Главная /  Библиотека / 18+ / Обучение и трудоустройство / Хочу, могу, надо, есть: как правильно выбрать профессию или поменять работу?

Хочу, могу, надо, есть: как правильно выбрать профессию или поменять работу?

Рекомендации опытного психолога

Выбор профессии начинается с понимания того, какие у человека есть интересы, определенные склонности (общение с людьми, тяга к формулам и цифрам, увлечение техникой или компьютером и т.д.) и главное – способности. По этому поводу Галина Резапкина предлагает интересный опросник для выявления скрытых мотиваций к разной деятельности.

Для чего вообще надо работать?

Последние опросы студентов показали, что на первом месте среди причин ожидаемо оказалось материальное благополучие, на втором – стремление к творчеству и на третьем – интерес к новым технологиям. С точки зрения психологии труда, важным в выборе остается все же самоопределение: понимание того, что вы хотите, можете, чего вам надо и что сейчас имеете!

На выбор профессии могут оказать влияние и типы личности, которые выделил Эрих Фромм. Например, особый "рыночный тип" характера, для которого главное правильно и умело себя продать, другой тип – эксплуататорский: "Беру то, что мне надо, несмотря ни на что!" Все перечисленное относится к одному слову – самопознание. Именно осознание своих черт личности поможет в выборе подходящей работы.

Самое важное в самоопределении – понимание того, что никто не вправе осуждать добровольный выбор человека. Он может занимать любую позицию и действовать исходя из нее (Например, "потребитель" живет по принципу "А что мне с этого будет?"). Главное делать все разумно и видеть разные варианты решений. Как прийти к такой осознанности, рассказала ведущий психолог Регионального центра "Семья" Джамиля Достовалова.

Как правильно выбрать свою профессию? В каком возрасте это надо делать?

– Временных или возрастных рамок для смены профессии или личностного роста нет. Никогда не поздно что-то менять, открывать для себя новое, получать иные навыки, "обрастать" знаниями и умениями.

Но все же можно выделить возрастные особенности по части самоопределения. Если выбор профессии стоит перед ребенком, то тогда на него сильно влияют родители и авторитетные взрослые. О чем идет речь? Обращают ли мама и папа внимание на развитие индивидуальных навыков ребенка (skills) – таких, которые пригодятся затем в работе.

Данные умения делятся на две категории: "мягкие" (коммуникация, решение проблем, адаптация) и "жесткие" (технические знания и умения). Мягкие навыки, на первый взгляд, кажутся несущественными, но на самом деле они крайне важны для профессионального взаимодействия и карьерного роста. Жесткие навыки включают технические знания, которые легко измерить и стандартизировать.

Когда некоторые склонности выявлены, я рекомендую перейти к осознанности. Могу предложить следующую схему для самоопределения: вначале необходимо понять, какие у вас есть ресурсы для будущей профессии (что у меня есть сейчас: образование, деньги, время), затем определить, что для меня важно в деле (большая зарплата, удобное расположение офиса, хороший коллектив) и обозначить действия (какие есть профессии, отвечающие моему профилю, и что нужно сделать, чтобы их получить).

Что делать, если подросток не хочет учиться, а рвется на работу?

– Подобные заявления – "Надоело учиться, скорее бы уже работать" – звучат и в кабинете психолога. В такой ситуации для детей в первую очередь необходимо обрисовать, что стоит за этим решением. Родителям стоит начать разговор с вопроса: "Почему тебе важно работать самостоятельно?"

Это поможет взрослому понять, с чем он имеет дело: либо ребенок хочет отстоять свое мнение, либо планирует заработать денег и ощутить некую независимость, либо он столкнулся с компанией, где этой идеей "заражены" его друзья.

Поговорить с подростком о том, куда он планирует тратить деньги, чтобы не вышло, как в том анекдоте: "В юности я думал, что если получать зарплату 25 тыс. рублей, то за четыре месяца можно накопить 100 тыс. рублей, а за год – вообще 300 тыс. Ой, как же я ошибался!"

