Главная /  Библиотека / 18+ / Обучение и трудоустройство / Хочу, могу, надо, есть: как правильно выбрать профессию или поменять работу?

Хочу, могу, надо, есть: как правильно выбрать профессию или поменять работу?

Рекомендации опытного психолога

Выбор профессии начинается с понимания того, какие у человека есть интересы, определенные склонности (общение с людьми, тяга к формулам и цифрам, увлечение техникой или компьютером и т.д.) и главное – способности. По этому поводу Галина Резапкина предлагает интересный опросник для выявления скрытых мотиваций к разной деятельности.

Для чего вообще надо работать?

Последние опросы студентов показали, что на первом месте среди причин ожидаемо оказалось материальное благополучие, на втором – стремление к творчеству и на третьем – интерес к новым технологиям. С точки зрения психологии труда, важным в выборе остается все же самоопределение: понимание того, что вы хотите, можете, чего вам надо и что сейчас имеете!

На выбор профессии могут оказать влияние и типы личности, которые выделил Эрих Фромм. Например, особый "рыночный тип" характера, для которого главное правильно и умело себя продать, другой тип – эксплуататорский: "Беру то, что мне надо, несмотря ни на что!" Все перечисленное относится к одному слову – самопознание. Именно осознание своих черт личности поможет в выборе подходящей работы.

Самое важное в самоопределении – понимание того, что никто не вправе осуждать добровольный выбор человека. Он может занимать любую позицию и действовать исходя из нее (Например, "потребитель" живет по принципу "А что мне с этого будет?"). Главное делать все разумно и видеть разные варианты решений. Как прийти к такой осознанности, рассказала ведущий психолог Регионального центра "Семья" Джамиля Достовалова.

Как правильно выбрать свою профессию? В каком возрасте это надо делать?

– Временных или возрастных рамок для смены профессии или личностного роста нет. Никогда не поздно что-то менять, открывать для себя новое, получать иные навыки, "обрастать" знаниями и умениями.

Но все же можно выделить возрастные особенности по части самоопределения. Если выбор профессии стоит перед ребенком, то тогда на него сильно влияют родители и авторитетные взрослые. О чем идет речь? Обращают ли мама и папа внимание на развитие индивидуальных навыков ребенка (skills) – таких, которые пригодятся затем в работе.

Данные умения делятся на две категории: "мягкие" (коммуникация, решение проблем, адаптация) и "жесткие" (технические знания и умения). Мягкие навыки, на первый взгляд, кажутся несущественными, но на самом деле они крайне важны для профессионального взаимодействия и карьерного роста. Жесткие навыки включают технические знания, которые легко измерить и стандартизировать.

Когда некоторые склонности выявлены, я рекомендую перейти к осознанности. Могу предложить следующую схему для самоопределения: вначале необходимо понять, какие у вас есть ресурсы для будущей профессии (что у меня есть сейчас: образование, деньги, время), затем определить, что для меня важно в деле (большая зарплата, удобное расположение офиса, хороший коллектив) и обозначить действия (какие есть профессии, отвечающие моему профилю, и что нужно сделать, чтобы их получить).

Что делать, если подросток не хочет учиться, а рвется на работу?

– Подобные заявления – "Надоело учиться, скорее бы уже работать" – звучат и в кабинете психолога. В такой ситуации для детей в первую очередь необходимо обрисовать, что стоит за этим решением. Родителям стоит начать разговор с вопроса: "Почему тебе важно работать самостоятельно?"

Это поможет взрослому понять, с чем он имеет дело: либо ребенок хочет отстоять свое мнение, либо планирует заработать денег и ощутить некую независимость, либо он столкнулся с компанией, где этой идеей "заражены" его друзья.

Поговорить с подростком о том, куда он планирует тратить деньги, чтобы не вышло, как в том анекдоте: "В юности я думал, что если получать зарплату 25 тыс. рублей, то за четыре месяца можно накопить 100 тыс. рублей, а за год – вообще 300 тыс. Ой, как же я ошибался!"

