УПОЛНОМОЧЕННЫЙ
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Советская пл., д. 3, г. Ярославль, 150000
Тел. (4852) 78-60-32
Факс (4852) 40-17-35
e-mail: baburkin@region.adm.yar.ru
17.03.2016 № ИХ.ОГ. 104 з.1 /упр16
Прокурору Ярославской области
государственному советнику юстиции 3-го класса
Ю.В. Верховцеву
ул. Некрасова, д. 5
Ярославль, 150000
Уважаемый Юрий Валентинович!
В адрес Уполномоченного по правам человека в Ярославской области продолжают поступать обращения граждан по поводу нарушения прав их
детей на получение образования в связи с применением санитарных правил, устанавливающих условие допуска в детские организации детей, туберкулинодиагностика которым не проводилась, только при предоставлении заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания.
Согласно доводам обращений, руководители муниципальных образовательных учреждений вручают родителям уведомления, издают соответствующие приказы об ограничении в посещении детьми детских садов и школ по причине отказа в постановке детям реакции Манту, непредоставлении заключения врача-фтизиатра. В свою очередь врачи-фтизиатры не располагают четкими рекомендациями о том, какие документы необходимо представить родителями детей для выдачи заключения и какие исследования требуется провести ребенку при отсутствии согласия на медицинское вмешательство.
В адрес Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации поступило информационное письмо Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка П.А.Астахова (от 02.03.2015 № упр/25 копия прилагается) относительно правомерности ограничений данных детей в праве на образование.
Изучив доводы, изложенные в обращении граждан, а также нормы действующего законодательства по данному вопросу считаю необходимым сообщить свою точку зрения по данному вопросу.
В соответствии ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 4).
Статьей 39 вышеуказанного закона установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2013г. № 60 утверждены «Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» (далее СП 3.1.2.3114-13).
Согласно требованиям пункта 11.2 СП 3.1.2.3114-13 профилактические прививки детям проводятся ссогласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетних граждан.
Указанная норма закона предусмотрена федеральным законодательством Российской Федерации, а именно статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Частью 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», устанавливающего правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемых в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации» граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок.
Согласно ч. 2 ст. 11 данного закона профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или законных представителей несовершеннолетних.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федеральным законом от 18.06.2001г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» противотуберкулезная помощь гражданам оказывается только при наличии их согласия.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.04.2012г. № 390н утвержден «Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи» (далее Перечень).
Согласно вышеуказанному Перечню – опрос, в том числе выявление жалоб, сбор анамнеза, осмотр, в том числе пальпация, антропометрические исследования, лабораторные методы обследования, в том числе клинические, биохимические, бактериологические, вирусологические, иммунологические, рентгенологические методы обследования, в том числе флюорография (для лиц старше 15 лет) и рентгенография, ультразвуковые исследования, допплерографические исследования, введение лекарственных препаратов по назначению врача, в том числе внутримышечно, внутривенно, подкожно, внутрикожно – являются видами медицинских вмешательств, на которое необходимо добровольное согласие.
По смыслу вышеуказанных норм граждане в добровольном порядке обладают правом отказа от проведения профилактических прививок в отношении своего ребенка. Принудительные меры к применению профилактических прививок законом не предусмотрено.
Кроме того, пунктом 5.7 СП 3.1.2.3114-13 определено, что дети, направленные на консультацию в противотуберкулезный диспансер, родители или законные представители которых не представили в течение 1 месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, не допускаются в детские организации.
Дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания.
Согласно решения Верховного Суда РФ от 17.02.2015 N АКПИ14-1454 положения пункта 5.7 не противоречат нормам действующего законодательства, так как не регулируют отношения, связанные с оказанием противотуберкулезной помощи несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет, а также не предусматривают медицинского вмешательства без информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на такое вмешательство.
Таким образом, данная норма не должна ограничивать права детей на образование в Российской Федерации, гарантированных Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно п. 5.1 СП 3.1.2.3114-13 в целях раннего выявления туберкулеза у детей туберкулинодиагностика проводится вакцинированным против туберкулеза детям с 12-месячного возраста и до достижения возраста 18 лет. Внутрикожную аллергическую пробу с туберкулином (далее - проба Манту) ставят 1 раз в год, независимо от результата предыдущих проб.
Пунктом 5.6 СП 3.1.2.3114-13 дан исчерпывающий перечень детей, направляемых в противотуберкулезный диспансер в течение 6 дней с момента постановки пробы Манту:
- с впервые выявленной положительной реакцией (папула 5 мм и более), не связанной с предыдущей иммунизацией против туберкулеза;
- с длительно сохраняющейся (4 года) реакцией (с инфильтратом 12 мм и более);
- с нарастанием чувствительности к туберкулину у туберкулиноположительных детей - увеличение инфильтрата на 6 мм и более;
- увеличение менее чем на 6 мм, но с образованием инфильтрата размером 12 мм и более;
- с гиперреакцией на туберкулин - инфильтрат 17 мм и более;
- при везикуло-некротической реакции и лимфангите.
