О "заманушках", сверхзадаче и видеозаписях.
Даже самый косноязычный человек может стать отличным оратором, уверена руководитель проекта «Институт публичных выступлений» Ирина Баржак. О том, как перевоплотиться из волнующегося заики в великолепного ритора, она рассказывает на тренинге «Волшебная кнопка против волнения и другие принципы успешного выступления». Сначала эта методика обрела популярность у тюменских бизнесменов, топ-менеджеров, руководителей среднего звена и студентов, а затем вышла далеко за пределы области и даже легла в основу книги. О том, как работает «волшебная кнопка против волнения», Ирину расспросил наш корреспондент.
- Ирина, неужели «кнопка против волнения» существует?
- Безусловно. И все участники тренинга убеждаются в этом на очень простых примерах. Но для того, чтобы научиться «включать» эту кнопку, необходимо работать над собой и учиться.
- Открой же секрет, где она находится?
- Конечно, в голове. На самом деле «волшебной кнопкой» я называю цель выступления. Или его сверхзадачу. Ее обязательно нужно сформулировать для себя, прежде чем выходить на публику Перед артистами театра или кино цель ставит режиссер, и в этот момент они концентрируют свое внимание только на ее достижении. Их не заботит то, как они выглядят, комфортно им или нет, они как пущенная стрела: напряжены, сосредоточены и сконцентрированы. И тогда волнение отступает на второй план, становится просто фоном выступления.
Перед тем, как сесть за написание книги, я решила расспросить своих друзей и коллег, каким было их первое выступление. Почти все описывали свое состояние одинаково: волнение, пересохшее горло, дрожащий голос, потные ладони, подкашивающиеся ноги и прочее. И только одна девушка рассказала, что ее первое выступление – доклад в институте, было победным. Она ждала этого дня, чтобы разбить в пух и прах устоявшиеся гипотезы, и у нее получилось! Ее провожали аплодисментами. Девушку удивил мой вопрос о том, волновалась ли она. Ответ был: «Не помню. Похоже, что нет».
Когда у нас нет цели, мы сосредоточены на самих себе, на том, как выглядим, как и что говорим, как себя при этом чувствуем. Именно в такие моменты волнение и накрывает нас с головой. Не скрою, несмотря на большой опыт выступлений, если я не ставлю перед собой цель, волнение возвращается и ко мне.
- То есть «кнопка» работает не всегда?
- Всегда, если ее «включать в сеть». Поставить цель – не значит отделаться общими фразами типа «донести до молодежи подлинную красоту патриотизма», отнюдь. Цель должна быть волнующей, греющей, эмоциональной и выражена действенным глаголом. Такие глаголы описал Станиславский в своей системе, их много: убедить, доказать, перетянуть на свою сторону и так далее. Список «подсказок» я предлагаю всем слушателям «Института публичных выступлений».
В режиссуре существует такое понятие, как «объект внимания». Если во время выступления объектом внимания является то, как я говорю, как выгляжу, как на меня смотрят – мандраж накрывает с головой. Но в ту секунду, когда перед выходом на публику докладчик переносит внимание с себя на зрителей, иногда на кого-то конкретного, срабатывает «выключатель волнения», та самая «волшебная кнопка». Человек сразу становится убедительным, эмоциональным, заразительным. Во время деловой игры я то даю выступающим цель, то отбираю ее. Этот прием помогает наглядно продемонстрировать, как с исчезновением цели пропадают также убедительность, обаяние и харизма докладчика.
Могу сказать, что совсем избавиться от возбуждения, вызванного публичным выступлением, безусловно, не получится. Волнение, как правило, остается легким фоном. Но оно уже не мешает: не сковывает движения, из-за него не пересыхает в горле, не трясутся колени, не дрожит голос. Поставить цель – самое сложное. Дальше все идет гораздо легче. Достаточно соблюдать остальные девять правил, а они просты.
- Откроешь их для читателей?
