когда-то прочитала, что хвалить надо обязательно, но делать это надо правильно: не в общем, типа "Ты такой молодец / умница / ловкий / смелый" и т.п., а за конкретные дела, причем используя фразы, которые показывают ваше личное отношение к сделанному. Типа "Я так рада, что ты помог мне прибраться", "Мне очень нравится твой рисунок" ну и т.д. Таким образом у ребенка не формируется "зависимость" от похвалы, как в случае с общими оценочными фразами "ты молодец".
SsaaА мне что-то это не кажется хорошей идеей... а какой смысл тогда стараться, если все равно похвалят?
нужно хвалить за старание (даже если не старался)
SsaaВот это ближе к истине вроде. Т.е. у него могло не получиться что-то, но он пытался делать и делал. Тогда, конечно, надо хвалить. Но с возрастом начинать мягко указывать на те моменты, которые можно было бы сделать лучше. Ну чтобы было к чему стремиться-то.
Особенно если он что-то делает, или Вы хотите чтоб он делал, нужно хвалить, каков бы ни был результат.
malehbkayГлавное - чтобы деть понимал, за что конкретно ему говорят "молодец".
Машутка, я тоже не знала что так хвалить надо, мы когда к горшку приучались, говорили молодец и в ладоши хлопали, теперь он сам себе в лодоши хлопает, хвалит себя.
* Скажите, что вы видите. Простое, безоценочное высказывание ("Ты сам надел ботинок" или даже "Ты сделал это" покажут ребенку, что вы это заметили. Оно также позволит ему гордиться тем, что он сделал. Также в некоторых случаях имеет смысл более подробно описать увиденное. Если ваш ребенок рисует картину, вы можете дать ему обратную связь (безоценочную) о том, что вы видите: "Какие огромные горы!" "О как ты сегодня много использовал фиолетовой краски!"
Когда ребенок проявит заботу или щедрость, вы можете осторожно обратить его внимание на то, какое впечатление произвели его действия на человека : "Посмотри на лицо Абигейл! Кажется, она очень счастлива, что ты дал ей кусочек своего бутерброда!" Это разительно отличается от похвалы, где акцент ставится на ваших чувствах связанных с этим поступком.
*Говорите меньше, спрашивайте больше.
Вопросы даже предпочтительнее описания того, что вы видите. Почему бы не спросить у ребенка, что он думает о своем рисунке, вместо того, чтобы самим рассказывать о том, какая часть рисунка вас больше всего впечатлила? Спрашивая "Какая часть рисунка далась труднее всего?" или "Как ты догадался, какого размера нарисовать фут?", вы скорее всего подпитаете его интерес к рисованию. Сказав "Молодец!", как мы выяснили, можно получить прямо противоположный эффект.
Это не значит, что вредны все комплименты, все благодарности, все выражения восторга. Мы должны осознавать, что нами движет, когда мы вкладываем тот или иной смысл в наши слова (искреннее выражение восторга предпочтительнее сильного желания управлять будущим поведением своего ребенка) также хорошо, как и то, какого эффекта мы собираемся достигнуть. Помогают ли наши реакции ребенку в том, чтобы он почувствовал контроль над своей жизнью, или он будет постоянно оглядываюся на нас в поисках поддержки? Помогают ли они ему больше радоваться тому знанию, что все что он делает, это именно то, что ему нужно, или превратят его в нечто, что хочет только одного - чтобы его погладили по головке.
ты у нас БОЛЬШОЙ мальчик!'
Игровые развивающие занятия для детей от 1,5 до 6 лет. Встречи с психологом, педиатром, юристом. Детские праздники. Библиотека журналов о детском здоровье и развитии.
Подробные условия