Главная /  Библиотека / 18+ / Обучение и трудоустройство / Конфликт "Школьный треугольник": учитель-ученик-родители

Конфликт "Школьный треугольник": учитель-ученик-родители

 
Как преодолеть школьный конфликт?
 
Как правило, конфликты учителей с родителями начинаются с конфликта учителя с учеником. Ученик не может быть всегда послушным, а учитель всегда терпеливым. Это человеческий фактор, и никуда от него не деться. Вариантов таких конфликтов множество: учитель занижает оценки «выскочке-отличнику», пятиклассник «с шилом в одном» месте срывает уроки учителя и т.п. Как правило, о конфликте родители узнают тогда, когда он уже разросся в огромных масштабах, и разрешить его намного сложнее. В итоге школьное «население» делится на два лагеря, увлекая за собой и «сторонних наблюдателей» - родителей: педагогический коллектив и учитель – родители и ученик. Но жертвами такого конфликта все равно оказываются дети.
 
Как же разрешить конфликт между учеником, учителем и родителями с минимальными потерями?
 
Как определить, что между учителем и учеником есть конфликт?
 
Есть несколько верных признаков того, что Ваш малыш попал в конфликтную ситуацию с учителем. Каковы же они? Вам следует задуматься, если Ваш ребенок:
 
- стал терять интерес к учебе;
 
- отказывается идти в школу (это более характерно для учеников младшей школы) или просто пренебрегает каким-то предметом (более характерно для средней и старшей школы);
 
- ведет себя так, как будто какого-то предмета не существует: «забывает сделать» домашнее задание, «забывает» учебник или тетрадь по этому предмету;
 
- странным образом реагирует на вопросы, как у него дела по определенному предмету, каков учитель – то есть раздражается или, наоборот, замыкается в себе и не отвечает на вопросы;
 
- изображает карикатуры на определенного учителя, возможно даже в самом учебнике или тетради по определенному предмету;
 
- имеет тетрадь по определенному предмету намного грязнее, чем другие;
 
- спрашивает Вас по приходу с родительского собрания, был ли там определенный учитель;
 
- имеет плохую успеваемость по определенному предмету, а на расспросы отвечает, что ему «плевать», что этот предмет ему «не нужен»;
 
- обнаруживает заниженную самооценку, неуверенность в себе (обычно это характерно для младшего школьника);
 
- имеет множество записей в дневнике о плохом поведении на определенном уроке.
 
С чего начать разрешение конфликта?
 
Начать разрешение конфликта необходимо с беседы со своим ребенком и выяснений всех обстоятельств. Пускать ситуацию на самотек категорически нельзя по нескольким причинам:
 
- ребенок может подумать, что им не интересуются, его бросили и оставили одного – что подорвет его доверие к Вам;
 
- ребенок должен учиться разрешать конфликты – и только Вы можете ему показать, как делать это цивилизованным путем;
 
- конфликт с учителем – очень сложная ситуация для малыша, практически такая же, как для Вас – конфликт с начальником, и он нуждается в помощи.
 
Итак, Вы сели напротив своего ребенка и спросили, какие у него отношения с определенным учителем. Дайте ему высказаться, рассказать все, что у него накипело, не перебивайте его и не вставляйте свои комментарии. Цель этого этапа разговора – дать возможность ребенку высказать то, что его тревожит. Пусть он говорит один, даже если он допускает нелицеприятные выражения – не останавливайте его и не делайте ему замечания – это нормальная реакция. Когда он будет останавливаться, чтобы подобрать слово – помогайте ему, пробуйте угадать его состояние: «ты взбешен?», «тебе обидно?», «тебе больно?». После того, как ребенок «спустит пар», Вы сможете перейти к конструктивной части диалога. Прежде всего, узнайте, что он думает обо всем этом, как бы он хотел решить назревшую проблему. Спросите у него, хочет ли он вообще как-то ее решать. Ведь порой бывает, что взрослые, разгоряченные конфликтом, забывают о ребенке, ради которого, по сути, все это и делается. А ребенок стоит и думает, скорее бы уже все это закончилось, ему уже не нужны никакие «разборки».
 
Именно поэтому Вы вместе с малышом должны определить причины конфликта и выяснить, что же Вам делать дальше. Конечно же, первым делом нужно будет пойти в школу и выслушать и другую сторону – учителя.
 
Уроки дипломатии
 
Чтобы составить более-менее объективную картинку конфликта, Вы должны собрать как можно больше информации о нем – как от своего ребенка и учителя, так и от посторонних лиц. 
 
