Чтобы помочь ребенку определиться с профессией, нужно долго с ним разговаривать (и лучше без токсичных фраз ), вместе пытаться искать путь к успеху (и обсуждать, что вообще такое — успех), изучать перспективные профессии, спрашивать совета у специалистов, пробовать, ошибаться и считаться с мнением подростка, даже если оно отличается от вашего. Вспоминаем все, что мы уже писали на эту тему, и отвечаем на главные вопросы родителей.
Когда нужно начинать профориентацию?
Чаще всего серьезно вопросом профориентации начинают задаваться, когда ребенку исполняется 14–15 лет. И это логично, потому что в данном возрасте у человека уже формируются некоторые представления о современном мире и профессиях в нём, а также о собственных интересах. Плюс подростковый возраст — время первых серьезных решений: уходить из школы после 9-го класса или же учиться до 11-го и начинать подготовку к вузу. Принятие этого решения может стать серьёзным стрессом для всей семьи.
Чтобы снизить тревогу, разумно будет начать процесс выбора пути заранее. Конечно, не нужно, чтобы ребёнок, идя в пятый класс, точно знал, кем он станет, когда вырастет: за годы и мир, и представления о нём могут сильно измениться. Но важно, чтобы он видел доступные ему сферы, мог получить доступ к инструментам для развития в них и подходил к окончанию девятого класса с набором вариантов.
С чего тогда начать? С профориентационного теста?
Конечно, тестов на профориентацию много, и вы можете найти их в интернете. Да, они не скажут ничего конкретного, но могут стать хорошим стартом. Лучше всего, если тест получится пройти вместе с психологом — подойдет и школьный, и частный специалист. Психолог поможет проанализировать результат, а это сделает выбор более точным.
Важно понимать, что профориентация, особенно в современном мире, — это не столько выбор конкретной профессии (профессии сегодня очень быстро трансформируются, исчезают и возникают), сколько набор оптимальных факторов: с людьми человек будет работать или с техникой, в корпоративной среде или индивидуально, насколько важны для него социальная защищенность и творческое самовыражение и так далее. Для всего этого очень важно понимание особенностей личности, и консультация психолога может стать здесь хорошим подспорьем.
Чем я ещё могу помочь ребёнку? Хочу подойти к принятию решения серьезно
Первое, что вы можете сделать уже в раннем возрасте, — разговаривать и наблюдать: что ребёнку нравится? Увлечения и даже манера поведения так или иначе говорят о личности, и из этого можно сделать выводы о том, что подойдет человеку в будущем.
Желание все время играть в больницу может и не означать, что ребёнку подходит профессия врача, но, возможно, говорит о том, что ему важно проявлять заботу и брать на себя ответственность во взаимодействии с людьми. Если ребёнок хорошо улаживает конфликты в компании или лидирует в коллективе, это может быть сигналом того, что ему неплохо будет развивать управленческие навыки. А увлечение компьютерными играми может значить, что ребенку интересна эта сфера, — тогда почему бы не узнать про возможности карьерного развития в ней?
Будьте чуткими и прислушивайтесь. Предложите ребенку узнать о профессиях, связанных с тем, что ему интересно, где его увлечения и склонности могут быть применимы. Если вы не знаете многого об этой сфере, предложите сделать исследование вместе. Вы можете узнать о перспективах, о которых и не догадывались.
Пора решать, куда идти учиться, а ребёнок ничего не знает и не хочет
В таком случае принцип сохраняется тот же, что и в предыдущих пунктах, но с условием сжатых сроков. Если решите обратиться к психологу, дайте знать сразу, что времени у вас мало. Постарайтесь акцентировать внимание на вашей цели и получать как можно больше информации о сферах, связанных с конкретными увлечениями. Даже если это увлечение — гулять с друзьями во дворе (в этом случае, возможно, стоит обратить внимание на сферу коммуникаций). Также если есть возможность дать ребенку чуть больше времени и остаться в школе до 11-го класса, разумнее будет принять это решение.
Главное — не давите на ребенка и не принимайте решения за него. Не знать, кем ты хочешь стать, — нормально
Так же нормально понять в процессе или после обучения по специальности, что нужно заниматься чем-то другим. Если у ребенка нет никаких предпочтений, можно остановить выбор на наборе специальностей широкого профиля с упором на коммуникативные навыки и soft skills, которые пригодятся в любой профессии.
Ребёнку нравится профессия, которая мне кажется бесперспективной и нестабильной. Что делать?
К сожалению, когда вы не помогаете ребёнку сделать собственный выбор, а делаете выбор за него — особенно когда он уже определился с областью своих интересов, — вы создаете и себе, и ему много потенциальных проблем. В дальнейшем они будут связаны с чувством упущенных возможностей, неудовлетворенностью собой и профессией, обидой на вас.
Переживать за финансовое и социальное будущее ребенка нормально — но учитывайте, что вы не обладаете всей информацией о доступных ему путях развития.
Например, вам кажется несерьезным его увлечение кино и театром, но в этой области достаточно специальностей, которые могут приносить стабильный доход, от кино- и театрального менеджмента до актерской работы в цифровых проектах.
Ребенок выберет путь практического применения своих навыков сам, когда понятия, которыми оперируете вы — стабильность, прибыльность, — станут ему доступны
Ваша задача сейчас — быть поддержкой и помочь определиться с направлением, которое поможет раскрыть потенциал личности и приобрести уверенность в себе.
Есть ли эксперты по профориентации подростков, к которым можно было бы обратиться?
Такие эксперты есть, и работа с ними сильно упрощает путь выбора будущей профессии. Например, «Билет в будущее» от Worldskills — это проект ранней профориентации для учеников 6–11-х классов. После онлайн-тестирования, которое помогает определить сферу профессиональных интересов, участники больше узнают о самих профессиях под руководством опытных наставников. По итогам подросток получает рекомендации, в каком направлении и как ему развиваться.
Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.
Подробные условия