- Конечно, в них нет ничего сверхсекретного. Не я их придумала – лишь обобщила опыт своей театральной жизни и телевизионной практики, чтобы помочь своим коллегам. Например, нужно расставлять в докладе так называемые «заманушки». То есть использовать слова-маркеры «мы сейчас забежали вперед, обо всем по порядку», «об этом чуть позже», «об этом – в финале моего доклада». Их должно быть не менее трех в одном докладе. И тогда зритель из любопытства будет продвигаться вместе с вами все дальше, испытывая интерес к тому, что же еще вы ему расскажете.
Но думаю, за время интервью мы не сможем полноценно раскрыть все принципы. Для того, чтобы все стало понятным, я написала книгу «Волшебная кнопка против волнения и другие принципы успешного выступления». Отрывки из нее можно прочесть в моем блоге на сайте orator72.ru.
- Тогда расскажи подробнее о своем проекте, для кого он? Как и когда появился?
- На днях просматривала свои старые презентации, оказалось, что свой первый тренинг я провела еще в 2012 году. Но названия «Институт публичных выступлений» тогда еще даже не существовало. Это был мой порыв, желание помочь своим коллегам. Работая в ИТ-сфере, заметила, что талантливые, обаятельные, невероятно умные руководители теряются на сцене и становятся какими-то бесцветными, тусклыми, выступают скучно, долго и неинтересно. Я знала, как это исправить, а потому разработала презентацию, снабдила ее деловыми играми и презентовала проект коллегам. Им понравилось, они потребовали продолжения. Так появился второй модуль, а за ним – третий и четвертый. А затем слава о тренинге начала распространяться среди единомышленников: меня пригласили выступить на Международном ИТ-форуме в Ханты-Мансийске, затем – в ИТ-департаменте Сургутнефтегаза, интерес к проведению цикла тренингов для предпринимателей-инноваторов проявил Бизнес-инкубатор Тюменского технопарка. Так появился на свет проект «Институт публичных выступлений». Придумать название мне помог известный маркетолог Игорь Качалов (г. Москва), у него это получилось легко, мимоходом, но его добрый совет стал для меня очень важным. С тех пор проект «Институт публичных выступлений» стал моим увлечением: довольно часто по выходным или по вечерам я провожу тренинги для бизнесменов, политиков, студентов и всех, кому нужно уверенно выступать на публике.
- На тренинг стремятся попасть новички или бывают и опытные спикеры?
- Самое удивительное, что наибольший процент слушателей – опытные топ-менеджеры, которые регулярно выходят к зрителям защищать свои проекты либо рассказывать о новинках. Именно успешных людей отличает желание учиться и совершенствовать свои выступления. На днях один из директоров компании «Этажи» удивил меня тем, что проехал 400 километров, чтобы попасть на тренинг. Речь шла о субботнем утре. Для меня это было равносильно подвигу. А от одного из слушателей – директора московской консалтинговой компании Александра Михайлова, мне поступила просьба сделать экспресс-аудит его выступления. Так родилась новая услуга. Сейчас можно заказать не только тренинг, но и обратную связь по поводу доклада на конференции. Эти люди меня удивляют и восхищают. Они знают, что у них неплохо обстоят дела с публичными выступлениями, но готовы воспринимать новую информацию, чтобы стать еще лучше и эффективнее.
- Сейчас появилось очень много бизнес-тренеров , и практика сотрудничества со многими из них показывает, что они мало чем помогают…
- Честно скажу, это было одним из сдерживающих факторов для меня в развитии моего проекта. Само понятие «бизнес-тренер» уже иногда звучит как ругательное. Мне очень часто хотелось «отряхнуться» от этого определения, но пока лучшего никто не придумал. Мы обсуждали этот вопрос с екатеринбуржским бизнес-тренером Анной Печеркиной, и она направила мои мысли в нужное русло: мол, должны же быть профессионалы среди этих «псевдотренеров». И они действительно нужны. Когда люди рассказывают, каким приемам их учили, чтобы лучше выступать, мне иногда становится неловко за коллег. Мол, представьте своих зрителей, сидящих на горшках, и тому подобное. Это несерьезно. Хотя не исключаю, что может помочь одному конкретному человеку в одном конкретном случае. А ведь люди заплатили деньги, чтобы услышать методику.
