Ссылка
«Карательная» медицина
20:06 02.02.2016 | О ПРИВИВКАХ
В Рязани чиновники ополчились на детей, чьи родители отказываются от р. Манту.
Эту новогоднюю ёлку в 28-м детском саду шестилетняя Лиза, вероятно, не забудет никогда. Девочке доверили главную роль – Снегурочки, – с которой она блестяще справилась.
Однако сразу же по окончании утренника заведующая … выгнала девочку, пригрозив не пускать в садик, пока мама не принесёт справку от фтизиатра.
И такие случаи в Рязани не единичны. Массовые отстранения детей в Рязани от школ и детских садов начались в декабре из-за новых санитарных правил по туберкулёзу, которые предписывают в случае отказа от Манту предъявлять справку из тубдиспансера. Однако и там получить её не так-то просто, поскольку для этого фтизиатр предлагает пройти Манту, Диаскинтест или рентген.
«Дочке категорически нельзя делать эти процедуры из-за атопического дерматита, развившегося после прививки АКДС», – сетует мама Лизы Оксана Ш. Несмотря на медотвод, зав. д/с №28 потребовала предоставить справку из тубдиспансера, где для её получения доктор настаивала на рентгене, – и это при том, что детям до 14 лет рентген без показаний запрещён, к тому же, облучение при таком диагнозе недопустимо!
«Не нужно бояться рентгена, – уверяла врач Оксану. – Облучение настолько минимально, что сопоставимо с десятиминутной прогулкой под июньским солнышком!»
Тогда Оксана взяла доктора за руку и предложфила: «Что ж, раз это так безопасно, "прогуляйтесь" вместе с моей Лизой по рентгенкабинету, пока её будут просвечивать!»
«Видели бы вы, как врач, вырвав из моей руки ладонь, рысью бежала от нас!», – возмущается женщина.
Справку в тот день Оксана так и не получила, но после злосчастного утренника, когда дочка, рыдая, умоляла мать сделать хоть что-нибудь, лишь бы вернуться в группу, к друзьям и любимой воспитательнице, маме пришлось согласиться на рентген.
«Ситуация, на наш взгляд, неоднозначна, – считает председатель РООД «Родительское собрание» Д.В. Смирнов. – Родители вовсе не против профилактики туберкулёза, однако это необходимо делать безопасным способом, без вмешательства в организм ребёнка. Не случайно закон даёт родителям право на отказ от прививок и диагностических проб, тем более, что многие пришли к такому решению не на пустом месте, а основываясь на собственном горьком опыте».
Сегодня всё чаще сообщается о случаях массовых осложнений после Манту: Тверская область, Приморский край, случай в с Польное Ялтуново Шацкого р-на, где сразу 42 человека получили осложнения (подробнее об этом см. ЗДЕСЬ) .
«К сожалению, старшей дочке сделали в детском садике укол без моего согласия, – рассказывает молодая мама Екатерина С. – Результат: тяжелейшее обострение пиелонефрита. Мы полгода лечились! Приватно врачи говорят нам, что болезнь вызвана именно уколом Манту, однако официально назвать причину заболевания никто не осмелился».
Фтизиатры подтверждают: такое возможно. Если проба сделана вскоре после недавно перенесенной инфекции, когда иммунитет ослаблен, то могут активизироваться и начать размножаться микробы, населяющие организм любого, даже здорового, человека. Случается подобное и в начале инфекционного заболевания. «Выявить начало болезни порой сложно, – пишет врач-фтизиатр Л.В. Андреева. – Бывает так, что внешних проявлений нет, но бактерии или вирусы уже присутствуют в организме. В таком случае проба снизит иммунитет, и патогенные микроорганизмы начнут размножаться, что спровоцирует развитие инфекционного заболевания»
Ссылка
«А передо мной такая проблема не стоит, – с оттенком превосходства в голосе заявляет знакомая многодетная мама. – Для меня это вопрос послушания. Духовник благословил делать все прививки и Манту, мы и делаем. А уж вредно это или нет, я себе головку не забиваю. Колем каждый год – и ничего, все живы!».
Хочется ответить этой маме: слава Богу, что живы! Ведь даже наркоманы становятся очевидно больными не сразу, и довольно длительное время выглядят всё ещё живыми и даже здоровыми. Да и странное у женщины представление о послушании: свалить на духовника ответственность за принятие решения, которое не только по совести, но и по закону должны принимать родители! Ведь именно они, а не духовник и не Минздрав, отвечают за жизнь и здоровье доверенных им Богом чад, и в случае осложнений им и придётся нести на себе всё бремя ответственности. Потому Федеральным законодательством и предусмотрено наличие добровольного и информированного согласия. Признайтесь, многие ли из нас достаточно информированы в данной области?