При разговоре с учителем помните, что он тоже человек, который имеет свои симпатии и антипатии, свои слабости, свои установки, идущие от начальства. Да, считается, что учитель, первым делом, должен воспитывать и способствовать нормальному развитию ребенка. Но на самом деле, от него требуют, прежде всего, успеваемости, прохождения программы и дисциплины. И именно от этого зависит его зарплата. А на все остальное обычно уже просто не остается времени. Поэтому стоит проявить понимание, а не давить на учителя, требуя от него встать на сторону Вашего ребенка. К тому же, вполне вероятно, что даже самый понимающий учитель после учиненного Вами скандала будет хотя бы подсознательно третировать Вашего ребенка. Поэтому, выпуская свой пар, Вам необходимо помнить, что за каждый Ваш неверный шаг будет расплачиваться Ваш ребенок.
 
Поэтому не лучше ли будет поговорить по душам с педагогом и выяснить его точку зрения на конфликт – возможно, Ваш ребенок Вам что-то не договаривает.? Поговорите с педагогом доброжелательно, искренне. Главное – убедить педагога в том, что Вы видите в нем Вашего союзника, в том, что Вы должны выступать единой командой (и сами в это поверьте!). Ни в коем случае не применяйте оценку, агрессию, говорите на равных и проявляйте дипломатию.
 
Кстати, очень хорошим способом разрешения конфликта является хождение на родительские собрания – ведь на них не только можно услышать мнения разных учителей о своем ребенке, но и поговорить после собрания с определенным учителем.
 
Если же Вам попался жесткий, властный педагог – помните, что обычно такие педагоги не только все стремятся разрешить силой и подавлением, но и признают только силу. Поэтому в этом случае можно попробовать решить проблему с помощью привлечения администрации школы. Но администрацию надо привлекать не с помощью давления, а с помощью все того же компромисса: советуйтесь с ними, ищите вместе пути решения проблемы.
 
Также поговорите с другими педагогами, спросите, что они думают про Вашего ребенка. Расспросите одноклассников малыша, которые видят конфликт своими глазами. Организуйте несколько встреч с учителем – для обсуждений результатов. И, конечно, не забывайте про доброжелательный тон! И помните - чем больше разной информации Вы соберете – тем проще и продуктивнее Вы разрешите конфликт.
 
Как разрешить разные типы конфликтов?
 
Конфликты учителя и ученика (а потом и учителя и родителей) возникают по разным причинам – а значит, и разрешать их нужно по-разному (кроме универсальных советов, приведенных выше).
 
1. Конфликт на почве агрессии ребенка.
 
Если Ваш ребенок – агрессор – Вы должны обговорить с учителем вопросы его перевоспитания. Например, пообещайте записать его в спортивную секцию, где его будут окружать физически крепкие ребята и где он сможет выплеснуть свои отрицательные эмоции и сбросить избыточную энергию.
 
Кроме этого, если Вы или Ваш муж умеете делать что-то необычное – например, папа-писатель или Вы-балерина – Вы можете проводить соответствующие занятия для детей раз в пару недель. Тогда Ваш ребенок будет ассоциироваться уже не с задирой-хулиганом, а с сыном того человека, который умеет делать такие интересные вещи!
 
Помимо этого, займитесь выяснением причин такого поведения своего ребенка сами. Возможно, ему просто не хватает внимания – и таким образом он привлекает взоры одноклассников к себе. Тогда договоритесь с учителем, чтобы он каждый день находил хотя бы малейший повод похвалить Вашего ребенка – тем самым, дав ему понять, что внимание можно привлечь и хорошими делами. И, конечно, спрашивайте каждый день у своего малыша о том, сколько раз он хотел разозлиться и броситься на кого-то с кулаками и сколько раз он подавил в себе это желание. Таким образом, Вы покажете ребенку, что агрессию можно не проявлять – и это реально!
 
2. Конфликт из-за проблем во взаимоотношениях детей.
 
Травля в школе – явление очень распространенное – и в Европе, Америке, и у нас. Если Ваш ребенок является жертвой нападок со стороны одноклассников и учителя (что часто бывает) – попробуйте поговорить с этим учителем и классным руководителем, чтобы Вы все вместе постарались поднять авторитет Вашего ребенка в классе. Например, в одной московской школе есть так называемый «суд чести», в котором принимают участие школьники, учителя и конфликтующие стороны. Школьники и учителя выслушивают стороны и выносят свое решение.
 
Вы вместе с учителями могли бы направить свою энергию и энергию учеников в мирное русло, способствующее укреплению отношений между детьми. Очень хорошо этой цели способствуют различные походы, особенно с участием родителей ученика, подвергающегося нападкам. Представьте, если Ваш муж хорошо разведет костер или научит детей ловить рыбу? Ведь он приобретет огромный авторитет в глазах ребят – и часть этого авторитета перенесется и на Вашего малыша!
 