Мое первое образование – режиссура и актерское мастерство, именно поэтому я уверена, что имею право преподавать искусство публичных выступлений, в противном случае даже не стала бы браться за эту тему. У артистов, как и у представителей других профессий, есть свой инструментарий, благодаря которому они могут вызывать у зрителей определенные реакции. Я стараюсь дать выжимку из того, чему научилась за время учебы на кафедре режиссуры. Когда-то Константин Сергеевич Станиславский собрал необходимые знания в одну систему, и она многие годы помогает артистам. Для тех, кому некогда 5 лет изучать актерское мастерство, читать все девять томов, написанные мэтром, я преподношу выжимку из этих знаний, от себя в эту практику я добавляю лишь то, чему научилась на телевидении и подсмотрела у мастеров. Это реальные работающие, эффективные инструменты.
- Слышала, что ты, в отличии от прочих бизнес-тренеров, не рекомендуешь смотреть свое выступление на видео. Почему?
- А вспомните, хотя бы один спектакль или концерт, который вы посмотрели в зале, а затем на видео. Отличается ли эффект? Эмоции? Можете ли вы, глядя на экран телевизора, понять тех людей, которые с места сорвались танцевать где-то в Кремлевском дворце?
Когда вы выступаете, самое важное происходит не на сцене и не в зрительном зале. Главное – это электричество между спикером и публикой. А именно оно не попадает в кадр. Зато на видео отлично видно, как торчат мои уши, как разлохматились волосы, как сбилась одежда, какая я толстая, как глупо смеюсь, как оговариваюсь и прочее. Это лишь усиливает мои комплексы, и после просмотра своего видео ни одному нормальному человеку не хочется выходить на сцену еще раз. А иногда бывает, что на видео мы видим прекрасного спикера с красивыми движениями, поставленным голосом и восхитительными интонациями, но зритель в этот момент спит… Потому оценивать свое выступления лучше по зрительскому вниманию и 10 критериям.
- Скажи, неужели за 2-3 часа можно научить людей выступать на публике?
- Как правило, я начинаю обучение со слов «научить ничему нельзя, можно только научиться». Безусловно, три часа (полтора часа теории и полтора практики) – это мало, но достаточно, чтобы обозначить общее направление движения. Однако, как правило, даже самые занятые люди просят в итоге увеличить время тренинга либо посещают дополнительные модули с другой группой.
Самым эффективным я считаю курс обучения в 2-3 дня с одним коллективом. За это время мы успеваем не только разобрать теорию, но и в игровой форме попрактиковаться, попробовать новые роли, разобрать и отрепетировать будущие доклады. Придумать для них истории, образы, героев. Моя цель – вдохновить. Проработать ошибки и снова вдохновить. И когда человек начинает чувствовать вкус к выступлениям и получает от них удовольствие вместо трясущихся рук – это наша общая победа.
- Каждого ли человека можно научить выступать на публике или это возможно только при наличии у него определенных задатков и опыта?
- Знаешь, в этом мире зачастую самыми великими ораторами становились те, у кого на это было очень мало шансов. Например, Демосфен – небольшого роста, шепелявый, неказистый, с нервным тиком и тихим голосом. Он поставил перед собой цель стать хорошим оратором и добился своего, войдя в историю. Человек без рук и ног Нин Вуйчич благодаря публичным выступлениям, вдохновляя миллионы людей по всему миру, стал миллиардером. Часто слышу от разных людей «у меня нет данных, у меня нет таланта» и прочие отговорки. Достойно выступать со сцены может абсолютно каждый, нужно лишь этого захотеть. Важно понимать, что сейчас я говорю не об артистах, которые играют роли в театре или кино. Там действительно важен и нужен талант. Речь о докладах на конференциях, перед советом директоров и тому подобным. Без навыка публичных выступлений, умения защищать собственные проекты и отстаивать убеждения сейчас невозможно представить себе ни одного успешного человека. И я снова утверждаю – достойно выступать может каждый. Попробуйте, у вас обязательно получится!
Ссылка
Отредактировано ИринаБаржак 02.07.2015 13:05