Между тем, сами фтизиатры не имеют единодушия в этом вопросе: одни считают, что проба Манту устарела и пора переходить на Диаскинтест, другие уверены, что без Манту не обойтись; многие полагают, что прививка БЦЖ, которая делается новорождённым в роддоме, не только не справляется со своей задачей (об этом писал, в частности, акад. М. Перельман – см., например, «Фармацевтический вестник» 2003, № 11), но и заражает(!) детей. Эту позицию разделяют учёные-фтизиатры Б.В.Норейко, Г.Яковлева, Н.Камаева и многие другие. «Без соответствующей диагностики состояния иммунной системы, с помощью БЦЖ мы разносим туберкулёз и накапливаем его в поколениях среди восприимчивых к микобактериям людей», – пишет к. м. н. фтизиатр В.Сухановский в Национальный комитет по биоэтике РАН. При всех различиях мнений, специалисты сходятся в одном: система профилактики туберкулёза в России требует пересмотра.
Но пока учёные ведут научные споры и ожидают новых вакцин, «профилактика» в нашей стране идёт по старинке: сначала в организм младенца заносят микобактерию бычьего типа (с прививкой БЦЖ), а затем ежегодно отслеживают, как эта туберкулёзная палочка себя поведёт, чтобы «поймать» процесс на ранних стадиях активизации, для чего и проводится реакция Манту. При её постановке ребёнку вводится туберкулин (фрагменты микобактерии в сочетании с фенолом и др. ядовитыми веществами), что вызывает в организме аллергическую реакцию и очаг воспаления; его размеры и регистрируют при помощи линейки. Стоит ли говорить, что подобная система мер вряд ли способствует оздоровлению детей, являясь дополнительным фактором снижения иммунитета.
Между прочим, подобная практика существует лишь в т.н. «развивающихся» (а точнее сказать, бедных), странах, к которым почему-то до сих пор причисляют и Россию. В странах с высоким материальным достатком и прививку БЦЖ, и дальнейшее обследование проводят лишь в группах риска, причём диагностику проводят не внутри организма, а в пробирке – по анализу крови. Настоящая же профилактика туберкулёза предполагает улучшение условий жизни, отсутствие стрессов, полноценное питание и качественный отдых.
Потому всё больше родителей и отказываются сегодня от туберкулинодиагностики. Но с этим не желают мириться санитарные службы, и летом 2014 г. были приняты новые СП по туберкулёзу, требующие допускать таких отказников в детские коллективы при наличии справки от фтизиатра.
Несмотря на возмущение родителей, столь беспрецедентные шантаж и давление принесло свои плоды: подавляющее большинство мам и пап «сломались» и отправили своих детей на уколы, – ведь в случае отстранения многим из них пришлось бы бросить работу и сидеть с детьми. Некоторые согласились на дорогой квантифероновый тест (анализ крови из вены, цена его в Рязани - 4, 5 тыс. рублей). Иные попросту добыли «липовые» справки.
Другая часть родителей заняла более твёрдую позицию. Они объединяются, обивают пороги кабинетов, обращаются в СМИ и различные инстанции, пишут заявления в суды и прокуратуры. Закон, кстати, на их стороне. «Отказываясь от Манту, родители реализуют свои законные права, что не может повлечь каких-либо негативных последствий или преследования, – напоминает молодая мама, юрист по образованию, Виктория Н. – Недопустимо также оказывать принуждение гражданина к отказу от реализации своих прав». Это подтверждается и судебной практикой, – соответствующие определения в отношении аналогичных случаев в других регионах вынесли и Генпрокуратура, и Верховный Суд. Однако даже эти документы чиновники рассматривают так, как им хочется, выдёргивая отдельные фразы из контекста и трактуя их так, как заблагорассудится.
В Рязани к давлению на родителей подключилось Управление образования. Письма с цитатами из СП рассылает руководителям образовательных учреждений начальник ведомства В. В. Ерёмкин. Чиновник убеждён: он делает правое дело, создавая таким образом в школах и детских садах «безопасную» среду, защищая здоровых детей от… здоровых же детей.
Ведь не обследован - не значит, заражён!
Да, эти дети не обследованы на туберкулёз, ну так что ж? Они ведь не имеют ни клинических показаний к обследованию, ни жалоб! Детей не принято поголовно обследовать на гепатит, сифилис, проказу – сколько там ещё опасных болезней по списку? Отсутствие у ребёнка пробы Манту означает лишь отсутствие укола и не более того. Замечу, дети, которые регулярно проходят тубекрулинодиагностику ничуть не менее опасны, чем «отказники». Ведь Манту, помимо своей низкой информативности, показывает отсутствие заболевания лишь на период обследования и не даёт гарантии на год вперёд! А кто поручится, что через неделю или месяц после обследования ребёнок не окажется заразным? Подчеркнём: ещё полтора года назад, до вступления в силу новых СП, ребёнок, не прошедший Манту, не считался опасным; его назначили таковым директивно!
