Главная /  Библиотека / 18+ / Психология и взросление / СВО, утрата близкого человека, насилие, беда, катастрофа, война: как детям пережить травмирующие психику события

СВО, утрата близкого человека, насилие, беда, катастрофа, война: как детям пережить травмирующие психику события

Состояние сильнейшего шока, стресс, физическое насилие – все это оставляет не только эмоциональную травму, но и словно неправильно сросшаяся кость будет напоминать о себе, если ребенок не пройдет курс реабилитации после определенных событий.

"Ресурсным" взрослым, которые окружают ребенка предстоит участвовать в восстановлении его разрушенного внутреннего мира.

Далее в статье тезисно обговорим рекомендации, которые необходимо выполнить в первую очередь при событиях, описанных выше.

Создайте атмосферу безопасности. Ребенок должен чувствовать, что находится рядом с человеком, который его поддерживает. НЕ пытайтесь достать из него информацию настойчивыми вопросами, наберитесь терпения, дайте понять, что с вами рядом он имеет право на любые эмоции и чувства от пережитого.

Принимайте чувства ребенка. Иногда дети могут проявлять агрессию из-за страшных ситуаций, которые ему пришлось видеть, пережить. Воздержитесь от критики и ответной агрессии. Говорите о своих чувствах, когда ребенок показывает гнев: "Ты очень злишься", "Мне больно от твоих слов".

Обратитесь за помощью к психологу. Ребенок может как бы застрять в прошлом, в травматической ситуации, если не дать ему возможность пройти путь "оздоровления". Психолог поработает с его чувствами страха, стыда, вины, бессилия, минимизирует их и поможет в укреплении собственной значимости ребенка.

Ведущий психолог тюменского Регионального центра "Семья" Галина Кофанова объясняет, что дети "до" или "после" тяжелых ситуаций испытывают шок, стресс, страх – острые эмоции, которые могут усиливаться из-за эмоциональной реакции родителя. Поскольку ребенок не до конца осознает, что происходит, в случае, например, чрезвычайной ситуации, ужас и тревожность у него в разы выше, чем у взрослых людей.

Каждый переживает психологическую травму по-своему. Но опытный специалист или внимательный родитель заметит признаки, которые сигнализируют о том, что ребенок нуждается в помощи психолога.

Подростки более импульсивны, более склонны к аддикциям (курение, алкоголь, ранние половые связи), при этом они, как правило, остро переживают чувство одиночества, безнадежности.

Подробнее о том, как помогать детям, поговорим в интервью с нашим специалистом.

Галина Генадьевна, если дети побывали в зоне чрезвычайной ситуации, жили там какое-то время, как им помогать, нужно ли им избавиться от воспоминаний?

— Не начинайте разговор со слов: "Забудь, все уже прошло – это теперь в прошлом". Просто будьте рядом, не навязывайте помощь. Вы не можете предугадать, какой будет реакция у ребенка, а своей излишней настойчивостью можете ее усилить. Когда у вас происходит доверительная беседа, внимательно слушайте ребенка, не перебивайте, старайтесь сдерживать свои острые реакции, заменяйте их фразами: "Я понимаю, тебе было очень страшно".

Не стремитесь обнять, если видите, что ребенок от вас отстраняется. Старайтесь понять, что ему сейчас нужно: помолчать, погулять, побыть одному. Выслушать и принять его чувства – это главное.

Если ребенок часто возвращается к воспоминаниям, проговаривает их вновь и вновь, нужно ли постоянно с ним это обсуждать?

— В идеале в этих разговорах необходимо сделать для себя (не проговаривая ребенку) акцент на том, что вызвало у него больший стресс: событие или реакция родителя/ других взрослых. Если понимаете, что больше всего ребенок испугался вашей реакции (напрямую он, скорее всего, этого скажет, но может косвенно указать через фразы: "А потом ты, мама, так сильно плакала, и я…"), то аккуратно и деликатно объясните свои поступки и эмоции.

Давайте возможность выговориться. В ситуации, когда ребенок словно зациклился на событии, "застрял" там, лучше сразу обратиться к психологу. На индивидуальной консультации специалист создаст безопасные условия, где ребенок сможет поделиться своими страхами и переживаниями. Психолог проявит сочувствие и окажет поддержку несколько отстраненно, без лишних эмоций, в отличие от родителя, который при таких разговорах обычно сам "проваливается" в воспоминания.

Взрослый из-за сильных переживаний не в состоянии реагировать на сказанное ребенком нейтрально, поэтому ребенок снова пугается – в результате получает еще одно травматичное воспоминание. И тогда, помимо страха, он начинает чувствовать себя виноватым, что расстроил маму или папу.

Если в детском возрасте человек потерял очень близкого человека, как ему справиться с этими переживаниями, чтобы они не тяготили его всю дальнейшую жизнь? Какую помощь можно оказать здесь и сейчас, а какую – в последствии?

— Взрослому необходимо обеспечить ребенку возможность легализовать свои чувства. То есть дать ему право на горе. Если маленький ребенок плачет, то это нормально – будьте рядом. Важно не останавливать мальчиков-подростков словами: "Ну ладно, держись, ты же мужик" – слезы помогают нам выплакаться, в психологическом плане – вывести горестные чувства.

Любую утрату первым делом нужно проплакать, прогоревать. Вот это самое важное. И тогда путь к проживанию горя пойдет своим чередом, когда человек от сильных эмоций успокоился, приходят другие стадии горя: депрессия, агрессия, торг, вина и принятие.

