Родители – это самые близкие люди, которые могут оказать помощь ребенку в вопросах выбора профессии, побуждая его думать и анализировать свои склонности, желания и умения, свои сильные и слабые стороны. Родителям необходимо грамотно помочь ребенку в этом не простом деле, ведь выбор должен быть не только осознанным, но и соответствовать интересам и способностям ребенка.
Для родителей важно осознавать, что они лишь помогают ребенку определиться, а не определяются вместо него. Большинство подростков в 14 — 16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. Но нельзя снимать с подростка ответственность за совершаемый выбор. Ведь если ему кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учиться он будет не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.
Итак, задача родителей — не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как грамотно оказать ребенку помощь в профессиональном самоопределении? Предлагаем несколько советов.
1. Находите время для общения, поскольку информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе беседы с ним. Лучше всего завести разговор как бы "к слову". При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Активно вместе с ребенком собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. Сходите с ребенком на "день открытых дверей" в разные образовательные учреждения.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения, личностных качеств своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности, ситуации на рынке труда и реальной возможности трудоустройства после обучения.
4. Обсуждайте вместе с ним возможные "за" и "против" выбранной им профессии.
5. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках, секциях и т. д.
6. Если ребенок только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
7. Если ребенок не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
8. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Предложите ребенку подумать о требованиях, которым должна отвечать его будущая работа. Составьте список требований (уровень заработной платы, условия труда, занятость, престижность и т.п.) – впишите их в столбцы. А в строки впишите названия профессий, которые нравятся ребенку. Сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте плюс, если нет – минус. Проанализируйте, какая профессия набрала больше всего плюсов.
9. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
10. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами. Если возникают разногласия между вами и ребенком в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами.
11. Пройдите консультацию и профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя – свои личностные качества, способности, склонности, мотивацию.
12. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
13. Помогите своему ребенку подготовить "запасной вариант" на случай неудачи на выбранном пути.
Обсудите вместе с ребенком "Могу", "Хочу", "Надо", и удачи в выборе будущей профессии!
Группа кратковременного пребывания детей от 1,5 лет. Игровая деятельность, сказкотерапия, развитие речи, декоративно-творческие занятия. Сокопауза.
Подробные условия