Я рекомендую родителям быть на страже интересов ребенка, находиться в состоянии готовности всегда помочь, подхватить, но и давать при этом пространство ребенку для получения личного опыта. Здесь необходимо обозначить горизонты возможностей (например, когда есть образование – это расширяет дорогу в будущее).

Можно упомянуть и про наращивание нейронных связей. Сейчас поколение растет с высоким уровнем эмоционального интеллекта и интересуется психологией. Советы старайтесь давать мягко, чтобы не вызвать сопротивления. Просто рассказывайте, какие навыки и где можно приобрести.

А если ты уже не ребенок, но снова встает вопрос выбора профессии, что тогда делать?

– Такое действительно возможно, и это нормально. Предположим, человек до определенного момента делал все исключительно по предписанию родителей и вдруг понял, что работа не приносит удовлетворения. Перед тем, как все менять, я бы рекомендовала взвесить свои возможности. То есть хорошо продумать: "Если я сейчас пойду на другую работу, будет ли у меня такой доход, который удовлетворяет потребности – мои и моей семьи? Какие есть риски? Нужно ли мне действительно, чтобы работа была связана с общением (например)?" Часто желание сменить деятельность приходит из-за проблем в коллективе, тут необходимо честно, но мягко себя спросить: "Тебя не устраивает коллектив, а ты его?"

Обязательно посмотреть последствия перехода из одной деятельности в другую. Подумать, есть ли поддержка со стороны близких. Если решение принято осознанно, то почему нет? И подходить к выбору рекомендую по той же схеме: вспомнить, что ты узнал и чему ты научился, каким именно трудом тебе нравится заниматься, что у тебя для этого есть – социальные связи, образование, финансовая подушка и так далее.

Что такое хорошая работа в психологическом плане, чему она должна отвечать?

– Лично для меня это работа, на которой интересно, где ты позволяешь себе раскрыться в творческом плане, изучаешь новое, хорошо ориентируешься в деятельности. Чувствуешь, что приносишь пользу обществу, растешь и развиваешься, получаешь удовлетворение от результатов.

Что делать, если работаешь, но не нравится деятельность, которой ты занимаешься?

– На консультациях часто приходится сталкиваться с тем, что человек хочет поменять работу, потому что уже перерос выполняемые обязанности. Клиенты делятся тем, что чувствуют, как будто в последнее время выполняют какую-то автоматизированную работу, с которой может справиться любой человек. Психолог в такой ситуации помогает расставить приоритеты на сегодняшний день.

Важно понимать, что деньги – это необходимость, но при этом они лишь часть результата вашей работы. Как я уже говорила ранее, работа – это еще и статус, и общественное признание, и закрытие личностных потребностей, и возможность проявить себя. Не всегда деньги являются превалирующим фактором для получения удовлетворения от работы. Мне кажется наивной фраза: "Я все время на работе, а жить-то когда?".

Хочется спросить: "В какой момент вы решили, что работа – это не жизнь?" Профессиональная занятость – это часть жизни, причем большая, и вы на работе тоже живете. Так создайте свой комфорт в рабочем пространстве, чтобы трудиться с любовью и удовольствием.

Если у вас возникают трудности, психолог окажет помощь при выборе профессии. Он разберет ваши интересы, склонности и способности, а профориентолог расскажет о востребованных профессиях на рынке труда. Также специалист составит индивидуальный план действий, поддержит вас и поможет справиться со страхами и сомнениями.


фото и информация https://dzen.ru

Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

Предлагаем почитать

Профориентация: чем родители могут помочь подростку? Советует детский психолог, тьютор, сотрудник СПбГУ (г. Санкт-Петербург) Иван Кулаков
РодительVSРебенок. Кто вправе выбирать профессию – взрослый или подросток? Как помочь ребенку в самоопределении, пояснила тюменский психолог

Хочу, могу, надо, есть: как правильно выбрать профессию или поменять работу?

Рекомендации опытного психолога

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Детский развивающий центр "Лукошко"

Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.

Подробные условия