрографикой, работают с песком.
Занятия помогают выйти из состояния, когда вы погружены в собственные чувства и эмоции по поводу пережитого горя. Совместная деятельность и поддержка людей с опытом проживания схожих чувств помогает человеку, находящегося в состоянии сильного горя.
— Первая помощь после насилия – создать для ребенка условия безопасности, где он будет чувствовать себя защищенным. Иногда дети проходят и через вторичную травматизацию, когда их на какое-то время помещают в специализированное учреждение. Поэтому в идеале нужно не только помогать ребенку, но и работать со всей семьей сразу, с теми, кто продолжит его воспитывать, и его ближайшим окружением.
Такой травматичный опыт переработается в совместной работе с психологом. Родители могут помочь тем, что не будут обвинять в случившемся ребенка – это первое и главное. Им необходимо проявить терпение в случае регрессивного поведения у детей, вернуть ему чувство контроля – дать право выбора, что делать дальше.
Не рекомендуется использовать фразу: "Я тебя понимаю". Лучше заменить ее на ту, которая поможет рассказать о своих чувствах: "Я сожалею, что с тобой это случилось. В этом нет твоей вины. Хорошо, что ты об этом рассказал, я верю тебе" и предложить помощь: "Скажи, что бы ты хотел (а), чтобы я сделала для тебя?"
— Наш центр "Семья" стал опорной площадкой по работе с детьми и семьями с психоэмоциональными травмами. Мы работаем и с теми, кто приехал или вернулся из зоны СВО. Еще до приезда переселенцев мы уже получаем информацию о людях и предполагаем, какая помощь им потребуется. После решения материальных трудностей приглашаем их к нам, в "Семейную социальную гостиную", где работает команда специалистов и предоставляется, в том числе, психологическая помощь.
Методы взаимодействия с семьями зависит от каждого конкретного случая, но в своей работе мы используем и отработанные практики оказания помощи при переживании горя, утраты.
Можно отметить, что у семей и детей данной категории к чувству горевания добавляется чувство неопределенности, которое усугубляет их тревожное состояние. Мы обязательно учитываем это при работе с ними.
В "Семейной социальной гостиной" психологи работают параллельно со специалистами, которые помогают с трудоустройством взрослым, а детям – с устройством в школу, детский сад. Семьи привлекаются для участия в разных форумах, конкурсах, мероприятиях – в целях их успешной адаптации к новым жизненным обстоятельствам. Психологи работают с психоэмоциональным состоянием, прежде всего предоставляют возможность выговориться, почувствовать себя в безопасной обстановке. Мы приглашаем взрослых и детей на индивидуальные консультации и групповые занятия. В ходе работы у семей обычно формируется представление о завтрашнем дне, выстраивается новый распорядок жизни, план их дальнейших действий. И в случае необходимости всегда есть возможность обратиться за помощью к специалистам гостиной.
Психолог рекомендует обращать особенное внимание на симптомы, которые в первую очередь сигнализируют о том, что ребенок получил психологическую травму: заметные, или даже кардинальные, изменения в его эмоциональном состоянии и поведении. В этом случае следует спокойно, без лишних эмоций поинтересоваться: "Что произошло (или происходит) с тобой? Ты можешь мне доверять!"
У детей младшего возраста травма начнет себя проявлять в сбоях в режиме дня, сон станет беспокойным, изменится аппетит.
И главное: ситуации, о которых идет речь в данной статье, в 90% случаев требуют вмешательства психолога. Специалисты имеют в арсенале эффективные методики по оказанию помощи ребенку пережить травматичную для него ситуацию.
Даже само обращение за помощью способно приблизить родителей и ребенка к пониманию того, что травмирующее событие завершилось, и нет смысла нести его с собой в дальнейшую жизнь.
Наиболее эффективно в этом отношении участие в комплексной терапии (когнитивно-поведенческой, экспозиционной, эмоционально-фокусированной и др.). Она включает в себя разговоры, упражнения, воздействие на состояние при помощи образов, символов, сюжетов и т.д. Обращайтесь за помощью!
Записаться на консультацию можно по телефонам:
8 (3452) 20-21-33, 20-14-47 и 20-40-70.
фото из архива центра "Семья"
Исследования в области микробиологии, биохимии, молекулярной диагностики, гематологии, генетики, аллергологии, гистологии, онкологии, иммунологии. ДНК тестирование. Приемы врачей-специалистов. УЗИ
Подробные условия