«Вы не сталкивались с проблемой, когда из-за одного больного открытой формой туберкулёза восемьдесят взрослых и целый класс детей должны были в течение полугода пропивать тяжелейшие препараты, которые "сажают" печень?!» – с пафосом вопрошает чиновник от образования. Он искренне верит в то, что бытовой контакт с заболевшим требует столь жёстких мер профилактики. Но, если это так, как же быть сотрудникам тубдиспансеров, контактирующих с больными в открытой форме? Неужели они вынуждены "сажать" себе печень в течение всей своей трудовой деятельности, десятилетиями пропивая курсы химиотерапии? Да нет, в рекомендациях по безопасности фтизиатров читаем о хорошем питании, полноценном отдыхе, гигиене и средствах индивидуальной защиты – маски, перчатки, – ежегодном обследовании. Повторю, речь идёт о людях, ежедневно контактирующих с действительно заразными больными! (Необходимо также учитывать, что по данным ВОЗ к туберкулёзу восприимчиво не более 1 % от всего населения).
А пока что новые санитарные правила дают свои горькие «плоды»: в декабре 2015 года произошёл трагический случай в Смоленске – шестилетняя Аня Иванушкина погибла во время укола Диаскинтеста на руках у родителей в тубдиспансере, куда девочку направили для уточнения диагноза после положительной пробы Манту. Всего полгода назад впала в кому 5-летняя рязанка из-за инсулинового шока, который развился в течение нескольких дней после уколов Манту и Диаскинтеста, сделанных с разницей в несколько дней. Благодаря помощи неравнодушных людей, семье удалось собрать деньги на реабилитацию ребёнка за границей. Однако чуда не произошло, и девочка так и осталась в вегетативном состоянии. Подавленные горем родители не хотят никому ничего доказывать, и причина тяжелейшей инвалидизации вряд ли получит официальную огласку.
Сколько же ещё таких случаев «один на миллион» скрывается от общественности? Сколько ещё детей будут принесены в жертву «профилактике», «охвату» и других священных коров современной медицины? Неужели наши медики забыли о принципе «не навреди»?
Зачастую они и сами удручены «завинчиванием гаек», которым подвергаются из-за постоянного давления сверху. Система здравоохранения, где на западный манер вместо человеческого отношения к пациенту во главу угла ставится следование пресловутым стандартам лечения, всё более выхолащивает традиционный для нашего общества подход, превращая медицину в бездушную машину, не замечающую реальных людей с их реальными бедами и болью. Нас давно пытаются причесать под западную гребёнку во многих областях жизни, и мы видим разрушительные последствия такой о нас «заботы» и в сфере образования, и в экономике, и в медицине, где безусловное и бездумное следование рекомендациям ВОЗ заменяют порой здравый смысл.
Тем временем, из рязанского тубдиспансера пришли добрые вести: в качестве альтернативы Манту предложен новый относительно недорогой и безопасный отечественный метод исследования in vitro (в пробирке), по анализу крови из вены – т.н. тубинфероновый тест. В лаборатории диспансера сообщили, что на первых порах анализ будет выполняться бесплатно, однако окончательное решение о порядке его проведения и дальнейшей стоимости ещё не принято.
Если так, у родителей может появиться безопасный способ получить требуемую справку от фтизиатра. Однако это не решает основную проблему: родители по-прежнему ощущают себя бесправными оппонентами гигантской карательной машины, в которую всё более превращается наша медицина. Вопреки федеральному законодательству, презумпции здоровья и просто здравому смыслу родители вновь и вновь должны доказывать, что их здоровые дети здоровы, ежегодно водя их в туберкулёзный диспансер на платный анализ крови.
«Вы делаете большое дело, – сказал нам на прощанье один из высоких чиновников от медицины, за поддержкой к которому мы обратились. – Не останавливайтесь, объединяйтесь, защищайте здоровье и права своих детей. Может быть, вместе вы и сумеете сделать то, на что я, в силу своей должности, не имею права».
Слова эти прозвучали хотя и не слишком-то весело, зато обнадёживающе.
Любовь КАНТАРЖИ,
член РООД «Родительское собрание»
P.S.
Когда статья уже была написана, своё мнение по теме высказал прокурор Рязанской области Олег ЧЕРНЫШ, назвав "отвод детей от образовательного процесса руководством образовательной организации в связи с отсутствием заключения врача-фтизиатра" правомерным.
Очень жаль, что в своих заявлениях Прокурор региона не руководствуется позицией Генеральной Прокуратуры РФ: «в соответствии с Федеральным законом «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» противотуберкулезная помощь гражданам оказывается только при наличии их согласия. Отказ родителей ребенка от прохождения им туберкулинодиагностики не должен повлечь ограничение его права на посещение образовательной организации».
См. также: "Астахов потребовал привлечь к ответственности должностных лиц, отстранивших ребёнка из-за отказа от Манту от посещения детского сада"
Ссылка
См. в прикреплённых файлах решение Прокуратуры по аналогичному делу в Оренбурге. Пример грамотного, основанного на законе, а не на эмоциях, решения.