Тюменским родителям рассказали, как помочь детям с зависимостью. Улучшить отношения в семье призван проект "Факультет осознанного родительства". Проблемы детско-родительских отношений и пути их решения являются ключевой темой цикла образовательных лекций, которые по традиции проходят раз в год и в течение месяца собирают в прямом эфире всех, кто хочет лучше понимать своих детей и быть для них опорой.
- Новый сезон онлайн-лекций мы решили начать с непростого, но важного разговора о подростковых зависимостях – теме, волнующих многих родителей, – рассказывает Елена Кашкарова, организатор "Факультета осознанного родительства", руководитель семейного проекта "Создавая будущее".
Детские и подростковые зависимости: истоки, причины, последствия и пути решения
Что движет ребенком, который попал в лапы зависимости? Кто виноват и что делать? Рассказывает семейный психолог Надежда Кулёва.
– Эта тема касается каждого, – с таких слов эксперт начала свое выступление в рамках проекта "Факультет осознанного родительства". – Зависимостей сегодня очень много. Сегодня мы поговорим о том, что значит быть зависимым и как понять, где рамки, отделяющие норму от патологии? В центре нашего внимания прежде всего будут подростки, наиболее чувствительные и склонные к зависимостям.
Зависимость – это навязчиво повторяющееся поведение, которое не меняется несмотря на его негативные последствия для самого человека и его близких. В числе других признаков зависимости: потеря возможности адекватно оценивать тяжесть поступков и контролировать себя усилием воли, неспособность находиться без объекта влечения и сильнейший эмоциональный аффект в случае, если этот объект отнимают.
– У подростков это может быть любовная зависимость, когда влюбленный не может находиться без этого человека, ему нужно постоянно быть с ним на связи, переписываться, убегать из дома, – поясняет семейный психолог Надежда Кулёва. – Если взрослые наваливаются на ребенка всем миром, стараясь его зависимость обуздать, то все равно возможны срывы и возврат к закрепленному поведению, которое приносило приятные ощущения и меняло сознание. Невозможно зависимость вычеркнуть и забыть о ней раз и навсегда.
Зависимым человек становится на сразу. На первоначальном этапе сохраняется возможность самоконтроля, которая со временем утрачивается. Видов зависимостей много, но наиболее распространенные среди подростков: алкогольная, наркотическая, никотиновая, которые относятся к разновидностям химической зависимости. И поведенческие формы: пищевая зависимость, самоповреждения, ставки на спорт, интернет, видеоигры, покупки, отношения.
– Зависимость – это не всегда плохо, ведь не зря склонность к зависимому поведению заложена в человеке природой. Это нужно, чтобы мы могли чем-то увлечься, чему-то отдаться, окунуться во что-то с головой и получить от этого удовольствие. Это наши хобби, самореализация – то, что расцвечивает нашу жизнь, делает ее интереснее. До определенного этапа зависимость – это нормально. Но когда происходит сбой, то возможность удовлетворять свою потребность остается только через зависимость, – рассказывает семейный психолог Надежда Кулёва.
Причины ухода подростков в зависимое поведение могут быть разными. К ним относятся сильные душевные переживания, сопротивление взрослым, трудности в общении со сверстниками, склонность подростков к риску, экспериментированию и коллекционированию, неспособность к волевым усилиям, несформированный самоконтроль, неспособность оценить последствия своего поведения, избегание негативного жизненного опыта: стыда, конфликтов, гнева. У подростков не сформированы навыки к волевым усилиям и не развит самоконтроль. Они не способны понять последствия своего поведения и не продумывают их заранее.
Каковы семейные предпосылки формирования зависимого поведения у подростков?
Всякое зависимое поведение накладывается на определенную базу, которая формируется в семье еще в раннем детстве. Ребенок – это всегда кусочек семейной системы и часть общего механизма. Когда внутри семьи происходит сбой, это отражается на поведении детей. В зоне риска находятся дети из любых семей, независимо от статуса и материального положения, подчеркивает эксперт.
– Предпосылкой для развития зависимости может стать отсутствие эмоционального контакта с матерью, которая отражает чувства ребенка. Не менее важна и роль отца, который является носителем самоконтроля и учит ребенка держать границы, не отменять собственные решения, предпринимать волевые усилия, не бояться труда и достигать результата. Запрет на проявление чувств, сильные травмирующие ситуации в семье и невозможность переживать эти эмоции, гиперконтроль родителей или, напротив, гипоопека, когда ребенок вынужден сам справляться с жизненными трудностями, – все это тоже формирует базу под зависимое поведение.
Уходящий в гаджеты или в другие зависимости ребенок стремиться избежать неприятных эмоций и переживаний, напряжения и необходимости прикладывать волевые усилия и решения.
– Зависимость – это "костыль", возможность быстро сделать себе хорошо и уйти от нерешенных проблем и незакрытых потребностей. Это попытка ребенка справиться с тяжелыми переживаниями при помощи доступного способа, – поясняет эксперт.
Как не допустить зависимости?
– Не отменять собственных решений или решений второго родителя. Приучайте детей трудиться, испытывать напряжение и прилагать усилия. Хвалите за то, что он смог себя преодолеть. – рекомендует семейный психолог Надежда Кулёва. – Развивайте у ребенка критическое мышление и давайте видеть последствия своих поступков и поведения. Показывайте исходы неправильных решений. Учите детей понимать и распознавать собственные эмоции: называйте их, объясняйте и показывайте, как нужно обходиться с трудными переживаниями. Способствуйте созданию качественного социального окружения ребенка. Друзья для подростка очень важны: именно они оказывают на него самое сильное влияние, – подчеркивает эксперт.
Как пошагово формируется подростковая зависимость, по каким маркерам родители могут понять, что пора бить тревогу, и что делать, чтобы преодолеть сформировавшуюся зависимость, можно узнать, посмотрев полное выступление спикера
|
|
|
|
Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.
Подробные условия