Основания для направления ребенка в противотуберкулезный диспансер в случае отказа родителей от постановки ему реакции Манту в данном перечне отсутствует.
Таким образом, устанавливающий руководителями образовательных учреждений срок предоставления заключения врача-фтизиатра в 1 месяц при отказе в постановке детям реакции Манту, необоснован.
Кроме того, требованиями п. 3.1 СП 3.1.2.3114-13 предусмотрено выявление больных туберкулезом осуществляется врачами всех специальностей, средними медицинскими работниками медицинских и оздоровительных организаций.
Органы образования в указанный перечень не входят, решение о направлении ребенка к врачу-фтизиатру не принимают.
Согласно п. 3.2 СП 3.1.2.3114-13 при подозрении на туберкулез в медицинских организациях проводится обследование заболевшего в установленном объеме в целях уточнения диагноза.
При обнаружении во время обследования пациента признаков, указывающих на возможное заболевание туберкулезом, в целях постановки окончательного диагноза он направляется в специализированную медицинскую организацию по профилю "фтизиатрия" по месту жительства (3.3 СП 3.1.2.3114-13).
Кроме того, частью 2 ст. 5 Федерального закон от 17.09.1998г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» установлено, что возможность отказа в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения возможна только в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий.
Таким образом, медицинские работники, принимающие решение о направлении ребенка на обследование к врачу-фтизиатру должны учитывать санитарно-эпидемиологическую обстановку территории проживания ребенка, а также состояние здоровья его окружения.
При отсутствии указанных факторов, а также соответствующих медицинских показаний, направление медицинским работником ребенка на обследование к врачу-фтизиатру необоснованно.
Приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2012г. № 1346н утвержден «Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» (далее Порядок прохождения медицинских осмотров).
Согласно п. 2 вышеуказанного Порядка, медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего или его законного представителя на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Из пункта 4 Порядок медицинских осмотров следует, что при поступлении в образовательное учреждение несовершеннолетнему проводится предварительный медицинский осмотр.
Согласно перечню исследований при проведении предварительных медицинских осмотров, предусмотренному разделом 2 приложения № 1 к Порядку прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, обязательный осмотр детей при поступлении в образовательную организацию дошкольного, начального, основного, среднего общего образования осуществляется врачами - педиатр, невролог, детский хирург, детский стоматолог, травмотолог-ортопед, офтальмолог, оториноларинголог, детский психиатр, детский акушер-гинеколог, детский уролог-андролог.
Данный перечень является исчерпывающим. Осмотр и обследование врача-фтизиатра при поступлении ребенка в образовательную организацию не требуется.
Кроме того, в перечень иных медицинских осмотров (профилактический, периодический) обследование ребенка врачом-фтизиатром не входит.
Таким образом, наличие справка врача-педиатра о том, что ребенок «здоров» и отсутствие сведений об обследовании ребенка у врача-фтизиатра не является препятствием для посещения им образовательного учреждения.
Соответственно, отказ родителей (иных законных представителей) ребенка от прохождения им туберкулинодиагностики не должны повлечь ограничения его права на получение образования.
По вопросу того, что врачи-фтизиатры не располагают четкими рекомендациями о том, какие документы необходимо представить родителями детей для выдачи заключения и какие исследования требуется провести ребенку при отсутствии согласия на медицинское вмешательство, считаю необходимым сообщить следующее. По моему мнению, наблюдается бездействие врачей-фтизиатров медицинских организация Ярославской области постольку, поскольку они использует только один или два способа определения заболевания (например, проба Манту или Диаскин-тест), что является неправомерным. Согласно Методическим рекомендациям по совершенствованию диагностики и лечения туберкулеза органов дыхания, утвержденным Приказом Министерства Здравоохранения РФ от 29 декабря 2014 г. № 951, при диагностике туберкулеза легких могут применяться самые разнообразные методы (микробиологические и молекулярно-генетические, в том числе ПЦР (п. 5.1, 5.2), лучевые методы, в том числе спиральная компьютерная томография, ультразвуковое исследование легких и органов средостения). По данному вопросу мной уже направлен запрос в Управление Росздравнадзора по Ярославской области с просьбой принять необходимые меры для соблюдения медицинскими организациями и их работниками требований законодательства.
14.03.2016 года в мой адрес поступила жалоба гр. _______________, в которой он указывает на предвзятые действия _______при рассмотрении жалобы _________. о нарушении прав его ребенка на получение образования в связи с применением санитарных правил.
Направляю в Ваш адрес обращение _______. для проведения проверки на предмет законности и обоснованности позиции дошкольной образовательной организации, а также должностных лиц ______
Прошу Вас принять исчерпывающие меры по недопущению неправомерных действий образовательных и медицинских организаций Ярославской области, по принуждению родителей детей к прохождению туберкулинодиагностики и нарушения прав несовершеннолетних на получение образования в образовательных организациях Ярославской области. О результатах и принятых мерах прошу сообщить в мой адрес.
Приложение: Копия информационного письма Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка от 02.03.2016 № УПР/25 на 2 л. в 1 экз.
Копия жалобы ______. на 2 л. в 1 экз
Ссылка