Я рекомендую родителям быть на страже интересов ребенка, находиться в состоянии готовности всегда помочь, подхватить, но и давать при этом пространство ребенку для получения личного опыта. Здесь необходимо обозначить горизонты возможностей (например, когда есть образование – это расширяет дорогу в будущее).

Можно упомянуть и про наращивание нейронных связей. Сейчас поколение растет с высоким уровнем эмоционального интеллекта и интересуется психологией. Советы старайтесь давать мягко, чтобы не вызвать сопротивления. Просто рассказывайте, какие навыки и где можно приобрести.

А если ты уже не ребенок, но снова встает вопрос выбора профессии, что тогда делать?

– Такое действительно возможно, и это нормально. Предположим, человек до определенного момента делал все исключительно по предписанию родителей и вдруг понял, что работа не приносит удовлетворения. Перед тем, как все менять, я бы рекомендовала взвесить свои возможности. То есть хорошо продумать: "Если я сейчас пойду на другую работу, будет ли у меня такой доход, который удовлетворяет потребности – мои и моей семьи? Какие есть риски? Нужно ли мне действительно, чтобы работа была связана с общением (например)?" Часто желание сменить деятельность приходит из-за проблем в коллективе, тут необходимо честно, но мягко себя спросить: "Тебя не устраивает коллектив, а ты его?"

Обязательно посмотреть последствия перехода из одной деятельности в другую. Подумать, есть ли поддержка со стороны близких. Если решение принято осознанно, то почему нет? И подходить к выбору рекомендую по той же схеме: вспомнить, что ты узнал и чему ты научился, каким именно трудом тебе нравится заниматься, что у тебя для этого есть – социальные связи, образование, финансовая подушка и так далее.

Что такое хорошая работа в психологическом плане, чему она должна отвечать?

– Лично для меня это работа, на которой интересно, где ты позволяешь себе раскрыться в творческом плане, изучаешь новое, хорошо ориентируешься в деятельности. Чувствуешь, что приносишь пользу обществу, растешь и развиваешься, получаешь удовлетворение от результатов.

Что делать, если работаешь, но не нравится деятельность, которой ты занимаешься?

– На консультациях часто приходится сталкиваться с тем, что человек хочет поменять работу, потому что уже перерос выполняемые обязанности. Клиенты делятся тем, что чувствуют, как будто в последнее время выполняют какую-то автоматизированную работу, с которой может справиться любой человек. Психолог в такой ситуации помогает расставить приоритеты на сегодняшний день.

Важно понимать, что деньги – это необходимость, но при этом они лишь часть результата вашей работы. Как я уже говорила ранее, работа – это еще и статус, и общественное признание, и закрытие личностных потребностей, и возможность проявить себя. Не всегда деньги являются превалирующим фактором для получения удовлетворения от работы. Мне кажется наивной фраза: "Я все время на работе, а жить-то когда?".

Хочется спросить: "В какой момент вы решили, что работа – это не жизнь?" Профессиональная занятость – это часть жизни, причем большая, и вы на работе тоже живете. Так создайте свой комфорт в рабочем пространстве, чтобы трудиться с любовью и удовольствием.

Если у вас возникают трудности, психолог окажет помощь при выборе профессии. Он разберет ваши интересы, склонности и способности, а профориентолог расскажет о востребованных профессиях на рынке труда. Также специалист составит индивидуальный план действий, поддержит вас и поможет справиться со страхами и сомнениями.


фото и информация https://dzen.ru

Полезна: 0 голосов Не полезна: 0 голосов

Предлагаем почитать

РодительVSРебенок. Кто вправе выбирать профессию – взрослый или подросток? Как помочь ребенку в самоопределении, пояснила тюменский психолог
Как школьнику выбрать будущую профессию? Советы родителям: на что стоит обратить внимание

Хочу, могу, надо, есть: как правильно выбрать профессию или поменять работу?

Рекомендации опытного психолога

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Детский сад полного дня "Лукошко"

Сад на полный день для детей от 1,5 лет. Разновозрастный коллектив. Методики раннего развития Монтессори, Никитиных, авторские методики. Костюмированные праздники. Городская субсидия по оплате.

Подробные условия