3. Конфликт по причине занижения оценки.
 
Это, наверное, самая популярная причина конфликтов между детьми, родителями и учителями. Стандартная претензия родителей: «Моему ребенку незаслуженно занижают оценки». Одно дело, если речь идет об оценке в аттестате, и совсем другое – когда говорится о просто текущей оценке. Если Вы болезненно воспринимаете любые оценки ниже «5» у своего малыша и считаете их единственным показателем оценки знаний – для собственного успокоения потратьте деньги на час работы хорошего репетитора, чтобы он просто проверил знания Вашего ребенка. Вполне возможно, что учитель адекватно ставит оценки, а Вы просто немного переоцениваете знания своего ребенка.
 
Но если репетитор уверил Вас, что оценки действительно занижаются – тогда Вы вправе пойти в школу и узнать у учителя о критериях оценивания. Вменяемый учитель и расскажет Вам об этих критериях, и покажет работу Вашего ребенка с указанием на ошибки.
 
Бывает и так, что ребенок, плача, говорит о том, что его другу за аналогичное количество ошибок поставили более высокую оценку, чем ему. Если это единичный случай – успокойте малыша и скажите, что учитель мог просто пропустить какую-то ошибку – ведь у него очень много таких работ для проверки. Но если это повторяется из раза в раз – стоит также пойти к учителю и спросить о критериях оценивания и почему за равное количество ошибок ставится разное количество баллов. Кстати, если учитель новый, можно попросить его комментировать для детей, по каким критериям ставятся оценки – чтобы не было недопонимания.
 
Если тема отметок актуальна не только для Вашего ребенка – можно поднять ее на родительском собрании и попросить учителя разъяснить, в чем дело. Только помните, что никакой агрессии, крика и угроз не должно быть! Вы все интеллигентные люди – и должны решать вопросы мирно.
 
4. Конфликт из-за ухудшения знаний ребенка.
 
Бывает так, что ребенок приносит полнее достойные отметки, но знаний на такой балл у него не наблюдается (по крайней мере, в сравнении с другими знакомыми детьми). Причин такого расхождения может быть две: слабый учитель или разная программа. В первом случае достаточно просто попросить другого учителя по этому предмету протестировать Вашего ребенка. Если он высказывает знания «на троечку», а в четверти у него стоит твердая «пятерка» - значит, учитель действительно слабый. В этом случае Вы можете попросить заменить учителя (что может быть невозможно, так как этот предмет ведет в школе только один учитель), либо перейти в другую школу, если предмет для Вас действительно важен.
 
Во втором случае можно узнать, по какой программе, учится ребенок, с которым Вы сравниваете своего. Возможно, что там абсолютно другая программа – и то, что знает другой малыш, Ваш еще просто не может знать. В этом случае конфликт исчерпан – учитель, скорее всего, сильный, и Ваш ребенок скоро получит те знания, которые есть у его сверстника.
 
Если же Вы обнаружили в школе серьезные системные проблемы, которые Вы не в состоянии решить: непрофессионализм учителей, нездоровая обстановка в школе – уход из класса или школы можно считать оправданным. Но, переходя в другой место, сформулируйте для себя требования, которые Вы хотите. Но не перечисляйте свой претензии с приставкой «не» - то есть, «хочу, чтобы моего ребенка не обижали в школе», «хочу, чтобы моему ребенку не занижали оценки» и т.д. Наоборот, переделайте все пожелания в позитив: «хочу доброжелательных отношений в классе», «хочу адекватных оценок для своего ребенка». Ну и, конечно, не забудьте спросить у самого ребенка, хочет ли он уходить из школы!
 
И помните главное правило: нет таких конфликтов, которые нельзя было бы решить мирным путем. Важно только желание, терпение и приложение усилий.
 

по материалам группы https://vk.com/feed?w=wall-2756772_109797

Полезна: 6 голосов Не полезна: 0 голосов

Предлагаем почитать

Как школьнику выбрать будущую профессию? Советы родителям: на что стоит обратить внимание
РодительVSРебенок. Кто вправе выбирать профессию – взрослый или подросток? Как помочь ребенку в самоопределении, пояснила тюменский психолог
Профориентация: чем родители могут помочь подростку? Советует детский психолог, тьютор, сотрудник СПбГУ (г. Санкт-Петербург) Иван Кулаков

Конфликт "Школьный треугольник": учитель-ученик-родители

Как же разрешить конфликт между учеником, учителем и родителями с минимальными потерями?

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Клиника "Детский Доктор"

Личный врач для Вашего ребенка. Узкие специалисты. Консультации по грудному вскармливанию, питанию, массажу, закаливанию, по лечению также на дому.

Подробные условия