Как запомнить информацию, если сразу после прочтения все вылетает из готовы? Оказывается, для этого существует множество методов и условий. Нет зубрежке! В этой статье собраны советы, которые помогут запоминать большие и малые объемы информации надолго.
Запоминать информацию надолго необходимо всем: учителям и ученикам, детям и родителям. Конечно, с самыми большими ее объемами мы сталкиваемся в периоды аттестаций и экзаменов. Что же делать, если прочитанный вечером 10 раз текст на утро воспроизводится уже с горем пополам? Возможно, дело в самом процессе запоминания и фиксации. Психологи и специалисты уверены: обычное зазубривание тут не поможет.
= Рассказывайте о том, что вы прочитали
Большая часть той информации, которую мы поглощаем в школе или на работе, достаточно тяжеловесна. Вряд ли отчеты за вторую четверть, научные статьи о смешанном обучении или культурологических дискурсах, можно назвать легкими. Специалисты советуют: просто перескажите друзьям, родителям или коллегам материал. Во-первых, вряд ли вам удастся слово в слово, путаясь в терминах и причастных конструкциях, повторить прочитанную информацию. Во-вторых, пересказ задействует другие участки головного мозга. В-третьих, воспроизводя информацию, вы запомните ее в своем, "переваренном", но верном виде. Все как в анекдоте про молодого учителя: объяснил им тему в 10-й раз, уже и сам запомнил, и сам понял, а они все никак.
= Обсуждайте и спорьте
"Если у меня есть собственное мнение насчет прочитанного, то я уж точно не забуду его суть", – как-то сказал мне ученик, и был абсолютно прав. Речь на тот момент шла о Холодной войне и деталях внешней политики США. Необходимость поиска аргументов для дискуссии в классе привела к эмоциональной связи с материалом. Когда помнишь, что вовремя выдвинутый факт может "поразить противника", запоминание его становится почти приятным действием. Выкладывайте свое мнение в социальные сети, комментируйте материал, устраивайте дискуссии с друзьями – метод проверен многими годами учебы на историческом факультете, а уж там запомнить огромный объем информации просто необходимо.
= Фиксируйте прочитанное: записывайте
Если в данный момент ваша цель – запомнить научную статью, отчеты или сложный материал, то без заметок не обойтись никак. Метод конспектов связан с решением этой трудностью: фиксируя услышанное или прочитанное в удобной наглядной форме куда проще понять "мысль автора". Используйте яркие цвета (не более 2-х кроме синего) или обозначения, выделяйте формулы маркером, составляйте списки.
= Фиксируйте прочитанное: рисуйте
Как вы думаете, почему инфографика и наглядные пособия столь популярны в образовательной среде? Да потому что визуализированную информацию куда проще принять, понять и запомнить. Читая трудный и перегруженный терминами материал держите рядом лист бумаги, фиксируя на нем основные связи в тексте. Стрелочки, подчеркивания, зачеркивания и даже обычный человечек обязательно помогут: вы можете не вспомнить точную фразу, но вспомните расположение термина на листе и окружающие его связи, а после методом ассоциаций "вытяните" нужную информацию из памяти.
= Мнение эксперта: метод ассоциаций, эмоции и эстетика письма
Если вам необходимо запомнить информацию не только быстро, но и надолго, придется работать с памятью серьезно. Самым удобным методом, который я часто использую в своей работе, является метод ассоциаций. Оставляйте своей памяти напоминания: ментальные и физические. Запоминайте образы, читая книги, пусть они будут смешными или серьезными, но истинно вашими. Пишите на листочках или стикерах напоминания или цитаты, размещая их вокруг своего рабочего места (подойдет и школьникам, и взрослым). Первое время возвращайтесь к написанному чаще, после – отслеживайте "краем глаза". Вторым любимым способом считаю эмоциональную связь: обсуждать прочитанное и писать мини-эссе, высказывая свое мнение, действительно очень важно. К тому же, так вы прокачаете еще и навыки письма и структурирования информации, а без них в будущем школьнику будет очень тяжело с поиском работы. И обязательно выписывайте красивые фразы, если читаете художественную литературу, или важные мысли, если речь о научной. Зубрежка сама по себе бесполезна, мы читаем, чтобы обогащать наш интеллект и речь.
= Когда лучше всего запоминать информацию?
Несмотря на то, что среди нас живут как совы, так и жаворонки, ученые пришли к мнению: самый важный текст лучше читать рано утром или в первой половине дня. Перед сном, когда у нас больше всего времени, читать с целью что-либо запомнить почти бесполезно, запоминание только ухудшается. Существуют и исключения из правил: если вам лучше всего мыслится (именно мыслится, так как запоминание – не механический процесс, а творческий, если речь о понимании прочитанного) вечером или ночью, запланируйте это время суток.
= Где лучше всего запоминать информацию?
Тут мнения могут опять разойтись. Кто-то настоятельно советует учить в тишине, а кто-то так привыкает к стороннему шуму, что совершенно спокойно готовится на переменах, в перерывах и в грохочущем метро. Но я настоятельно советую школьникам готовится в спокойной обстановке. Найдите место, где ничто не будет вас отвлекать, бросаться в глаза и перетягивать внимание на себя. Чем дольше мы сосредотачиваемся на необходимости запоминать и понимать, тем меньше нам этого хочется. Если процесс заучивания или даже просто чтения будет ассоциироваться у вас с негативом и раздражением, то его результаты вряд ли будут удачными.
- Ольга Давыдова
по материалам группы Дети дома. Дети читают
Личный врач для Вашего ребенка. Узкие специалисты. Консультации по грудному вскармливанию, питанию, массажу, закаливанию, по лечению также на дому.
Подробные условия