Более старшему ребенку можно проговорить, что все то, что сейчас с ним происходит, это нормально, когда все пройдет, горевание закончится – появятся силы и желание жить дальше. Одни реакции сменятся другими, если их не блокировать, а быть рядом, оказывать поддержку.

Помогают ли при горевании терапевтические группы?

— Конечно, да. Это поддержка, причем уже не только от профессионалов, но и тех, кто испытал схожие с тобой чувства. В таких группах делятся своим опытом, рассказывают, что помогло им. Часто такие встречи сопровождаются общей деятельностью: люди занимаются арт-терапией, нейрографикой, работают с песком.

Занятия помогают выйти из состояния, когда вы погружены в собственные чувства и эмоции по поводу пережитого горя. Совместная деятельность и поддержка людей с опытом проживания схожих чувств помогает человеку, находящегося в состоянии сильного горя.

Состояние острого стресса, насилие. Разве можно это забыть? Чем помочь ребенку?

— Первая помощь после насилия – создать для ребенка условия безопасности, где он будет чувствовать себя защищенным. Иногда дети проходят и через вторичную травматизацию, когда их на какое-то время помещают в специализированное учреждение. Поэтому в идеале нужно не только помогать ребенку, но и работать со всей семьей сразу, с теми, кто продолжит его воспитывать, и его ближайшим окружением.

Такой травматичный опыт переработается в совместной работе с психологом. Родители могут помочь тем, что не будут обвинять в случившемся ребенка – это первое и главное. Им необходимо проявить терпение в случае регрессивного поведения у детей, вернуть ему чувство контроля – дать право выбора, что делать дальше.

Не рекомендуется использовать фразу: "Я тебя понимаю". Лучше заменить ее на ту, которая поможет рассказать о своих чувствах: "Я сожалею, что с тобой это случилось. В этом нет твоей вины. Хорошо, что ты об этом рассказал, я верю тебе" и предложить помощь: "Скажи, что бы ты хотел (а), чтобы я сделала для тебя?"

— Дети из зоны СВО: есть какой-то особенный алгоритм работы с ними? Какие сейчас существуют меры психологической поддержки в Тюмени?

— Наш центр "Семья" стал опорной площадкой по работе с детьми и семьями с психоэмоциональными травмами. Мы работаем и с теми, кто приехал или вернулся из зоны СВО. Еще до приезда переселенцев мы уже получаем информацию о людях и предполагаем, какая помощь им потребуется. После решения материальных трудностей приглашаем их к нам, в "Семейную социальную гостиную", где работает команда специалистов и предоставляется, в том числе, психологическая помощь.

Методы взаимодействия с семьями зависит от каждого конкретного случая, но в своей работе мы используем и отработанные практики оказания помощи при переживании горя, утраты.

Можно отметить, что у семей и детей данной категории к чувству горевания добавляется чувство неопределенности, которое усугубляет их тревожное состояние. Мы обязательно учитываем это при работе с ними.

В "Семейной социальной гостиной" психологи работают параллельно со специалистами, которые помогают с трудоустройством взрослым, а детям – с устройством в школу, детский сад. Семьи привлекаются для участия в разных форумах, конкурсах, мероприятиях – в целях их успешной адаптации к новым жизненным обстоятельствам. Психологи работают с психоэмоциональным состоянием, прежде всего предоставляют возможность выговориться, почувствовать себя в безопасной обстановке. Мы приглашаем взрослых и детей на индивидуальные консультации и групповые занятия. В ходе работы у семей обычно формируется представление о завтрашнем дне, выстраивается новый распорядок жизни, план их дальнейших действий. И в случае необходимости всегда есть возможность обратиться за помощью к специалистам гостиной.

Психолог рекомендует обращать особенное внимание на симптомы, которые в первую очередь сигнализируют о том, что ребенок получил психологическую травму: заметные, или даже кардинальные, изменения в его эмоциональном состоянии и поведении. В этом случае следует спокойно, без лишних эмоций поинтересоваться: "Что произошло (или происходит) с тобой? Ты можешь мне доверять!"

У детей младшего возраста травма начнет себя проявлять в сбоях в режиме дня, сон станет беспокойным, изменится аппетит.

И главное: ситуации, о которых идет речь в данной статье, в 90% случаев требуют вмешательства психолога. Специалисты имеют в арсенале эффективные методики по оказанию помощи ребенку пережить травматичную для него ситуацию.

Даже само обращение за помощью способно приблизить родителей и ребенка к пониманию того, что травмирующее событие завершилось, и нет смысла нести его с собой в дальнейшую жизнь.

Наиболее эффективно в этом отношении участие в комплексной терапии (когнитивно-поведенческой, экспозиционной, эмоционально-фокусированной и др.). Она включает в себя разговоры, упражнения, воздействие на состояние при помощи образов, символов, сюжетов и т.д. Обращайтесь за помощью!

Записаться на консультацию можно по телефонам:
8 (3452) 20-21-33, 20-14-47 и 20-40-70.

фото из архива центра "Семья"

https://dzen.ru

Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

Предлагаем почитать

Отдых без родителей - в каком возрасте В зависимости от возраста, дети по разному переносят расставание с родителями
5 советов, как строить отношения с подростком, чтобы он потом сказал вам "спасибо" Рано или поздно дети превращаются в подростков, и родителям приходится непросто

СВО, утрата близкого человека, насилие, беда, катастрофа, война: как детям пережить травмирующие психику события

Где получить помощь бесплатно?

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Детский сад полного дня "Лукошко"

Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.

Подробные условия